Владимир Ермоленко, философ, о том, каким должно быть новое украинское государство. /Данило Павлов для Forbes Україна
Категория
Жизнь
Дата

«Какой общественный договор нам нужен?» Философ Владимир Ермоленко – о том, как построить новое украинское государство

Владимир Ермоленко, философ, о том, каким должно быть новое украинское государство. Фото Данило Павлов для Forbes Україна

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Идея общественного договора рождается в модерную эпоху. Ее первым автором является британец Томас Гоббс. Его «Левиафан» был атакой на греческую античность, прежде всего на Аристотеля. Последний считал, что политика – вещь естественная и что государства («полисы») естественно вырастают из меньших обществ (племен и общин). Гоббс утверждал, что политика – вещь искусственная. Люди придумывают и создают свое государственное устройство – так, как они, например, придумали корабли. Политика – сфера изобретений.

Гоббс творил в трагическом XVII веке. Когда он писал своего «Левиафана», Британия приходила в себя от гражданской, а континентальная Европа – от Тридцатилетней войны, у нас была Хмельнитчина. Гоббс приходил к выводу, что «естественное состояние» человека – это война всех против всех, а человек по своей природе – агрессивный и злой. Поэтому «общественный договор» нужен для того, чтобы защитить людей от них самих, дать людям гарантию от убийств и ограблений. То есть цель государства – безопасность.

Через несколько десятилетий после Гоббса другой британец Джон Локк считал, что в «естественном состоянии» люди не воюют друг с другом и способны жить в мире, сотрудничать и договариваться. Но, несмотря на основополагающее миролюбие, они все равно друг с другом конкурируют. Там, где есть конкуренция и спор, должен находиться арбитр, справедливый суд. Итак, главная цель государства – это не безопасность, а справедливость.

Спустя столетие после Гоббса швейцарец Жан-Жак Руссо дал другую теорию. Если Гоббс считал, что в естественном состоянии в человек изначально зол, то для Руссо – изначально добр. В то же время история обществ человека скорее испортила, чем улучшила, и теперь в обществе царит лицемерие, тщеславие, стремление возвыситься над другим. Поэтому цель идеального государства состоит в том, чтобы устранить ложные искажения, уничтожившие искреннего и открытого «естественного человека». Помочь человеку избавиться от навязанных масок и вернуться к развитию своих внутренних способностей. То есть добиться счастья – в античном смысле слова, счастья как «эвдемонии», жизни в соответствии со своей внутренней сущностью. Достичь полноты.

Какая из этих версий общественного договора нам нужна? В какой-то степени все. Но в верном балансе.

Нам нужна гоббсовская идея, что главная цель государства – безопасность. Новый украинский общественный договор – это такое переустройство государства и общества, чтобы они были нацелены на защиту государства и его граждан. Это возвращение к эйдосу Украины: казацкого государства как Войска Запорожского. Это сильная армия и резерв, возрождение военно-промышленного комплекса.

Далее – нам нужна идея Локка, что цель государства – справедливость. За 30 лет независимости мы очень мало внимания этому уделили. Нам не просто нужны честные суды. Нам необходимо понимание, что честные суды и правоохранительная система в целом – это государство. Это фундамент всего. Потому что государство – это, прежде всего, честный арбитр.

И, наконец, нам нужна идея Руссо, что главная цель государства – это полнота. Государство должно не только защищать и обеспечивать справедливость, но и создавать для гражданина возможность раскрытия своего потенциала. Через образование, культуру, гибкость рынка труда, стимулы к рождению и развитию новых граждан.

Безопасность, справедливость и полнота – вот три столба украинского общественного договора.

Владимир Ермоленко Философ

Защищенная жизнь, справедливая жизнь, реализованная жизнь – вот три цели.

Но украинский общественный договор должен также учитывать образ жизни общества. Его эйдос – в творческом хаосе. Его материя – анархическая, в хорошем смысле слова «ан-архия»: Украина – это общество, где отсутствует одна вершина пирамиды, «архе». Украина – это горный хребет: у нее не одно острие, а множество.

Поэтому «государства» в Украине не должно быть много. Мы не должны строить европейское «государство благосостояния», где государство вмешивается чуть ли не в каждую сферу жизни, или сложную забюрократизированную империю. Мы должны тщательно взвешивать, где именно государство нужно, а где все можно отдать на самоорганизацию граждан и частную инициативу, какие правила нам нужны, а какие будут связывать молодой украинский организм. Например, у третьей цели общественного договора – полноты – главным игроком должно быть общество.

Мы должны воспринимать свое государство как место для творчества. Готовых рецептов здесь точно не будет. Но точно будет ощущение, что мы делаем что-нибудь впервые. Для себя, для других, для мира.

Telegram-канал Forbes, ультимативный гид в мире украинского бизнеса. Присоединиться

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине