Категория
Жизнь
Дата

Эффективность вакцинации доказана статистически. Какие ошибки мышления людей мешают ее принять

Getty Images

Getty Images

Во время пандемии человечество столкнулось с серьезными ограничениями, многие тяжело пережили карантин, потеряли близких. Несмотря на страх болезни, часть общества радикально отказывается от вакцинации, эффективность которой статистически неоспорима. Почему так происходит

Страх вакцинации объясняется тем, что новая информация и новизна в целом нашей психикой воспринимается как ошибка, так как вынуждает адаптироваться и тратить значительно больше усилий, чтобы продолжать жить, как прежде. 

Есть еще ряд ошибок мышления, которые нами воспринимаются как истина и не подвергаются аналитической оценке.

1. Иллюзорная корреляция — тенденция находить связь между переменными, которой в реальности или не существует, или она значительно меньше, чем предполагается.

Хорошим примером является убежденность в том, что вакцинация приводит к заболеваниям либо летальному исходу.

Наш мозг не терпит отсутствия связи и является истинным борцом за справедливость. Это выражается в том, что любая неизвестность должна быть логично объяснена. Если это не удается, мы начинаем подгонять факты таким образом, чтобы они объясняли ситуацию. Типичным примером является утверждение, что количество заболевших с момента изобретения вакцины только выросло. Ошибка заключается в том, что люди игнорируют увеличение во всем мире мощностей диагностики, делая вывод, что вакцина и меры предосторожности не работают.

2. Недооценка бездействия – когнитивное искажение, проявляющееся в тенденции людей недооценивать последствия бездействия в сравнении с действием. Примером такого феномена является отказ от вакцинации, когда люди предпочитают риск получить осложнения от болезни риску получить осложнения после прививки. Хотя шанс осложнения от прививки намного ниже шанса заболеть – вакцинация требует активного действия и принятия на себя ответственности.

В исследовании 1990 года испытуемым предложили выбрать из двух вариантов: назначить больному лечение, которое ведет к летальному исходу в 15% случаях, либо не назначать ничего с 20% случаев летальных исходов. 13% людей, участвовавших в эксперименте, выбрали бездействие, поскольку они не хотели быть ответственны за чью-либо смерть. 

3. «После этого – значит, по причине этого» — логическая уловка, при которой причинно-следственная связь отождествляется с хронологической, временной: «Если событие X произошло после события Y, значит, событие Y является причиной события X». 

При этом не допускается возможность случайного совпадения или наличия какого-либо фактора, воздействующего на события по отдельности. 

Данная ошибка распространяется и на вакцинацию: «Через какое-то время после вакцинации человек умер». Ошибка заключается в том, что смерть после вакцинации не означает, что она произошла вследствие нее. Существует множество факторов, влияющих на здоровье человека, которые другие люди игнорируют.

4. Феномен Баадера – Майнхоф, или иллюзия частотности. Это когнитивное искажение, при котором недавно узнанная информация, появляющаяся вновь спустя короткое время, воспринимается как очень часто повторяющаяся. При этом негативная информация запоминается лучше. Стоит нам дважды услышать о плохих последствиях одного события, как они нам начинают казаться регулярными.

5. Уклон в негатив – вещи негативной природы, даже при равносильных условиях, воспринимаются человеком сильнее, чем положительные. Это относится к мыслям, эмоциям, социальным взаимоотношениям, болезненным/травмирующим событиям и т.д. Поэтому аудитория телевизионных новостей обращает больше внимания на негативные новости, а не на положительные события. Негатив воспринимается ярче, более четко и хорошо запоминается. 

Эффект проявляется и в восприятии других людей: одна «негативная» характеристика человека способна перечеркнуть в восприятии множество его положительных черт. Таким образом, человек вообще без положительных черт (например, только что появившийся безликий политик) имеет преимущество перед конкурентом, у которого много положительных черт и одна отрицательная (то есть практически перед любым другим политиком). 

В принятии решений и управлении это когнитивное искажение очень сильно влияет на поведение человека. Бизнесмены склонны минимизировать прибыль, лишь бы гарантировать отсутствие убытков.

6. Эффект Ресторфф, или эффект изоляции. Это эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Среди большого количества знакомых, которые заботятся о своем здоровье, достаточно заболеть одному человеку, как тут же создается ощущение, что все вокруг болеют.

Потому перечисленные выше эффекты становятся еще более выраженными, и мы попадаем в петлю ложных умозаключений и логических ошибок.

Что можно сделать, чтобы минимизировать эти ошибки

1. Подвергать сомнению свои убеждения.

Найдите множество экспертов в области, которая вас беспокоит, при этом опирайтесь на информацию не только тех, что подтверждают вашу точку зрения, но и альтернативную. Нам свойственно ошибаться. Вспомните, бывало ли у вас так, что горячая вера во что-то со временем развеивалась и ваши убеждения менялись? Быть может, сейчас именно такой случай.

2. Странам, компаниям и миру в целом не выгодны ваши неудачи.

Несмотря на множество теорий заговора, миру выгодно, когда вы здоровы, состоятельны и стремитесь к успеху. Болезни и безработица не приносит никакой пользы государству, поскольку человек в наше время – это новое «золото». Вы приносите больше пользы миру, когда работаете, платите налоги, производите блага и потребляете их, а не во время болезни и слабости.

3. Опирайтесь на проверенные источники.

Важно опираться на масштабные исследования и опыт успешных стран, компаний, групп. Успех в длительной перспективе – это признак верного подхода и хорошего плана. В странах с высоким уровнем образования и развития экономики самые высокие темпы вакцинации.

4. Не стоит рассматривать мир с точки зрения его враждебности.

Апофения – это тенденция видеть связь там, где ее нет, рассматривать любую свою неудачу как «ненависть мира» к вам. Это черно-белое мышление, при котором мы наблюдаем лишь полярные события в жизни. Мир не стремится причинить нам зло, также не стремится и осчастливить. Человек самостоятельно принимает решение о том, хочет ли видеть во внешнем мире угрозу либо научиться искать возможности.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашему редактору Катерине Рещук - [email protected]

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"