Аграрии работают, несмотря на военное положение в Украине, оккупацию части территорий и обстрелы. Фермеры хорошо понимают, что если они не посеют зерно весной, то в следующем году голода не избежать.
Сейчас никто не берется сказать, насколько сократится урожай в 2022-м году. Опрошенные Forbes аграрии и чиновники сходятся в оценках, что в Украине голода точно не будет, а вот иностранных потребителей украинского зерна ожидают большие проблемы.
Россия атаковала северные, восточные и южные регионы Украины. Под обстрелы попали не только военные базы, жилые дома, инфраструктура, но и часть аграрных складов и фермы.
Некоторым крупным автокомпаниям повезло меньше. Например, у HarvEast, входящего в СКМ Рината Ахметова, земельный банк сконцентрирован в Донецкой, Киевской и Житомирской областях. «Наша база техники в Донецкой области сильно пострадала, трактора разбомблены, – говорит генеральный директор агрохолдинга Дмитрий Скорняков. – В рамках нашего предприятия все очень плохо». Сейчас в Мариуполе и Киевской области идут бои, гражданское население без света, связи, еды и воды, и не может покинуть города. HarvEast будет сеять только на 10% своих площадей.
У Индустриальной молочной компании (ИМК) земля в Сумской, Черниговской и Полтавской областях. Гендиректор ИМК Алекс Лисситса говорит, что Сумская и Черниговская области по сути оккупированы. «Базы и склады ИМК захвачены российскими военными, – говорит он. – Я каждое утро спрашиваю, сколько наших сотрудников погибло вчера. Оккупанты расстреливают людей». Несмотря на это, Лисситса планирует провести посевные работы на 30% в этих областях и на 100% в Полтавской области. «Аграрии будут сеять везде, где не идут бои», – говорит он.
Западная Украина в помощь
При оптимистичном сценарии Украина в этом году засеет 50–60%, прогнозирует Скорняков. Лисситса пессимистичнее – максимум 30%. Но оба считают, что в Украине не будет нехватки продовольствия.
На засеянных площадях урожайность будет на 20% хуже, считает Лисситса, из-за нехватки удобрений, сложностей с соблюдением технологии и т.д. Даже такие потери не будут критичными для Украины, считает исполнительный директор Украинской зерновой ассоциации Сергей Иващенко. Последние пять лет Украина собирает в среднем 90–106 млн тонн урожая. На внутреннее потребление идет около 30 млн тонн. Остальное – экспорт.
Надежда на пахотные земли в западной части Украины. В прошлом маркетинговом году, который закончился в июле 2021 года, в девяти западных областях местные аграрии засеяли почти пять млн гектар ( 21% от всех пахотных земель). В этом году посевные площади в регионе могут увеличить, но на сколько, пока неизвестно, говорит директор агропромышленного департамента Львовской областной госадминистрации Татьяна Гетьман.
Аграриям не хватает топлива. Из-за разрушенной логистики не могут привезти со складов заранее купленные семена, удобрения и средства защиты растений.
Сейчас основная проблема – паника, считает Евгений Дудка, генеральный директор «Волынь Зерно Продукт». По его словам, аграрии Волынской, части Львовской и Ровенской областей обеспечены всеми необходимыми ресурсами на 70%. «Затраты на гектар вырастут и, возможно, придется пожертвовать количеством собранного урожая с гектара, но голода в стране не будет», – говорит фермер.
Государство старается помочь аграриям с посевной. Минагрополитики запустило онлайн-опросник, где аграрии могут рассказать о проблеме, и министерство обещает направлять помощь в регион. Также запустили программу «бронирование людей»: в армию не будут брать специалистов, которые критически важны для посевной, например, агрономов. Обсуждается идея бронирования топлива для нужд аграриев и госпомощь в покупке удобрений, рассказал нардеп Владимир Хархалис. «В Украине все будет хорошо, – говорит Дудка. – А вот экспорт сократится».
Бедным странам приготовиться
До войны Украина и Россия обеспечивали треть глобального рынка продовольствия. На Украину приходилось почти 14%, говорит Лисситса. В прошлом году украинские аграрии экспортировали 49 млн тонн зерновых и масличных.
Война спровоцировала рост цен на пшеницу. За последние две недели с начала войны цены на пшеницу выросли более чем на 30%. «Это один из самых резких скачков цены за такой короткий промежуток времени», – говорит Елена Нероба, менеджер по развитию бизнеса брокерской компании Maxigrain. 8 марта фьючерсы пшеницы на Чикагской товарной бирже почти обновили 14-летний максимум, достигнув $500 за тонну. 14 дней назад, 23 февраля, котировки были на уровне $310 за тонну.
Рынки опасаются, что Украина и Россия сократят поставки зерна. 10 марта РФ временно до 31 августа 2022 года запретила экспорт зерновых и сахара в страны Евразийского экономического союза. Минагрополитики Украины пока не запрещает экспорт пшеницы, кукурузы, яиц и подсолнечного масла, но 6 марта обязало аграриев получать лицензию на вывоз этих товаров.
Логистические цепочки экспортеров разрушены. До сих пор 95% грузов шли через морские порты, которые сейчас заблокированы Россией. Аграрии перестраиваются на наземную логистику: через Польшу, Словакию, Румынию, Молдову, Венгрию. Но пропускная способность здесь в 10 раз меньше чем через порты, всего 20 000 тонн в сутки. Если ничего не изменится, то до конца сезона (1 июля 2022 года) мы сможем экспортировать около 3 млн тонн зерна, говорит Иващенко.
Сокращение экспорта в первую очередь скажется на крупнейших импортерах украинского зерна: Китае, Индии, Египте, Турции. Цены на продовольственные товары в мире будут расти, прогнозирует Лисситса. По мнению экспертов издания The Economist, Ближний Восток может впасть в нищету и массовые беспорядки. «Если не остановить войну, то сотни тысяч людей в бедных странах Азии и Африки будут голодать», – считает Лисситса.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.