Андрей Ивко /Александр Чекменев
Категория
Картина дня
Дата

Первая платная дорога, киевская кольцевая и 200 мостов. Укравтодор тратит 11% госбюджета. На какие проекты пойдут деньги в 2022 году

4 хв читання

Андрей Ивко Фото Александр Чекменев

В 2021 году «Укравтодор» потратил на украинские дороги 156 млрд грн — то есть около 11% всего бюджета Украины. В 2022 году госкомпания планирует приступить к строительству Киевской кольцевой дороги. Уже готова проектная документация для первого участка, следующий этап — торги. Это не единственный проект «с нуля», затеянный главным государственным распорядителем дорожного бюджета

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В интервью Forbes первый заместитель председателя Укравтодора Андрей Ивко рассказал о том, какие дороги будут отремонтированы и построены в 2022 году, как удалось побороть перегруз и зачем вводятся твердые договорные цены с подрядчиками.

В 2021 году Укравтодор заплатил дорожным компаниям 114,4 млрд грн. На что потрачены эти деньги?

Отремонтировали и построили 5098 км дорог государственного значения, а также около 250 эстакад, путепроводов и мостов. По предварительным данным, мы потратили на это около 105 млрд грн. В 2020 году отремонтировали 4056 км дорог, потратив на это примерно 76 млрд грн.

Из ключевых проектов — ремонт дороги Стрый-Изварино на территории восьми областей. Ее еще называют «Дорогою Єдності». Также существенно продвинулись в строительстве дороги Днепр-Решетиловка.

Завершили ремонт моста над Хаджибейским лиманом под Одессой, продолжается строительство автомагистрали в Запорожье, начали проект строительства Ямпольского моста на границе с Молдовой, а также провели подготовительные работы для строительства нового Кременчугского моста.

Какие планы на 2022 год?

Отремонтировать 5 500 км и более 200 мостов. Закончить строительство дороги Днепр-Решетиловка и начать ремонт дорог Мариуполь-Мелитополь-Херсон-Николаев-Одесса и Борисполь-Днепр, а также обновить дорогу Киев-Чоп. В планах закончить строительство мостов в Запорожье и начало строительства Кременчугского и Ямпольского мостов.

Отремонтируем дороги к пунктам пропуска и туристическим магнитам. Например, к заповеднику «Аскания-Нова», селу Сковородиновка в Харьковской области (где находится музей Григория Сковороды), курортным местам в Одесской, Херсонской, Николаевской, Закарпатской областях.

Минфин сообщал, что в 2022 году Укравтодор сможет привлечь под госгарантии 40 млрд грн. Планируете выпустить на такую сумму еврооблигации?

В 2021 году поступление денег от выпуска евробондов помогло дорожному строительству, поэтому рассматриваем этот механизм в 2022 году. Но сейчас не могу ответить на какую сумму это будет сделано и когда. Кроме того, мы можем привлечь под госгарантии и кредиты в украинских банках.

Цена проезда по концессионной дороге составит около 8 евроцентов за километр. Но обязательно будет альтернативная бесплатная дорога.

Какие проекты реализуются совместно с МФО?

Сотрудничаем с ЕБРР, МИБ, МБРР и МФК. В 2022 году за деньги этих финансовых организаций планируем отремонтировать участок трассы Киев-Одесса в Черкасской области. В Луганской области провести ремонт трассы КПП «Танюшевка» — Старобельск — Бахмут, а также участок дороги Н-26 Чугуев — Старобельск — Меловое, который проходит по территории этой области. Планируем построить северо-восточный обход Тернополя и развязку возле этого города на трассу М-19, которая идет из Волынской в Черновицкую область. Также в 2022 году компания «Онур» должна закончить ремонт 40 км дороги М-30 Стрый-Изварино в Хмельницкой области.

После этого стартует ремонт дорог в Ровенской и Луганской областях, а также продолжение ремонта трассы Киев-Одесса в Кировоградской, Николаевской и Одесской областях.

Планируются ли на ближайшие годы новые большие проекты по строительству дорог?

В 2022 году началось строительство первой концессионной дороги Краковец-Львов-Броды-Ровно. Это будет дорога первой категории протяженностью примерно 280 км. Технико-экономическое обоснование проекта выполнила компания «Автомагистраль-Юг». Деталей ТЭО не могут назвать — действует договор о неразглашении.

Надеемся, что законопроект будет принят в 2022 году. После будет объявлен конкурс на выбор концессионера и старт строительство уже в этом году.

Сколько будет стоить проезд по этой концессионной дороге?

Ориентировочно она составит около 8 евроцентов за километр. Но у этой дороги будет альтернативная бесплатная дорога.

На каком этапе проект строительства Киевской окружной дороги?

В 2022 году планируем начать первый участок. Проектная документация уже готова. Всего дорога состоит из семи участков общей протяженностью примерно 150 км и большого моста.

Торги проходят на площадке PlayTender, которая лицензирована Prozorro. Сейчас второй этап – подача квалификационных предложений. После этого пройдут торги.

В 2021 году в Prozorro Укравтодор провел торги на сумму более 320 млрд грн. Тендерный бюджет в 2022 году в 2,5 раза меньше. Почему?

Мы планируем проведение работ на несколько лет вперед. Проведение тендеров на 300 млрд грн не предполагает, что работы будут выполнены в течение года. Компании могут выиграть тендеры на проекты, реализации которых может быть рассчитана на несколько лет. Так компании могут планировать свое развитие на несколько лет вперед.

Часто компании-победители под предлогом повышения цен на расходные материалы обращались в Укравтодор с просьбой пересмотреть стоимость тендеров. Как планируете бороться с этим?

С 2022 года переходим на механизм твердых договорных цен, который не позволит пересматривать стоимость контракта. Уходим от динамичной договорной цены, когда компании под предлогом удорожания материально-технических ресурсов могли обратиться в Укравтодор с просьбой повысить стоимость проекта.

Можно сказать, что проблема с перегрузом практически решена

Насколько удается снизить цены на контракты во время аукционов на Prozorro?

Есть компании, которые активно демпингуют, а потом судорожно ищут субподрядные организации, которые могли бы выполнить работы. В результате такие демпинги нам скорее вредят, чем дают экономию. Но в среднем за прошлый год понижение заявленной нами цены составило 10%.

Построить хорошие дороги недостаточно. Как боретесь с нарушениями, когда фуры возят грузы с перевесом, тем самым убивая дороги?

С 1 октября 2021 года в Украине были резко подняты штрафы за такие нарушения — примерно до 51 000 грн. В результате в Украине в 30 раз упало число нарушений, связанных с перегрузом. Если ранее примерно каждый третий-четвертый грузовик ездил с перегрузом, то сейчас только примерно каждая сотая машина. Можно сказать, что проблема с перегрузом практически решена.

Возможно, просто взяток стали больше давать инспекторам?

Нет. Мы убрали человеческий фактор. Постепенно переходим на автоматический контроль грузовиков в движении с помощью комплексов Weigh-in-Motion. Они установлены на дорогах: оборудование монтируется в верхний слой дорожного покрытия. Транспорт, проезжая через этот комплекс, автоматически взвешивается. Камеры фиксируют скорость и номерной знак автомобиля.

Сейчас по Украине установлено 83 таких комплекса, 28 уже работает. До конца 2022 года будет уже около 150. Они устанавливаются на отремонтированных дорогах с большим трафиком машин, в том числе грузовиков. Например, на дорогах в порты или через мосты, то есть в тех местах, где сложно объехать подобные комплексы. Разве что можно вплавь попытаться переехать.

Сколько штрафов было выписано в 2021 году за перегруз?

В апреле было зафиксировано 80 000 случаев, в августе — 66 500, а в октябре только 3 000. На 14 января 2022 года было выписано штрафов за перегруз на 10,4 млн грн.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд