Короли госзаказа. Кто получил больше денег на дорожное строительство в 2021-ом. И кто заработает на дорогах до конца первого срока Зеленского /Фото Ярослав Дебелый
Категория
Картина дня
Дата

Короли госзаказа. Кто получил больше денег на дорожное строительство в 2021-ом. И кто заработает на дорогах до конца первого срока Зеленского

Большое строительство Зеленского Фото Ярослав Дебелый

Государство потратило на дороги рекордную сумму в 2021-ом и не собирается останавливаться. Уже проведены тендеры более чем на 300 млрд грн, работы по которым будут идти 2–3 года. Кто застолбил место на этом миллиардном рынке и есть ли шанс у новичков пробиться в высшую дорожную лигу.

В 2021 году «Укравтодор» заплатил за ремонт и строительство дорог рекордную сумму – 114,4 млрд грн. Это деньги, которые региональные службы автомобильных дорог заплатили дорожным компаниям. Годом ранее на счета подрядчиков перевели только 85,3 млрд грн.

Если добавить еще выплаты «Укравтодора» по кредитам (15 млрд грн) и субвенции на местные дороги (27 млрд грн), то общая сумма «дорожных» расходов за прошлый год составит 156 млрд грн. То есть, около 11% от всего госбюджета Украины. 

Такую долю госбюджета никогда не инвестировали ни в одну из отраслей экономики, говорит Юрий Николов, соучредитель проекта «Наші гроші», специализирующемся на анализе госзакупок.  

За рекордные деньги построили, реконструировали и отремонтировали рекордное объем дорог – около 5100 км, что составляет около 11% от сети на балансе «Укравтодора».

Что построил «Укравтодор» в 2021-ом

По данным ведомства, удалось на 95-100% закончить работы на дорогах Стрый – Изварино, Золотоноша – Умань, Немиров – Ямполь, а также завершить строительство Южного обхода Днепра. А в четырех областях – Ивано-Франковской, Тернопольской, Винницкой и Полтавской – вообще почти полностью отремонтировать основные сети дорог (международные, национальные и региональные дороги).

Также в 2021 году был завершен ремонт моста через Хаджибейский лиман в Одесской области, продолжалось строительство мостов в Запорожье, стартовало возведение нового Кременчугского моста и начались подготовительные работы к строительству Ямпольского моста через украинско-молдавскую границу в Винницкой области.

Кому достались деньги 

Лидер не изменился. Чуть больше пятой части из 114,4 млрд грн получила компания «Автомагистраль-Юг», она же занимала первую строчку условного рейтинга и годом ранее.

Но серебряный призер поменялся. Компания «Автострада» получила 12,4 млрд грн, это в два раза больше, чем годом ранее, и потеснила RDS

Резкий рост показала компания «ПБС» – за год объемы поступлений денег увеличились почти на 71%, что вывело ее на четвертое место.

«Кто-то успешно справляется с работой, кто-то не успевает. Где-то лучше работает операционный менеджмент, где-то хуже. Где-то компании качественно выполняют свои проекты, где-то хуже», – объясняет, что влияет на объем полученных денег первый заместитель председателя «Укравтодора» Андрей Ивко.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Например, доход компании «Автострада» вырос из-за выполнение ремонта дороги Р-08 в Винницкой области к Ямпольскому мосту. «Подрядчик за рекордные 90 дней качественно отремонтировал 116 км дороги», – говорит Ивко.

Если бы у «дорожников» была номинация «прорыв года», то ее бы завоевала компания «Будінвест Інжиніринг» – в 2021 году она получила от «Укравтодора» почти 3,1 млрд грн. Годом ранее она не входила даже в топ-40. «Я лично ездил и контролировал качество ремонта дорог от этой компании. Могу сказать, что качество соответствующее. Вопросов к этой компании нет. Она выполняет работы на достойном уровне», – говорит Андрей Ивко.

Устоял ли картель (и был ли картель)?

В 2020-ом году ряд журналистских расследований, например, BIHUS info и «Наші гроші», обвиняли тогдашнего главу в «Укравтодора» Александра Кубракова в создании так называемого картеля, в который входили шесть компаний членов «Национальной ассоциации дорожников Украины» (НАДУ). 

Юрий Николов из «Наших грошей« считает, что картель начал распадаться. «Я бы называл сейчас эти компании не картелем, а фаворитами «Укравтодора». Некоторые компании начали сдавать свои позиции, например, RDS, а «Автострада» вообще вышла из НАДУ», – рассказывает он. Но тут же уточняет, что не считает, что рынок дорожного строительства стал конкурентнее. «Лидерами остаются прежние компании», – говорит он.

«Нет никакого сговора или картеля, о котором говорят. Как можно говорить о существовании картеля, если только в 2021 году больше 20 компаний выиграли тендеры «Укравтодора» на сумму более 1 млрд грн?», — заочно оппонирует первый зам «Укравтодора» Ивко. 

Участники рынка не жалуются на отсутствие конкуренции. «Рынок очень конкурентный, это видно по многим тендерам. В каждой области работает около 10-12 подрядчиков», — отмечает Юрий Шумахер из RDS. 

Тендеры, тендеры. Деньги на годы вперед 

Результаты расчетов «живыми» деньгами с компаниями, меркнут на фоне результатов тендеров, которые «Укравтодор» провел в 2021 году. Только на ремонт дорог было проведено тендеров на сумму около 261 млрд грн. К этой сумме надо добавить торги на эксплуатационное содержание дорог (43,9 млрд грн), а также ремонт мостов (20,7 млрд грн). В сумме – это около 326 млрд грн. При этом «Укравтодор» планирует в этом году отремонтировать ненамного больше дорог, чем в 2021-ом – 5 500 км и и построить более 200 мостов, на все работы в бюджете заложено только около 107 млрд грн . В чем подвох?

«Проведение тендеров на 300 млрд грн не предполагает, что работы будут проведены за год. – объясняет Ивко. – Компании могут выиграть тендеры на проекты, реализации которых может быть рассчитана на несколько лет. Компании могут планировать свое развитие на несколько лет вперед». 

Например, компания RDS, которая выиграла в прошлом году тендеры на сумму более 25 млрд грн, планирует их выполнить в течении 2–2,5 лет.

Но самая «оптимистичная« компания «Автострада», она выиграла тендеры на 46,6 млрд грн и потеснила лидера строительства «Автомагистраль-Юг»

«За последние несколько лет мы инвестировали в нашу материально-техническую базу более $300 млн. У нас работает примерно 6 000 работников и мы можем выполнять масштабные проекты», – объясняет, как им удалось получить столько госзаказов, Максим Шкиль из «Автострады».

Оптимизм компаний легко понять: работы хватит. С момента начала «Большого строительства» в 2020 году построили и отремонтировали более 9000 км дорожного покрытия. Это около 20% от сети дорог на балансе «Укравтодора» (более 46 000 км). Даже, если государство будет и дальше выделять на дороги порядка 10% бюджета, то капитальный ремонт Украины за первый президентский срок Зеленского точно не закончится.

Материалы по теме