Подрядчики второго эшелона. Как богатейшие украинцы зарабатывают на «Большом строительстве» 
Категория
Главное
Дата

Подрядчики второго эшелона. Как богатейшие украинцы зарабатывают на «Большом строительстве» 

К концу своего президентства Владимир Зеленский обещает обновить 24 000 км новых дорог. Обещание выполнено на треть. «Большое строительство» дало 200 000 новых рабочих мест, сказал Зеленский в июне 2021‑го телеканалу «1+1». В 2020 году дорожный бюджет вырос почти в 2,5 раза. В 2021‑м на дороги выделено 124 млрд грн (почти 3% ВВП). Многомиллиардные инвестиции в инфраструктуру призваны укрепить ослабленную коронавирусом экономику и снизить безработицу.

Влияние «Большого строительства» на занятость не стоит переоценивать, свидетельствует исследование Киевской школы экономики. Опираясь на данные «Укравтодора», аналитики КШЭ подсчитали, что дополнительная фактическая потребность в рабочей силе со стороны основных компаний, задействованных в обновлении дорог, состовляет 30 000–50 000 человек– 0,17–0,28% от общего количества занятых в экономике. Богатейшие украинцы отнеслись к росту дорожных подрядов с гораздо большим интересом. Какие у них успехи?

В январе 2020 года владелец группы DCH Александр Ярославский, 61, сообщил в кулуарах конференции «Дороги UA 2020» о намерении инвестировать в дорожное строительство. Потенциальный оборот нового направления в структуре DCH он оценил в $100–300 млн в год. Несколько месяцев спустя Ярославский представил стратегического партнера – турецкую Makyol. DCH оказывает консультационные услуги ее дочерней компании «Блэк Си Консорциум», которая реализует несколько контрактов в Харькове.

Сказать оказалось легче, чем сделать. Издание «Наші гроші», специализирующееся на мониторинге госзакупок, констатирует, что за два года «Блэк Си Консорциум» выиграл только один тендер «Укравтодора» на ремонт участка протяженностью 21,6 км в Харьковской области стоимостью 545 млн грн. Почему у Ярославского не вышло выбиться в топ‑подрядчики? «Мешает местная специфика», – объясняет один из идеологов президентской программы, консультант координационного совета проектного офиса «Большого строительства» Юрий Голик, 43. У Ярославского, по его словам, было бы намного больше шансов на успех в партнерстве с украинской компанией. «Конкуренция усиливается, – говорит совладелец строительной группы RDS Юрий Шумахер.– Поэтому мы можем иногда демпинговать, чтобы не пускать на рынок».

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

У компании ПБС, одного из фаворитов «Укравтодора», дела идут куда лучше. По данным трех осведомленных источников Forbes по дорожному рынку, компанию контролируют народный депутат и глава партии «За майбутнє» Игорь Палица, 48, и совладелец курорта «Буковель» Александр Шевченко, 50. Их принято считать ближайшими соратниками Игоря Коломойского, 58. Палица написал, что не имеет отношения к ПБС, Шевченко не нашел времени поговорить с Forbes.

ПБС входит в пятерку крупнейших исполнителей дорожных работ. По данным Всеукраинской дорожной ассоциации, с начала 2021 года она получила 4,7 млрд грн за выполненные работы. В 2020 году, по данным инициативы мониторинга качества выполнения дорожных работ «CoST Украина», у ПБС было 8% дорожных подрядов на 9,7 млрд грн. За девять месяцев 2021‑го ПБС увеличила портфель контрактов на 5,8 млрд грн (4% разыгранных дорожных тендеров).

Одно из направлений экспансии – рынок дорожного битума. Это ключевой компонент в производстве асфальта. Издание «НефтеРынок» оценивает его годовые продажи в $360 млн. За время «Большого строительства» контролируемый группой «Приват» Кременчугский НПЗ нарастил производство битума более чем в 1,5 раза – до 44 000 т (в сентябре 2021-го), подсчитал аналитик UPECO Александр Сиренко. При цене $700 за т это дает прибавку к выручке $13 млн в месяц. Okko Group Виталия Антонова, 58, второй год поставляет на украинский рынок битум с белорусских НПЗ. Один из клиентов – самый крупный исполнитель президентской программы, одесская «Автомагистраль‑Юг». «Диверсифицировать поставки всегда неплохо», – говорит гендиректор «Автомагистраль‑Юг» Николай Тимофеев. Okko закрывает около 1% потребности «Автомагистраль‑Юг» в битуме.

За девять месяцев 2021 года Okko, по собственным подсчетам, отгрузила 14 000 т дорожного битума. Это 2% от объема рынка. Скромные показатели не мешают Антонову строить планы экспансии. Сеть намерена потеснить на рынке основных игроков – «Альянс Энерго Трейд» и «Кантарелл Украина», которые на двоих контролируют около 70% украинского рынка битума.

«Это очень‑очень невысокая конкуренция»,– говорит вице‑президент Okko Юрий Кучабский. Компания считает своим преимуществом связи с производителями битума в Польше и Беларуси. «Гарантируем заказчикам поступления ресурса вовремя и в нужных объемах, готовы поставлять даже с отсрочкой оплаты», – говорит Кучабский.

«Чтобы успешно конкурировать на этом рынке, мало импортировать, – говорит Голик. – Необходимы гарантия качества и возможность доставки в конкретную точку. Для этого требуются битумовозы, хранилища, переработка и логистика». Летом 2021‑го Okko приобрела партию битумовозов и начала формировать парк цистерн для перевозки битума. Поставщики – одесская Everlast и турецкая Ali Riza Usta. «Наша цель – создать полный цикл от закупки продукции до доставки ее заказчику по месту назначения», – ответила на запрос Forbes пресс‑служба Okko.

Давно присматривается к дорожному строительству владелец группы ТАС Сергей Тигипко, 61, которому принадлежит Столичный асфальтобетонный завод. В 2020 году выручка завода увеличилась на 34%, до 422,5 млн грн, чистая прибыль– на 21%, до 71,8 млн грн. Это позволило выплатить в 2021 году 38,8 млн грн дивидендов.

Не в накладе и ключевой промышленный актив Тигипко – «Днепровагонмаш». «Автомагистраль‑Юг» купила у него 100 грузовых вагонов за 130 млн грн и планирует заказать еще 200.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

30 до 30 | Квартал 95, лидер "Большого строительства"