Какие факторы влияют на наши решения? С этим вопросом все, кажется, понятно. Мы спрашиваем себя: насколько нам это выгодно?
Вы обдумываете, что лучше: купить жилье или арендовать. Конечно, собственная квартира или дом – это прекрасно. Но у вас очень высокие требования к качеству жилья и к месту проживания. По вашему мнению, цены на хорошие квартиры в вашем любимом районе завышены. Возможно, лучше арендовать. Зачем переплачивать? Вдруг через несколько лет вы займетесь бизнесом в другой стране? Вы взвешиваете все факторы и наконец принимаете решение. Точно так же вы решаете, какую машину купить и куда поехать в августе.
Но бывают и другие ситуации. Вы думаете, в какую школу отдать ребенка. В школе А отлично преподают физику и математику, в школе В прекрасные учителя‑гуманитарии. Допустим, вы хотите, чтобы ваш ребенок стал специалистом в сфере высоких технологий. А вдруг ему это неинтересно и его призвание – ландшафтный дизайн или музыка? Есть еще неплохой вариант: в школе С основные предметы читаются по‑английски (по‑французски). Ребенку с таким образованием будет проще поступить в престижный западный университет. Но хорошо ли он будет знать основные предметы?
Сложности с принятием решений возникают по нескольким причинам. Во‑первых, все варианты имеют хорошие основания. Каждая из трех школ имеет свои преимущества и недостатки, которые не перевешивают друг друга. В этом контексте интересны исследования когнитивных психологов, которые показали: увеличение вариантов выбора не всегда повышает его качество. Почитайте книгу Барри Шварца «Парадокс выбора. Почему «больше» значит «меньше». Возможно, эта книга поможет вам избавиться от нескольких предрассудков. При сложном выборе оптимального варианта не существует. Просто «взвесить» и «посчитать» здесь недостаточно.
Во‑вторых, мы сравниваем не только опции. Мы сравниваем ценности. А их сравнить гораздо сложнее.«Калькулируемые» ценности (выгоду, прибыль, пользу) нужно поставить в контекст ценностей другого рода. Для ваших японских партнеров вопросы прибыли при подписании контракта могут оказаться важным, но не решающим фактором. Для них очень важна атмосфера в компании, ваши эстетические предпочтения и семейные ценности.
Если альтернативы имеют равные основания, вступают в игру дополнительные факторы. Есть ли они в вашем распоряжении? Является ли ваш бизнес «чем‑то еще»? Кроме «больше», «меньше» и «равно», утверждает специалист по теории сложного выбора Рут Чанг, нужно ввести четвертое измерение.
В ситуациях сложного выбора в нас актуализируется возможность пересоздавать реальность, вводить новые правила, находить неординарные решения. Когда не знаете, как поступить, спросите себя: кто вы, чего вы хотите? Какие ценности для вас главные, а какие – подчиненные? Чтобы задавать себе такие вопросы и уметь на них отвечать, необходимо в собственной деятельности различать не только внешние, но и внутренние блага. Очень легко превратиться в функцию, в механизм принятия «эффективных решений».
Важно быть эффективным. Но не менее важно заботиться о своей личности, о ценностях «для самих себя».
Что для этого нужно? Необходимо выходить за границы слишком узких занятий и компетенций. Важно много читать (не только книги по бизнесу, но и философские тексты, и художественную литературу), уметь анализировать и обсуждать прочитанное. Воспитывать не только мышление, но и слух (здесь поможет великая музыка), зрение (музеи, архитектура, пейзажи). Работать с чувствами и эмоциями – практиковать медитации, развивать умение концентрироваться и эстетический вкус, учиться внимательно слушать. Все это поможет развиваться не только внешне, но и внутренне. И тогда легче будет вводить в игру «четвертую меру» в ситуациях сложного выбора.
Краткий итог: если вы не знаете, как поступить, введите в игру кроме «больше», «меньше» и «равно» дополнительный фактор – «четвертое измерение». Спросите себя не только о внешних, но и о внутренних целях. Прислушайтесь к себе. Ситуация сложного выбора – это шанс создать самого себя.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.