Категория
Компании
Дата

В год украинец съедает в среднем 15 кг рыбы, в четыре раза меньше, чем в развитых странах. Куда следует расти рыбному рынку Украины

Shutterstock

Shutterstock

В последние годы экспорт рыбы в Украину стабильно растет, при этом после аннексии Крыма собственный вылов уменьшается. Что будет определять развитие украинского рыбного рынка

Общее потребление рыбы в Украине в 2020 году составило 550 000 тонн, по данным аналитиков Ассоциации украинских импортеров рыбы и морепродуктов (UIFSA). В перерасчете на количество населения страны, которое согласно электронной переписи 2019 года составляет около 37 млн, это составляет 15 кг на человека в год, что относительно немного. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, средний общемировой показатель составляет около 22 кг. В странах с более высоким уровнем экономики он значительно выше: в Норвегии – 66 кг, Японии – 58 кг, Южной Корее – 78 кг, Португалии – 62 кг.

Культура потребления рыбы в Украине еще на стадии формирования 

Украинцы потребляют как импортную рыбу, так и собственного производства. С импортом проще – благодаря таможенной статистике видим, сколько рыбы ввозится в нашу страну ежегодно, и можем проследить динамику. В 2015 году из-за социально-экономического кризиса в Украине объемы импорта составили 230 000 тонн. Однако, уже в 2018-м по мере восстановления экономики было ввезено 375 000 тонн рыбной продукции. В минувшем году этот показатель достиг 415 000 тонн рыбы.

В перечне стран, экспортирующих в Украину рыбу, на первом месте Норвегия. Оттуда импортируем сельдь, лосось, форель и скумбрию. На втором месте Исландия, которая также лидирует по поставкам скумбрии и сельди. Замыкает ТОП-3 крупнейших стран-экспортеров рыбы в Украину – США, которые славятся минтаем и хеком, диким лососем Аляски и красной икрой. 

Практически вся рыба, импортируемая в Украину, не облагается никакими пошлинами, кроме стандартного для всего импорта НДС. Соответственно, отсутствуют дополнительные барьеры, которые могут искусственно удорожать продукт для конечного потребителя.

С локальным украинским продуктом ситуация сложнее, поскольку множество игроков рыбного рынка работает в тени. Они не декларируют объем выловленной или выращенной путем развития аквакультуры рыбы. Так, согласно оценкам аналитиков UIFSA, до аннексии Крыма Украина добывала 200 000–220 000 тонн рыбы, из которых половина была выловлена в прибрежных водах полуострова. После аннексии цифра уменьшилась до 90 000 тонн (2014–2019 годы), в 2020-м вылов рыбы сократился до 70 000 тонн. Но всегда нужно делать поправку на тенизацию рыбного рынка. Поэтому данное число можно смело увеличить в два-три раза.

Какая рыба на украинском рынке наиболее ценная

Наиболее ценной с потребительской точки зрения в Украине является красная рыба, в частности лосось и форель. Согласно данным Государственной таможенной службы, в 2020-м Украина импортировала 42 400 тонн красной рыбы на общую сумму $160,8 млн, это на 31% выше аналогичного показателя прошлого года, в целом за последние пять лет объем импорта красной рыбы вырос в 2,1 раза.

В ЕС, напротив, популярна белая рыба – треска, которая в Украине не входит даже в топ-20 рыбных позиций по объемам потребления и, соответственно, импорту.

На уровень потребления влияет доступность продукта для потребителя. Минтай – один из самых популярных и многочисленных видов рыбы в мире. Его общемировой вылов составляет около 3,5 млн тонн ежегодно. Продукт находится в нижнем ценовом диапазоне и поэтому действительно максимально доступен. В Украину минтай экспортируют из Аляски, где он обитает. Это стопроцентно «дикая» рыба, то есть выловленная из естественной среды обитания – морей и океанов, а поэтому натуральная и полезная. Невысокая цена объясняется большим объемом вылова, но она не менее полезна, чем определенные сорта дорогой рыбы на прилавках. 

Замороженная или охлажденная рыба 

90% рыбы Украина импортирует в замороженном виде. Импорт в охлажденном виде насчитывает не так много позиций – относительная близость Норвегии позволяет везти охлажденные форель и лосось, а из Турции – сибас и дорадо. Остальные позиции, которые пользуются спросом на украинском рынке, везти в охлажденном виде затратно и порой невозможно, ведь почти вся дикая рыба вылавливается строго в определенный сезон. 

Современные технологии шоковой заморозки позволяют сохранять свежесть, вкус, аромат и текстуру мяса рыбы и морепродуктов. Особенно если переработку делали прямо на судне после вылова. Зачастую качество замороженной продукции превышает качество свежей, ведь последнюю везут до потребителя несколько дней с момента вылова. Например, в декабре минувшего года в Украине под эгидой Ассоциации импортеров рыбы стартовала бесплатная образовательная платформа Easyfish.club. Она помогает потребителю в правильном выборе морепродуктов в магазине, хранении и разморозке. Кроме того, амбассадоры платформы – ведущие шеф-повара украинских ресторанов, делятся секретами приготовления рыбы как вкусного, полезного и модного продукта. 

Аквакультура vs дикая рыба

Динамика потребления рыбы свидетельствует о том, что набирает обороты тренд здорового образа жизни, в результате потребители все больше отдают предпочтение рыбе и морепродуктам. К тому же рыба лучше усваивается организмом, после нее нет «тяжести».Это особенно актуально сейчас, в теплое время года, когда хочется больше двигаться и не переедать.

Мировой рост потребления рыбы в мире происходит за счет развития аквакультуры. Технологии по выращиванию рыбы шагнули вперед. Безусловно, такая продукция может отличаться по качеству: одно дело – это лосось, который выращивают в идеальных условиях в Норвегии. Эта страна – пионер в развитии аквакультуры. А вот качество речной продукции, импортируемой к примеру, из азиатских стран, может вызывать сомнение, поскольку контроль в сфере аквакультуры там гораздо ниже. Однако, в любом случае, сегодня каждая вторая рыба в мире – выращенная. И эта тенденция будет нарастать. По нашим прогнозам, до 2030 года 70% всей рыбы будет составлять фермерская рыба. Это логично – за счет аквакультуры можно удовлетворить постоянно растущий спрос населения на рыбу и морепродукты, а сегмент дикой рыбы перейдет в премиальный, редкий товар.

Для примера, дикий тихоокеанский лосось (горбуша, кета, нерка, кижуч и чавыча) Украина импортирует из Аляски. Чистота акватории и объемы вылова рыбы на Аляске строго контролируют на законодательном уровне, так как данный сегмент рынка базируется на сохранении популяции рыб для будущих поколений.

Среди всего многообразия видов рыбы осталось слишком мало таких, которые можно попробовать в первозданном виде. Лосось с Аляски – образец первозданности продукции. В этом регионе запрещена аквакультура как таковая. Как утверждают аналитики Института маркетинга морепродуктов Аляски (ASMI), наибольшая ценность рыбы с Аляски заключается в том, что человек никоим образом не повлиял на ее развитие. На Аляске осознают, что нужно ловить рыбу сегодня так, чтобы завтра ее не стало меньше, чтобы сохранить запасы для следующих поколений. 

В большинстве развитых стран осознали, что ресурс мирового океана не безграничен. Этот промысел необходимо контролировать, чтобы не повторилась ситуация, как с осетровыми в Каспийском море. 40–50 лет назад их добывали там в неограниченном количестве, что привело к критическому уменьшению численности осетровых. Более 20 лет промысел осетровых там запрещен – этот вид рыбы оказался на грани полного исчезновения.

Необходимость сохранения ресурса, забота о его возобновляемости, возможность самовоспроизведения для рыбы и морепродуктов – экотренд, начавшийся в США еще в 1970-е годы, стал особенно популярным в наше время и будет расти с каждым годом. Возможно, Украине пока до этого далеко, но курс взят верно, у нас уже есть и специальные рыбхозяйства, и супермаркеты, и даже сети рыбных ресторанов.

Что будет определять развитие украинского рыбного рынка

Дополнительная ценность продукции формируется именно за счет переработки и доработки рыбы. При этом основной мировой тренд, который постепенно становится стандартом, это максимальное удобство употребления для конечного потребителя и экономия его времени, минимизация усилий на подготовку продукта.

Рыба и морепродукты в супермаркетах ЕС и США предлагаются в практически готовом к приготовлению виде: выпотрошенные тушки, филе, брикеты, посыпанные специями и в маринаде, разделанные на оптимальные для одноразового потребления упакованные, вакуумированные порции (по 270-300 г), рыбные бургеры и высококачественные рыбные палочки, которые остается только разогреть. Ассортимент удобных для потребителя блюд в ЕС и США поражает, чего не скажешь об украинском рынке, где рыба преимущественно представлена в необработанном виде. 

Однако в будущем этот тренд будет определять развитие украинского рыбного рынка. Ведь платежеспособный потребитель уже сегодня готов платить больше, выбирая качественный и практически готовый к употреблению продукт. Именно тогда украинский рынок рыбы и морепродуктов будет развиваться в соответствии с мировыми стандартами. 

Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков