Категория
Лидерство
Дата

Ошибки мышления бизнесмена, которые могут повлиять на успех всей компании

Ошибки мышления бизнесмена, которые могут повлиять на успех всей компании /Getty Images

Getty Images

Наш мозг нацелен на быстроту и эффективность, и в погоне за этим может пренебрегать деталями и глубоким анализом событий. Это приводит к ошибкам, которые даже не осознаются, но могут негативно влиять на жизнь и бизнес

🎂 День народження у нас — подарунки вам. Forbes Ukraine чотири роки, тому даруємо 44% знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом FORBES4 до 31 березня. Оформлюйте зараз за цим посиланням

Когда руководитель пытается расширить штат сотрудников, то неосознанно среди десятков заявок выберет того, кто будет максимально схожим по возрасту и личностным характеристикам с остальными членами его команды. Даже несмотря на то, что будет убежден в своей непредвзятости и желании создать разнообразную команду.

Когда СЕО должен принять решение об инвестировании ресурсов в очень выгодный бизнес, который в прошлом имел несколько неудач, то он, вероятнее всего, откажет этому бизнесу, не подозревая, что роль играют предубеждения и что он теряет возможности.

Таких историй могут быть десятки. Каждый раз принимая быстрые решения, вырабатывая навык многозадачности или действуя на опережение, мы сталкиваемся с когнитивными искажениями – ловушками мозга, или психологическими ошибками.

Разберем пять наиболее распространенных психологических ошибок, которые свойственны как менеджерам проектов, руководителям департаментов, так и предпринимателям вне зависимости от масштабов бизнеса. 

Проклятие знаний 

В условии постоянного потока информации наш мозг начинает работать на большем автоматизме и не поддает критике решения, принятые таким образом. И если эти решения не принесли желаемого результата, мы ищем причину во внешних факторах, но никак не в особенностях мышления. Отсюда вытекает первая ошибка – проклятие знаний, то есть ложная уверенность в том, что люди вокруг владеют той же информацией и дают такую же оценку ситуациям, что и вы.

Если вы знаете что-то и уверены, что это часть общих знаний каждого образованного человека, то сложно вообразить, что этого можно не знать. Также всякий человек, который разбирается в бизнесе, подозревает, что другие люди тоже в этом разбираются. Однако большинство людей не способны познать масштабы деятельности других и фокусируются только на своих задачах.

В бизнесе эту ошибку можно наблюдать в вопросе оценки стоимости компании. Бизнесмен, который решил продать свою компанию, вряд ли объективно оценит ее стоимость, а при привлечении внешних специалистов он может быть сильно удивлен. Зная, сколько ресурсов было потрачено на становление компании, предприниматель будет оценивать каждую преодоленную трудность как еще одну ступеньку развития бизнеса и именно этим объяснять высокую цену на покупку предприятия.  

Но существует интересная закономерность: компания, которая достаточно успешная и при этом не сталкивалась с трудностями, по мнению собственника, может стоить гораздо дешевле, чем ее оценят специалисты извне. 

В данном случае также срабатывает еще одно когнитивное искажение – ошибка невозвратных затрат, о которой мы поговорим дальше. 

Непринятие потерь

Еще одна ошибка, которая больше всего проявляется в условиях неопределенности и риска. Она заключается в том, что люди испытывают больше недовольства от потерь, чем удовольствия от получения эквивалентной прибыли. Например, если у вас есть 100 акций какой-то компании и в один момент вы их потеряете, то негативный эффект от этого будет куда больше, чем положительный от равноценного приобретения. 

Бизнесмен, который имеет релевантную потерям прибыль, все равно будет мыслить в сторону потери и считать, что она более значима. Для нашего мозга любые потери – это сродни катастрофе, к которой всегда нужно быть готовым. Это в первую очередь связано с эволюцией: если мы изначально готовим себя к негативным последствиям, то у нас будет больше шансов адаптироваться и «выжить».

Иррациональное усиление, или ошибка невозвратных затрат

Когда что-то нам дорого, мы не можем от этого отказаться, даже когда несем убытки. Это связано с иррациональным усилением – ошибкой мышления, при которой, сталкиваясь с негативными последствиями какого-то действия, мы все равно продолжаем его повторять.

Предположим, у вас есть бизнес, в который вы вложили много денег и времени, и на протяжении длительного периода он не приносит прибыли. Разумным решением было бы перестать туда инвестировать. Но часто мы делаем совсем наоборот. Все, во что мы вкладываем свои ресурсы, для нашего мозга является очень значимым, именно поэтому мы склонны продолжать заниматься тем, что приносит больше потерь, чем прибыли. 

Иллюзорная корреляция

Людям свойственно преувеличивать связь между событиями и пытаться объяснить все явления, чтобы почувствовать уверенность и стабильность, ведь все неподконтрольное вызывает тревогу. В результате наш мозг, в обход логики и объективности, иррационально подбирает объяснение любым событиям, и так возникает ошибка мышления — иллюзорная корреляция. 

Если бы кто-то вам сказал, что вы имеете плохую денежную карму и поэтому с вами не будут работать над проектом, вы рассмеялись бы. Но на самом деле такие истории существуют на практике. Человек вспоминал все неуспешные кейсы потенциального партнера, связывал их с финансовой кармой и после всех умозаключений говорил «нет». 

Рассмотрим кейс в корпоративном секторе. Когда в компанию наняли нового руководителя отдела, проблем у предприятия стало больше: люди начали чаще увольняться, появилось больше финансовых проблем, сорвалось несколько сделок. Подавляющее число сотрудников начинает считать, что эти события связаны между собой, так как появление нового человека в их сознании знаменовало ухудшение качества работы. Это и является иллюзорной корреляцией. Но то, что произошло после, не означает вследствие. Однако наш мозг идет по принципу наименьшего сопротивления и пытается найти связь между событиями, чтобы выстроить какую-то цепочку. 

То же самое происходит, когда плохое настроение сотрудника связывают с качеством его работы. Конечно, иногда настроение имеет влияние, но это не закономерность, и в плохом настроении люди, наоборот, могут становиться более эффективными, чтобы избавиться от негатива. 

Иллюзорная корреляция очень часто сочетается с ошибкой «ореола», при которой нам свойственно придавать внешне привлекательным вещам или людям более положительные характеристики, даже если это напрямую не связано с их реальными качествами. И если рекрутингом занимаются не обученные профессионально специалисты, то есть вероятность принять на работу с виду красивого и приятного человека, но совершенно некомпетентного. Ту же ошибку мы можем совершить при коммуникации с потенциальными бизнес-партнерами.

 

Самосбывающееся пророчество                                                  

Например, если вы будете считать, что ваша компания потерпит крах ввиду каких-либо обстоятельств, то неосознанно вы можете предпринимать такие действия, которые и приведут вас к такому исходу.

Кроме того, наши убеждения напрямую влияют на эмоциональное состояние, и когда оно негативное, наша активность и мыслительные функции резко ухудшаются. Вспомним состояние, когда нас что-то тревожит: сложно принимать разумные решения, снижается эффективность вне зависимости от уровня интеллекта и стрессоустойчивости. Снижение продуктивности заставляет нас думать о своей неуспешности и о том, что все ситуации только это и подтверждают. Наша нервная система побуждает нас думать, что мы потерпели крах, и чем больше мы разуверимся в той деятельности, которой занимаемся, тем меньше у нас шансов достичь какого-то успеха.

Обратной стороной этой ошибки является эффект Пигмалиона, при котором человек неосознанно приписывает положительные качества чему-то, что ему принадлежит. Например, если вас будут просить дать какой-либо отчет по поводу деятельности компании, неосознанно вы будете находить больше преимуществ и меньше недостатков, подтверждая свое убеждение о том, что ваша компания преуспевает. Но, конечно, это имеет негативные последствия, ведь предпринимателю важно быть объективным.

Простые способы, как справляться с ошибками мышления 

Ошибки мышления очень незаметны – ни человеку, который их допускает, ни окружающим, но всем видны последствия. 

Подумайте, как часто вы задаете себе следующие вопросы:

  • В каких ситуациях результат принятого мною решения не соответствовал моим ожиданиям?
  • Всегда ли я разговариваю с сотрудником/коллегой/партнером на одном языке?
  • Как часто я делаю выводы, основываясь на устаревших суждениях?
  • Как часто я перепроверяю полученную информацию?
  • Обращаюсь ли я за помощью в оценке деятельности предприятия, сотрудников к внешним экспертам?

Ставьте себе эти вопросы чаще для того, чтобы лучше понимать особенности собственного процесса мышления, более осознанно подходить к управлению бизнесом, объективно оценивать все причины и последствия процессов. Также стоит:

  • научиться отслеживать у себя такие когнитивные ошибки. Например, каждый раз, когда вы сталкиваетесь с негативными ситуациями, попробуйте построить цепочку действий, которая привела вас к принятию конкретного решения, и найти альтернативные решения, которые вы бы могли принять, чтобы изменить эту ситуацию;
  • научиться делегировать часть своих задач, чтобы избежать принятия решений «на автомате» и иметь возможность наблюдать за ситуацией со стороны;
  • обратиться к личному консультанту либо специалисту, который занимается когнитивно-поведенческой психологией, чтобы качественно оценить ошибки мышления, которые вы могли допустить, и увидеть их последствия. 
Материалы по теме

 

 

 

 

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине