Продажи автомобилей на мировых рынках падают из-за дефицита полупроводников, Украина демонстрирует рекордный рост. В чем причина
Продажи новых автомобилей в Украине в 2021 году выросли на 20%, впервые с 2013 года преодолев отметку в 100 000 машин. Об этом свидетельствуют данные агентства AUTO-Consulting, которые есть в распоряжении Forbes. Продажи могли быть еще выше, если бы не перебои с поставками новых автомобилей из-за нехватки полупроводников для их производства, говорит руководитель отдела маркетинга «Тойота на Столичном» Виталий Данилюк.
Его дилерский центр начал ощущать нехватку автомобилей в четвертом квартале. «В начале года у нас на складах было на 50% больше машин, чем мы продавали, но уже к концу года заказов было больше, чем свободных машин – выдавали клиенту автомобиль сразу после доставки», – говорит Данилюк.
Глобальный дефицит микрочипов, поразивший автомобильную отрасль в первом квартале 2021 года, проявился снижением продаж на всех ключевых рынках. На многих спад достигал 30–40% – говорит директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Из-за дефицита полупроводников в 2021 году в мире будет выпущено на 7–9 млн автомобилей меньше, говорится в исследовании компании Boston Consulting Group.
Дилеры Hyundai в Украине недополучили 70% от запланированных поставок своей самой популярной модели – кроссовера Tucson, говорит маркетинг-директор «Хюндай Мотор Украина» Тарас Лопачак. В целом украинские автодилеры недосчитались около 20 000 автомобилей, на которые существовал спрос, подсчитал Омельницкий.
За счет чего украинскому авторынку удалось закончить 2021 год в плюсовой зоне? Продажи новых авто – один из ключевых индикаторов увеличения доходов населения и еще признак роста экономики, говорит инвестиционный банкир Dragon Capital Сергей Фурса. В 2021 году, по словам премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля, долларовый ВВП Украины достиг рекордной отметки почти в $200 млрд, а средняя зарплата, по данным Госстата, выросла на 19% – до 14 500 грн. Топ-менеджеры украинских автоимпортеров часто оказывались расторопнее своих зарубежных коллег в конкуренции за дефицитные поставки с заводов-автопроизводителей, говорит Омельницкий.
Еще одна причина – нивелирование фактора пандемии на операционную работу операторов. «Дилеры, импортеры и клиенты уже адаптировались к новым условиям и ограничениям», – говорит Данилюк. «Украинский рынок новых автомобилей из-за отложенного спроса и устаревшего парка еще далек от насыщения, – считает Лопачак. – Поэтому при позитивной экономико-политической ситуации рост рынка будет продолжаться и дальше», – говорит он.
Одним из драйверов рынка стали государственные закупки, особенно в коммерческом сегменте. «Масштабные закупки спецтранспорта для медицинских учреждений, обновление автопарков МВД очень позитивно сказались на динамике авторынка», – говорит Омельницкий. Повлиял и коллапс в общественных перевозках и в городском транспорте. «Постоянные ограничения из-за ковида, сокращение транспорта на линиях вынуждали людей задумываться о собственном транспорте», – отмечает Омельницкий.
McKinsey & Company прогнозирует, что дефицит полупроводников закончится еще не скоро. Глава Mercedes-Benz Ола Каллениус утверждает, что цепочки поставок полностью восстановятся не раньше 2023 года. По данным Roland Berger, спрос на чипы растет на 17% в год в 2020–2022 годах, тогда как их производство только на 6% в год.
Несмотря на продолжающийся дефицит, украинский рынок новых машин продолжит расти и в 2022 году, уверен Лопачак. Он прогнозирует 20-процентный годовой прирост продаж при условии отсутствия форс-мажоров.
Что будет с ценам? «Автомобили подорожают из-за роста закупочных цен у производителей», – говорит Омельницкий. Но высокая конкуренция, по его словам, не позволит отдельным сетям сильно взвинтить цены. Гривневые цены на автомобили могут значительно измениться только в связи с девальвацией национальной валюты, а долларовый эквивалент останется на прежнем уровне, уверяет Данилюк.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.