В 2021 году «Укравтодор» потратил на украинские дороги 156 млрд грн — то есть около 11% всего бюджета Украины. В 2022 году госкомпания планирует приступить к строительству Киевской кольцевой дороги. Уже готова проектная документация для первого участка, следующий этап — торги. Это не единственный проект «с нуля», затеянный главным государственным распорядителем дорожного бюджета
В интервью Forbes первый заместитель председателя Укравтодора Андрей Ивко рассказал о том, какие дороги будут отремонтированы и построены в 2022 году, как удалось побороть перегруз и зачем вводятся твердые договорные цены с подрядчиками.
В 2021 году Укравтодор заплатил дорожным компаниям 114,4 млрд грн. На что потрачены эти деньги?
Отремонтировали и построили 5098 км дорог государственного значения, а также около 250 эстакад, путепроводов и мостов. По предварительным данным, мы потратили на это около 105 млрд грн. В 2020 году отремонтировали 4056 км дорог, потратив на это примерно 76 млрд грн.
Из ключевых проектов — ремонт дороги Стрый-Изварино на территории восьми областей. Ее еще называют «Дорогою Єдності». Также существенно продвинулись в строительстве дороги Днепр-Решетиловка.
Завершили ремонт моста над Хаджибейским лиманом под Одессой, продолжается строительство автомагистрали в Запорожье, начали проект строительства Ямпольского моста на границе с Молдовой, а также провели подготовительные работы для строительства нового Кременчугского моста.
Какие планы на 2022 год?
Отремонтировать 5 500 км и более 200 мостов. Закончить строительство дороги Днепр-Решетиловка и начать ремонт дорог Мариуполь-Мелитополь-Херсон-Николаев-Одесса и Борисполь-Днепр, а также обновить дорогу Киев-Чоп. В планах закончить строительство мостов в Запорожье и начало строительства Кременчугского и Ямпольского мостов.
Отремонтируем дороги к пунктам пропуска и туристическим магнитам. Например, к заповеднику «Аскания-Нова», селу Сковородиновка в Харьковской области (где находится музей Григория Сковороды), курортным местам в Одесской, Херсонской, Николаевской, Закарпатской областях.
Минфин сообщал, что в 2022 году Укравтодор сможет привлечь под госгарантии 40 млрд грн. Планируете выпустить на такую сумму еврооблигации?
В 2021 году поступление денег от выпуска евробондов помогло дорожному строительству, поэтому рассматриваем этот механизм в 2022 году. Но сейчас не могу ответить на какую сумму это будет сделано и когда. Кроме того, мы можем привлечь под госгарантии и кредиты в украинских банках.
Цена проезда по концессионной дороге составит около 8 евроцентов за километр. Но обязательно будет альтернативная бесплатная дорога.
Какие проекты реализуются совместно с МФО?
Сотрудничаем с ЕБРР, МИБ, МБРР и МФК. В 2022 году за деньги этих финансовых организаций планируем отремонтировать участок трассы Киев-Одесса в Черкасской области. В Луганской области провести ремонт трассы КПП «Танюшевка» — Старобельск — Бахмут, а также участок дороги Н-26 Чугуев — Старобельск — Меловое, который проходит по территории этой области. Планируем построить северо-восточный обход Тернополя и развязку возле этого города на трассу М-19, которая идет из Волынской в Черновицкую область. Также в 2022 году компания «Онур» должна закончить ремонт 40 км дороги М-30 Стрый-Изварино в Хмельницкой области.
После этого стартует ремонт дорог в Ровенской и Луганской областях, а также продолжение ремонта трассы Киев-Одесса в Кировоградской, Николаевской и Одесской областях.
Планируются ли на ближайшие годы новые большие проекты по строительству дорог?
В 2022 году началось строительство первой концессионной дороги Краковец-Львов-Броды-Ровно. Это будет дорога первой категории протяженностью примерно 280 км. Технико-экономическое обоснование проекта выполнила компания «Автомагистраль-Юг». Деталей ТЭО не могут назвать — действует договор о неразглашении.
Надеемся, что законопроект будет принят в 2022 году. После будет объявлен конкурс на выбор концессионера и старт строительство уже в этом году.
Сколько будет стоить проезд по этой концессионной дороге?
Ориентировочно она составит около 8 евроцентов за километр. Но у этой дороги будет альтернативная бесплатная дорога.
На каком этапе проект строительства Киевской окружной дороги?
В 2022 году планируем начать первый участок. Проектная документация уже готова. Всего дорога состоит из семи участков общей протяженностью примерно 150 км и большого моста.
Торги проходят на площадке PlayTender, которая лицензирована Prozorro. Сейчас второй этап – подача квалификационных предложений. После этого пройдут торги.
В 2021 году в Prozorro Укравтодор провел торги на сумму более 320 млрд грн. Тендерный бюджет в 2022 году в 2,5 раза меньше. Почему?
Мы планируем проведение работ на несколько лет вперед. Проведение тендеров на 300 млрд грн не предполагает, что работы будут выполнены в течение года. Компании могут выиграть тендеры на проекты, реализации которых может быть рассчитана на несколько лет. Так компании могут планировать свое развитие на несколько лет вперед.
Часто компании-победители под предлогом повышения цен на расходные материалы обращались в Укравтодор с просьбой пересмотреть стоимость тендеров. Как планируете бороться с этим?
С 2022 года переходим на механизм твердых договорных цен, который не позволит пересматривать стоимость контракта. Уходим от динамичной договорной цены, когда компании под предлогом удорожания материально-технических ресурсов могли обратиться в Укравтодор с просьбой повысить стоимость проекта.
Можно сказать, что проблема с перегрузом практически решена
Насколько удается снизить цены на контракты во время аукционов на Prozorro?
Есть компании, которые активно демпингуют, а потом судорожно ищут субподрядные организации, которые могли бы выполнить работы. В результате такие демпинги нам скорее вредят, чем дают экономию. Но в среднем за прошлый год понижение заявленной нами цены составило 10%.
Построить хорошие дороги недостаточно. Как боретесь с нарушениями, когда фуры возят грузы с перевесом, тем самым убивая дороги?
С 1 октября 2021 года в Украине были резко подняты штрафы за такие нарушения — примерно до 51 000 грн. В результате в Украине в 30 раз упало число нарушений, связанных с перегрузом. Если ранее примерно каждый третий-четвертый грузовик ездил с перегрузом, то сейчас только примерно каждая сотая машина. Можно сказать, что проблема с перегрузом практически решена.
Возможно, просто взяток стали больше давать инспекторам?
Нет. Мы убрали человеческий фактор. Постепенно переходим на автоматический контроль грузовиков в движении с помощью комплексов Weigh-in-Motion. Они установлены на дорогах: оборудование монтируется в верхний слой дорожного покрытия. Транспорт, проезжая через этот комплекс, автоматически взвешивается. Камеры фиксируют скорость и номерной знак автомобиля.
Сейчас по Украине установлено 83 таких комплекса, 28 уже работает. До конца 2022 года будет уже около 150. Они устанавливаются на отремонтированных дорогах с большим трафиком машин, в том числе грузовиков. Например, на дорогах в порты или через мосты, то есть в тех местах, где сложно объехать подобные комплексы. Разве что можно вплавь попытаться переехать.
Сколько штрафов было выписано в 2021 году за перегруз?
В апреле было зафиксировано 80 000 случаев, в августе — 66 500, а в октябре только 3 000. На 14 января 2022 года было выписано штрафов за перегруз на 10,4 млн грн.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.