Рейтинг оценивает привлекательность для бизнеса украинских городов с численностью населения свыше 90 000 человек. Его цель – определить перспективные направления внутренней экспансии для украинских предпринимателей и лучшие точки входа для иностранных инвесторов.
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Рейтинг рассчитан по специально разработанной 1000-балльной шкале по 10 критериям, агрегированным на основе 79 базовых показателей. Этими критериями являются прозрачность городских властей, деловая активность, региональные показатели Doing Business, покупательная способность, транспортное сообщение, безопасность, образование, восприятие городов жителями, миграционная привлекательность и экологическая ситуация.
Рейтинг «Лучшие города для бизнеса» адресован предпринимателям, которые рассматривают варианты расширения деятельности в Украине и ищут оптимальные локации для инвестирования. В знаменитом Индексе легкости ведения бизнеса Всемирного банка (Doing Business) индикаторы для каждой страны рассчитываются исходя из предположения, что бизнес находится в крупнейшем городе страны. Но во многих государствах межрегиональные различия порой могут быть более глубокими, чем различия между странами.
Какие же главные региональные различия в Украине?
Размер имеет значение, но не решающее. Все города‑миллионники попали в первую десятку, но ни один из них не вошел в лидирующую тройку. Даже Киев, несмотря на максимальные показатели деловой активности, уступает многим городам по притоку рабочей силы, прежде всего – своим пригородам, которые предлагают почти столичный комфорт при значительно меньших затратах. Западные регионы чаще предлагают бизнесу приемлемые условия для основания и устойчивого развития. Первые шесть городов рейтинга расположены западнее географического центра Украины.
Города востока уверенно заняли последние места. Расположение рядом с линией фронта негативно влияет не только на безопасность, но и на многие другие факторы– отток населения, низкую покупательную способность, проблемы с транспортным сообщением. Низкие оценки по одним критериям не всегда могут быть компенсированы высокими баллами по другим. Прозрачность городской власти, высокая деловая активность и лидирующие позиции по региональному индексу Doing Business– обязательные составляющие деловой успешности города.
В то же время Ивано‑Франковск получил высокую итоговую позицию при не самом удобном транспортном сообщении, Винница – несмотря на низкую покупательную способность, а Киеву не помешала неблагоприятная экологическая ситуация. В большинстве городов община может повлиять на значительное количество факторов делового климата и создать отличные условия для развития внутри страны. Пример Ивано‑Франковска доказывает это как нельзя лучше.
В конце 2014 года в Ивано‑Франковске стартовал уникальный краудфандинговый проект – общественный ресторан Urban Space 100. Его прибыль направляется на реализацию общественных инициатив по выбору соучредителей. Инициатива оказалась настолько удачной, что вскоре эстафету подхватил Киев, где 500 социальных инвесторов вложили в аналогичный стартап по $1000, а заявки на следующую франшизу поступают уже и из‑за границ Украины.
Ивано‑Франковск не может похвастаться ни высокими зарплатами, ни удобным географическим положением. Но победы создают добродетельный круг, и теперь основатель Urban Space 100 Юрий Филюк вместе с городом реализует еще более амбициозный проект – реновацию завода «Промприбор» за $25 млн. Среди партнеров – правительства Канады и Швеции, BMW Foundation и British Council. Сейчас выполнена лишь шестая часть запланированных работ, но десятки организаций уже стали резидентами модной локации. Среди них – галереи, бистро, пивоварня и городское управление инвестиционной политики.
По оценке аналитического центра BRDO, Винница занимает первое место в стране по легкости ведения бизнеса в целом и по одному из его компонентов – простоте оформления и получения права аренды на земельный участок. Согласно опросу Социологической группы «Рейтинг» и International Republican Institute, удовлетворенность жизнью в Виннице по 22 параметрам значительно больше, чем во всех остальных областных центрах.
Для первого места в рейтинге городу не хватает оборотов: средние зарплаты в Виннице – не выше, чем в соседних Казатине и Жмеринке. Это сдерживает потребительские расходы, а следовательно, и развитие торговли. С другой стороны, низкая зарплата – стимул открывать собственное дело: более 6% винничан зарегистрированы как физические лица – предприниматели (в среднем по Украине – 4,5%).
Привлекает доступная рабочая сила и крупные компании. На 70 гектарах на востоке города создан целый кластер индустриальных парков. Половину этой площади занимают два инвестора. UBC Group Игоря Гуменного уже запустила свой завод по изготовлению холодильного оборудования Green Cool, а австрийская Head приобрела участок для строительства в Виннице крупнейшей в мире фабрики по производству лыж.
Н а конкурсе Emerging Europe Awards летом 2020 года Львов занял второе место после Тбилиси в номинации «Экономический потенциал». По этому показателю он опередил все крупные украинские города. В общем рейтинге Львов шестой, впереди – только восточноевропейские столицы. Двумя годами ранее британская аналитическая компания Euromonitor внесла Львов в список 100 самых популярных туристических городов мира. Исторический центр города внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, здесь расположено более 2000 памятников архитектуры и градостроительства.
Львов постепенно превращается в транспортный хаб. Пассажиропоток местного аэропорта в 2019 году составил 2,2 млн – это в 10 раз больше, чем суммарный показатель всех остальных аэропортов десяти западных областей Украины.
Львовские школы и университеты неизменно попадают в число лучших в стране. Это позволило городу не только получить максимальный результат по агрегированному критерию качества образования, но и выработать кадровую базу для новой экономики. В городе создан мощный IT‑кластер: в более чем 200 софтверных компаниях Львова работает свыше 20 000 сотрудников.
Киев часто становится первым городом, с которого глобальные компании начинают экспансию в Украину. Столица не просто является центром крупнейшей агломерации страны, но и имеет удобное транспортное сообщение с зарубежными деловыми центрами, самую высокую деловую активность и крупнейшие торговые обороты. В строительстве нового жилья – будь то в натуральном или в денежном выражении– Киеву также нет равных в стране. Однако по введению в эксплуатацию жилья на душу населения в 2019 году столица уступила не только крупным областным центрам и своим пригородам, но и, например, скромному Каменец‑Подольскому.
Киевляне не слишком довольны качеством городских услуг: только наличия воды, света и своевременного вывоза мусора столичным жителям недостаточно. Не идеальна в городе и экологическая ситуация. Уровень радиационного загрязнения и спустя 34 года после Чернобыльской катастрофы остается наивысшим среди крупных украинских городов.
Киев может рассчитывать на образованную молодежь: в 2019 году 11 из 20 лучших школ по среднему балу ВНО были расположены в столице, а их выпускников готовы принимать университеты из первого десятка национальных рейтингов. В городе, хоть и с опозданием в сравнении с другими европейскими столицами, формируется инновационный кластер.
Тернополь расположен вокруг большого озера, окруженного парками, и этим напоминает некоторые европейские города. Также на европейском уровне – прозрачность городской власти. По оценке Transparency International, Тернополь по этому показателю третий в Украине и первый среди участников нашего рейтинга. Другие показатели у города не так высоки, но отсутствие провалов позволило «файному місту» войти в первую пятерку.
Главные недостатки города – низкая покупательная способность жителей и неразвитое транспортное сообщение. Восстановление регулярных авиарейсов в города Украины и другие страны Европы не только упростит возвращение на родину сотням тысяч граждан, но и даст стремительный толчок развитию туристической инфраструктуры. Это может превратить город в альтернативу Львову для отдыха на выходные. Небольшой аэропорт технически готов встретить посетителей: 35 сотрудников обеспечивают его рабочее состояние и готовность принимать до 170 пассажиров в час.
Ужгород – не только самый маленький областной центр Украины, но и самый отдаленный от Киева, до которого отсюда дальше, чем до десятка европейских столиц.
Центр уникальной Закарпатской области, которая граничит с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией, является динамичным торговым городом с одним из самых высоких в стране показателей розничного товарооборота. На тысячу жителей города приходится 17 предприятий – по этому показателю город третий в стране после Киева и Днепра.
Удачной идеей будет открыть здесь ресторан, магазин или кафе, ведь, по словам местного предпринимателя Дмитрия Хатько, основателя сети детских лагерей Point, традиционный бизнес в городе приживется лучше, чем что‑то модное вроде коворкинга. «Все медленно, – добавляет Хатько. – Хочешь скорость – езжай в Киев или Будапешт. Хочешь шарм, утром выйти почитать газету с кофе – это к нам».
Ужгороду есть чем удивить туристов– город за последние 150 лет успел побывать частью Австро‑Венгрии, Чехословакии, Венгрии и Советского Союза. Один из лучших сезонов для путешествия в город – середина весны, когда расцветают сакуры.
Соосновательница сети ресторанов Varfamily Анастасия Варава хвалит Днепр за сбалансированный ритм жизни и отсутствие пробок. «Медлительность» не мешает предпринимательскому менталитету города. В Днепре расположен центральный офис АТБ– крупнейшей по выручке украинской компании среди зарегистрированных за пределами Киева, а также штаб‑квартира крупнейшего фармдистрибьютора страны БаДМ.
Один из благоприятных факторов развития бизнеса в Днепре – еврейская община, которая, по словам местного предпринимателя, «позволяет вести бизнес не в пустыне». Двадцатидвухэтажный культурно‑деловой центр «Менора» является не только огромным еврейским центром, но и деловым и инновационным хабом.
Хватает и структурных проблем. Отсутствие региональной бизнес‑школы и посредственный уровень большинства высших учебных заведений приводят к нехватке профессионалов на рынке труда, которая усиливается миграцией лучших из них в столицу. Большая концентрация промышленного производства в регионе негативно влияет на экологию: по этому показателю город в пятерке худших в нашем рейтинге.
Хмельницкий богат парками, велодорожками и зелеными насаждениями. По уровню экологической безопасности он занял второе место в нашем рейтинге, по уровню миграционной привлекательности – четвертое. Несмотря на низкий уровень покупательной способности, образования и удобства транспортного сообщения, 77% жителей считают, что Хмельницкий движется в правильном направлении– это самый высокий показатель среди крупных городов Украины. Город традиционно занимает высокие места по удобству для жителей и ощущению безопасности, а в 2019 году стал единственным в Украине, получившим «почетную табличку» от Парламентской ассамблеи Совета Европы. Эта организация награждает города, которые лучше всего «продвигают европейский идеал».
Одна из главных проблем – сообщение с другими регионами. Единственная автодорога международного значения, проходящая через город и область,– трасса Стрый– Тернополь– Кропивницкий. Аэропорт не работает почти 20 лет.
В современной экономике выход к морю – это почти всегда существенное преимущество. Однако среди украинских городов, лучших для ведения бизнеса, только Одесса расположена на морском побережье. Кроме портовой инфраструктуры тут есть современный аэропорт, удобное автомобильное и железнодорожное сообщение, что вместе выводит город в лидеры по транспортной доступности.
В последние годы город имеет существенный миграционный прирост. Только в 2019-м сюда переехало 19 448 человек, что почти вдвое превысило количество выбывших и увеличило общее население города на 1%.
Среди неблагоприятных факторов – высокий уровень преступности, которая часто остается безнаказанной. В городе раскрывают всего 22% мошенничеств, это вдвое меньше, чем в среднем по стране.
Танкер Delfi, который в этом году отдыхает на пляже «Дельфин» вместе с туристами, хорошо иллюстрирует ситуацию в Одессе. Проблемы, которые не решаются, ежедневно «делают нервы» и отравляют как окружающую среду, так и инвестиционный климат города.
Тransparency International поместила Харьков на 51‑е место в Украине по показателю прозрачности городской власти. Но это не мешает горожанам любить его все больше: за четыре года количество тех, кто считает, что дела в городе движутся в правильном направлении, выросло с 39% до 59%.
Перечень отреставрированных или построенных с нуля объектов Харькова не ограничивается парком Горького, который, вероятно, объединится с парком «Саржин Яр» в один мегапарк площадью 160 га. Атмосферу большого города дополняют арт‑завод «Механика», Урбан‑парк, Фельдман Экопарк, фонтан «Каскад». Продолжается реконструкция набережной.
Гуляя по городу, трудно не заметить иностранных студентов – их здесь больше всего в Украине, около 20 000. Харьковская политехника и Университет Каразина входят в десятку лучших университетов страны.
Харьков значительно опережает все крупные города Украины по удельному количеству ФЛП. Здесь их 90 на 1000 жителей– вдвое больше, чем в среднем по стране.
Харькову еще многое нужно усовершенствовать. Отреставрированные части города мозаикой разбросаны между неухоженных улиц. На сайте управления инновационного развития и имиджевых проектов городского совета новости на английском перестали публиковаться с мая 2017 года. А мимо приближенного к городской власти истеблишмента, по словам руководителя Харьковского антикоррупционного центра Дмитрия Булаха, не обилеченной не пролетит даже муха.
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Как мы считали:
1. Рейтинг городов для ведения бизнеса составлен на основе 10 критериев, имеющих равный вес. По каждому из критериев максимальная оценка составляет 100 баллов.
2. В рейтинг включены города с населением более 90000 человек, кроме городов, которые по состоянию на 1 августа 2020 года находились на территориях, не подконтрольных Украине (Алчевск, Горловка, Донецк, Евпатория, Керчь, Луганск, Макеевка, Севастополь, Симферополь, Ялта).
3. Критерий «Прозрачность городских властей» составлен на основе Рейтинга прозрачности 100 крупнейших городов Украины «Transparency International Украина», учитывающего показатели прозрачности городской власти в 14 сферах.
4. Критерий «Деловая активность» рассчитан на основе удельного количества предприятий и физических лиц – предпринимателей.
5. Критерий «Региональный Doing Business» рассчитан на основе рейтинга BRDO, который оценивает легкость создания предприятия, получения разрешений на строительство, оформления земельного участка, присоединения к электросетям, ставки местных налогов и доступность электронных сервисов в регионах Украины. Оценки городов по этому критерию рассчитаны на основе оценок соответствующих регионов.
6. Критерий «Покупательная способность» рассчитан на основе удельной выручки предприятий розничной торговли за январь–сентябрь 2019 года.
7. Критерий «Транспортное сообщение» рассчитан на основе развития в городах и их ближайших окрестностях транспортной инфраструктуры: качества дорог, доступности и пассажирооборота аэропортов, наличия и интенсивности железнодорожного сообщения, наличия и грузооборота системы водного транспорта, работы в городе популярных сетевых служб такси.
8. Критерий «Безопасность» рассчитан на основе уровня преступности, а а именно числа грабежей и разбоев, мошенничеств, уровня их раскрытия, общего количества преступлений, открытости информации районных отделений полиции и оценки уровня политической безопасности в городе.
9. Критерий «Образование» рассчитан на основе количества высших учебных заведений на душу населения, их консолидированного рейтинга, рассчитанного сайтом osvita.ua на основе рейтингов ТОП-200, Scopus и среднего балла ВНО для контрактников; удельного количества школ, относящихся к 100 лучшим школам Украины по результатам сдачи ВНО в 2019 году. За 100 баллов принят лучший показатель среди городов Украины.
10. Критерий «Восприятие городов жителями» рассчитан на основе Шестого всеукраинского муниципального опроса Социологической группы «Рейтинг» и Международного республиканского института. Путем опроса жителей оценены уровень удовлетворения направлением развития города, качество 22 городских сфер и услуг, а также возможностей городов по девяти показателям. Для городов, отсутствующих в исследовании, критерий рассчитан на основе результатов других опросов и экспертных оценок, основанных на экономических, электоральных и социально-демографических показателях.
11. Критерий «Миграционная привлекательность» рассчитан на основе показателей миграционного прироста/сокращения населения и ввода нового жилья в эксплуатацию в 2019 году.
12. Критерий «Экологическая ситуация» рассчитан на основе показателей загрязненности атмосферного воздуха, годового объема выбросов в атмосферу вредных веществ, образования отходов I–III классов опасности, радиационного загрязнения, загрязнения поверхностных вод и затрат на природоохранные мероприятия.