Категория
Компании
Дата

Почвы деградируют, меняется климат, количество людей на планете растет, и все они нуждаются в пище. Как изменить продовольственные системы, чтобы выжить

Иллюстрация Getty Images

Иллюстрация Getty Images

Чтобы поддерживать спрос потребителей и быть в тренде на экологичность, производителям продуктов питания придется внедрять экономные методы агропроизводства, применять экологическое упаковки, маркировать углеродный след на упаковке продуктов, а также производить больше полезных продуктов

Миллионы в мире голодают – миллиарды страдают от лишнего веса

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), 821 млн людей в мире голодают. В то же время около 2 млрд человек страдают от лишнего веса и имеют серьезные проблемы со здоровьем из-за чрезмерного питания, в том числе 41 млн детей в возрасте до пяти лет. Ожидается, что к 2030 году эта цифра составит 3,3 млрд людей.

По прогнозам ООН, к 2050 году население мира возрастет до 9 млрд человек, причем наибольший рост будет наблюдаться в регионах, которые уже сталкиваются с отсутствием продовольственной безопасности.

Еще несколько лет назад, по оценкам ФАО ООН, прогнозировалось, что при обычном сценарии производство продуктов питания должно вырасти на 50%, чтобы прокормить возрастающее население мира. И подходы меняются. Увеличение предложения продовольствия зависит не только от роста производства продуктов питания.

Трансформации, которые происходят в продовольственных системах, обусловлены пониманием: еды в мире достаточно для всех, если прийти к осознанному производству и потреблению, а также утилизации отходов. Сейчас 30–40% от общего количества производимых продуктов питания теряются на разных этапах производственно-сбытовой цепи.

Уменьшая количество отходов и перерабатывая остатки пищи на корм для животных или компост либо переходя на альтернативные источники энергии, мы могли бы увеличить запасы продовольствия без необходимости использовать больше земли для производства.

Количество доступных сельскохозяйственных земель сокращается из-за деградации почв, а такие ресурсы, как вода и энергия, становятся дефицитными.

Поэтому искать, переосмысливать, трансформировать продовольственные системы – это общая задача как лидеров агробизнеса, чиновников, так и экспертов по международным отношениям и здравоохранения.

Агропродовольственные тренды, которые меняют мир

Регенеративное и климатически оптимизированное сельское хозяйство

В мире растет интерес к регенеративному сельскому хозяйству, которое может снизить негативное влияние производства продуктов питания на здоровье людей и экологию. Речь идет о методах, которые предусматривают минимальную или уменьшенную обработку почвы, сокращение использования химических пестицидов и удобрений, севооборот, повышение плодородия почвы с помощью биологических средств.

Регенеративное сельское хозяйство – также один из путей, которым продовольственные компании могут способствовать мировой декарбонизации и удовлетворить спрос на экологически чистые продукты.

Благодаря гибкости небольшие производители продуктов быстрее адаптируются к изменениям и трансформируют свой бизнес. Более осознанные экологические подходы к продовольственным систем побуждают и крупных производителей переосмысливать будущее бизнеса и приспосабливаться. Ведь 29% парниковых газов сегодня генерируются в результате деятельности агробизнеса.

Глобальные корпорации, несмотря на свою власть, также не могут быть в стороне от тренда здорового питания и экологического осознанного производства.

Например, компания Unilever, у которой есть амбициозный план по достижению «чистого нуля» к 2039 году, недавно представила пять принципов регенеративного сельского хозяйства. В них основное внимание уделяется регенерации почв, защите воды, увеличению биоразнообразия, разработке климатических решений и улучшению условий жизни небольших фермеров. Эти принципы будут реализованы в партнерстве с брендами Unilever и сосредоточены на производстве ключевых продуктов – молочных продуктов, овощей, зерновых культур, пальмового масла, сои, бумаги и картона, кокоса, какао и чая.

Потребительское поведение относительно того, какую пищу выбрать и почему, влияет на агропродовольственный бизнес как никогда.

Недавний каминг-аут крупнейшего в мире производителя продуктов питания, швейцарской транснациональной корпорации Nestle о том, что 60% их продукции не подпадают под общепринятые нормы здорового питания, – это ход на опережение. Ведь люди во всем мире хотят потреблять здоровые и полезные продукты, которые бы способствовали продлению жизни и укрепляли иммунитет.

А видео с пресс-конференции всемирно известного португальского футболиста Криштиану Роналду, где он убрал бутылку Coca-Cola со стола и призвал пить чистую воду, стало вирусным, и некоторые даже начали связывать эту историю с падением цены на акции Coca-Cola.

Отказ от пластика – только биоразлагаемая упаковка в будущем

Потребители поколения Z и Y хотят знать, что покупают еду, производство которой максимально экологичное, сознательное в отношении использования источников энергии и воды. Обращают внимание на упаковку еды.

В Украине принят закон, которым с 10 декабря 2021 года ограничивается оборот тонких полиэтиленовых пакетов. Однако сначала они полностью не исчезнут, можно будет использовать сверхтонкие пластиковые пакеты с толщиной стенок до 15 микрометров.

А уже с 10 марта 2022-го вступит в силу запрет на использования в торговле тонких и сверхтонких пакетов.

Законом также разрешается использовать биоразлагаемые пакеты. Они изготавливаются из картофельного или кукурузного крахмала, благодаря чему впоследствии разлагаются на элементы естественного происхождения. К началу 2023 года в Украине должны остаться только такие пакеты. Но в отношении них тоже не все так однозначно, ведь без доступа кислорода они выделяют метан, который разрушает озоновый слой. Поэтому если не решить базовую проблему в Украине – сортировку мусора, этот шаг не будет таким эффективным.

Пока трудно прогнозировать, как быстро ритейл и потребители адаптируются к изменениям. И трансформации уже начались. Бизнес присматривается к переработке пластика как ниши, а инноваторы разрабатывают решения для полностью биоразлагаемых упаковок. По оценкам экспертов, потенциал рынка экологичной упаковки оценивается более чем в $400 млрд к 2027 году.

Маркировка углерода и развитие углеродного земледелия

Потребители все чаще задумываются: какой ценой для окружающей среды обходится та пища, которая попала на стол? Впоследствии указание воздействия на окружающую среду (углеродного следа – carbon footprint) на упаковке продуктов питания будет таким же привычным, как и указание калорийности или места изготовления продукта.

Углеродный след – это мера количества парниковых газов, выделяемых в процессе производства, использования и утилизации продуктов и услуг. Этап производства охватывает все процессы – от добычи сырья до попадания готового продукта на полку магазина. Если углеродный индекс будет продолжать расти, климат будет меняться с еще большей скоростью.

Повышение и колебания температуры, снижение плодородия почв, опустынивание – все это способствует развитию углеродного фермерства. Оно предусматривает отказ от использования пестицидов, сохранение биоразнообразия, увеличение территорий лесов, уменьшение выбросов промышленности, добавление в почву компоста.

В Украине климатические изменения приводят к уменьшению урожая зерна, ягод и фруктов в тех регионах, которые страдают от летних осадков, как например в этом году. А весной 2020-го фермеры существенно потеряли урожай овощей и фруктов из-за заморозков. Если добавить к этому состояние украинских почв и их деградацию из-за распашки земель, то углеродное фермерство становится не такой уж и фантастической перспективой.

Бета-глюканы, пребиотики и дикие морепродукты в трендах здорового питания

Фрукты, овощи, овсяные продукты, имеющие в составе бета-глюканы, дикая рыба, адаптогены и полезные суперфуды будут определять здоровое будущее потребителей. По прогнозам ФАО и ОЭСР, производство рыбы и морепродуктов будет расти на 1,2% в год, и к концу десятилетия объем увеличится на 23 млн тонн (+12,8%), достигнув 201 млн тонн.

Для овощей и фруктов наступил звездный час. За последние пять лет больше всего выросли по объемам мировой торговли лук порей (+12,5%), сельдерей (7,4%) и артишок (6,3%) как наиболее быстрорастущие культуры мира. Артишок в мировой торговле является продукцией премиум-сегмента. Его основным покупателем является, как правило, сегмент HoReCa, а в тройке стран крупнейших производителей артишока Италия (440 000 тонн), Египет (260 000 тонн) и Испания.

Рост демонстрируют также спаржа, кольраби и листовая капуста кейл, также растет популярность ягод, особенно голубики.

Почему потребление именно этих продуктов растет? Ответ прост: потому что они полезны. Капуста кейл считается настоящим суперфудом из-за большого содержания железа, кальция, клетчатки. Лидером экспорта кейла остается Китай, а самым крупным импортером – США. Сельдерей известен как мощный антиоксидант.

Также прослеживается тенденция меньшего потребления кофе и большего – смузи, а также напитков на основе растительного молока – овсяного, миндального и др. Все чаще потребители выбирают полезные углеводы. Например, овсяные продукты богаты углеводами. И эти углеводы особенны – они довольно быстро всасываются в организм, то есть имеют низкий гликемический индекс. Это создает ощущение сытости на длительный период.

Уникальная особенность овсянки также заключается в том, что она содержит особую растворимую клетчатку – бета-глюкан, который нормализует уровень холестерина в крови.

На продовольственный рынок влияют вкусы потребителей, и все дальнейшие тенденции развития вытекают из того, чему отдается предпочтение. При этом чем выше уровень развития экономики страны, тем больше покупатели стремятся к разнообразию в питании, удобству и полезности потребления.

Производство продуктов для приготовления дома & усиление позиций HoReCa

Люди хотят потреблять готовые продукты: не платить за отходы, иметь очищенную подготовленную для приготовления рыбу или помытые и порезанные овощи. С одной стороны, они испытывают «кулинарную усталость» и все чаще заказывают еду из ресторанов, с другой – растет тенденция к приготовлению изысканных и одновременно простых и полезных блюд дома. Поэтому в последнее время появляются различные образовательные интерактивные платформы по приготовлению пищи, где известные шефы и фуд-блогеры делятся собственными рецептами, например, проект по приготовлению морепродуктов Аляски Easyfish.club или фуд-блоги и видеорецепты в Instagram и Youtube.

Трансформации происходят

Производителям продуктов питания не избежать внедрения бережливых методов агропроизводства, энергоэффективных решений, применения экологичной упаковки, маркировки углеродного следа на упаковке продуктов, а также большего производства полезных продуктов для улучшения диет.

По утверждению FOLU (The Food and Land Use Coalition), все это позволит получить до $4,5 трлн в год для новых возможностей бизнеса к 2030 году, при этом общественная прибыль более чем в 15 раз будет превышать связанные с ней инвестиционные расходы (оценивается в менее 0,5% мирового ВВП).

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков