Александр Карпенко, СЕО украинского подразделения Louis Dreyfus. /Александр Чекменев
Категория
Компании
Дата

Торговые войны, блокчейн, растительное мясо. Как глобальный производитель продовольствия Louis Dreyfus строит бизнес в Украине

4 хв читання

Александр Карпенко, СЕО украинского подразделения Louis Dreyfus. Фото Александр Чекменев

Представитель большой аграрной четверки трейдеров Louis Dreyfus контролирует около 10% мирового объема торговли сырьевыми агротоварами. Компания управляет представительствами в более чем 100 странах со штаб-квартирой в Роттердаме, Нидерланды. В 2020 году корпорация увеличила чистую прибыль на 68%, до $382 млн, при выручке в $33,6 млрд. Из Украины компания экспортирует пшеницу, ячмень, кукурузу, подсолнечник и сою, а также владеет четырьмя элеваторами в Винницкой, Черкасской и Запорожской областях. В 2020-м выручка Луи Дрейфус Украина составила 9,71 млрд грн, прибыль – 267,6 млн грн. О месте Украины в глобальных продовольственных цепочках и будущем агротрейдинга рассказал Forbes СЕО украинского подразделения LD Александр Карпенко

Forbes публикует тезисы из интервью. Цитаты были сокращены и отредактированы для ясности.

О глобализации и изменении климата

Изменение климата становится постоянной проблемой для фермеров. Мы видим, что зима и лето смещаются, и намного сложнее стало прогнозировать работу. Фермерам приходится быстрее адаптироваться к изменяющимся погодным условиям. Кроме того, торговая война между США и Китаем повлияла на торговлю сельскохозяйственной продукцией с Поднебесной из-за введенных импортных тарифов. Произошло перераспределение торговых потоков.

Другие страны больше торговали с Китаем, который закупал меньше товаров из Соединенных Штатов. США же, в свою очередь, увеличило экспорт в другие страны, по сравнению с экспортом в Китай. Например, мы видим, что экспорт кукурузы и ячменя из Украины в Китай уже вырос. Эта ситуация также создает дополнительные причины для многих стран повышать свои запасы, чтобы снизить свою зависимость от краткосрочных ценовых скачков.

Какие последствия для нас? Этот процесс усложняет возможность прогнозировать работу продуктовой цепочки. А мы сильно зависим от того, насколько она эффективна. Но в целом нам пока удается обеспечивать непрерывность бизнеса и цепочки поставок.

Об украинском аграрном рынке

Украина – одна из первых зарубежных стран, где LD начала работать. В 1864 году мы сделали первую экспортную поставку из Одесского и Запорожского региона. Построили первый элеватор в Запорожье. Одесса до сих пор остается важным регионом, через нее проходит большинство операций. Если говорить о новейшей истории, за последние 20 лет сильно упала рентабельность, финансовые ресурсы стали доступнее, выросла финансовая ликвидность и конкуренция. Увеличивается производительность – фермеры стали богаче, так как начали собирать больше урожая с гектара. Они понимают, какими должны быть цены на ту или иную группу зерновых, и продают продукцию по более высокой цене. Главная миссия LD – прокормить мир, поэтому рост производства – это выгодно для нас. 

Как быть эффективным при низкой маржинальности

Нужно идти глубже: становиться ближе к фермеру, выстраивать наземную логистику и элеваторную инфраструктуру. Крепче взаимоотношения – выше прибыль. Такой сервис стимулирует фермера работать с нами, а не сугубо с тем, кто предложит самую высокую цену на тот моменте. Мы, например, инвестировали в железнодорожные вагоны, чтобы соединить фермы с портами и, в конечном итоге, с мировыми экспортными рынками. Новый парк из 660 вагонов позволяет дополнительно перевозить 1,2 млн тонн зерна ежегодно. Планируем довести общий парк до 1000 вагонов.   

Что еще? Стремимся делать самые быстрые платежи, покупать урожай у фермера, когда никто на рынке не хочет его покупать, ожидая падения цен. Стараемся предоставить фермеру ликвидность, когда она ему нужна. Если у него плохой сезон, мы готовы предоставить финансирование. LD не откажется от контракта, если цена упадет, проведет товар через все этапы цепочки поставок и структурирует сделку. И мы точно не исчезнем через два–шесть лет.

Аграрии и пандемия

Во время пандемии мировой спрос на продукты питания увеличился, а украинский агросектор стал ключевым экспортером для его удовлетворения. Это повысило прибыльность сельского хозяйства. У сельхозпроизводителей осталось больше денег для реинвестирования. LD не получила заметного операционного удара. 

Мы усилили меры безопасности и гигиены на наших активах и ​​позволили офисным работникам работать удаленно, где это возможно. Пандемия также ускорила внедрение новых технологий, которые мы рассматривали на уровне идеи. Например, перешли на электронный документооборот. Раньше были сомнения в том, что госорганы будут воспринимать электронный документооборот, но локдаун не оставил выбора.

Как проходила перестройка? Подразделения LD могут независимо принимать оперативные решения в соответствии с глобальной политикой. Каждый офис мог сам решить, как организовывать свою работу в пандемию. Стратегические вопросы, конечно, согласовываются с главным офисом.

Корпоративная культура

LD – компания с давними традициями. Благодаря этому создается культура своеобразной семьи. Семейность – первый столб корпоративной культуры компании. Второй – предпринимательский дух. Любой сотрудник может предложить идею и реализовывать ее. Третий – скромность и смирение.

Стратегия в Украине 

Углубить сотрудничество с фермером и по возможности прийти не только к покупкам из Украины, а и к продажам в Украине. Заняться сельским хозяйством? Нет. Глобальные компании выращивают зерно хуже, чем локальные производители. Нам приятней создавать много крепких партнерских союзов с фермерами, чем конкуренцию им.

Об инвестициях в питание будущего

LD ищет инновации, позволяющие прокормить растущее население в долгосрочной перспективе. В 2020 году запущена программа венчурного капитала LD Innovations, которая инвестирует в пищевые и сельскохозяйственные стартапы. Мы проинвестировали в блокчейн-платформу Covantis. Вместе с нашими китайскими партнерами рассматриваем возможность производства кормов для рыб из побочных продуктов соевого шрота и производства масла. А LD Innovations участвовала в раундах финансирования нескольких компаний, занимающихся производством экологически безопасных белковых заменителей мяса. Украинские проекты? Пока что нет, но при наличии интересной идеи готовы помочь стартапу собрать деньги и совместно монетизировать решение. 

Блокчейн в агроиндустрии

Сложный рабочий процесс – проблема для всей отрасли. Благодаря проекту блокчейн на одном экране вы можете увидеть всю цепочку документов: где был произведен продукт, логистику, погрузку в порту, как груз объединяется в один объем на судне, отгрузка от конечного клиента, все банковские расчеты. Теперь вы можете увидеть всю цепочку, управлять ее эффективностью, увидеть риски. Основная задача заключалась в том, чтобы собрать как можно больше участников, чтобы проект стал успешным и мог привести к стандартизации и выгодам в масштабах всей отрасли (Наряду с LD учредителями проекта выступили Bunge, ADM, Cargill, COFCO и Glencore Agricole, – Forbes). Сейчас основная сфера деятельности платформы охватывает экспорт сыпучих товаров, таких как кукуруза и соя, из Бразилии в мировые пункты назначения, с сотнями пользователей из более чем 30 предприятий по всему миру, включая LD.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд