Carro стал единорогом только в июне, но его соучредитель Аарон Тан уже нацелился на 11-значную оценку стоимости. Это, конечно, если ему удастся обойти конкурентов
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
Аарон Тан, соучредитель и гендиректор сингапурской компании Carro, по уши в делах. Онлайн-платформа для покупки и продажи подержанных машин в Юго-Восточной Азии присоединилась к клубу единорогов в июне, когда во время раунда инвестиций компания собрала $360 млн, чем повысила собственную оценку стоимости до $1 млрд. В разговоре по телефону Тан говорит, что Carro только набирает обороты: «Наш план – за следующие несколько лет стать «декакорном», и желательно как можно быстрее».
Но пока он достигнет этой заветной 11-значной оценки стоимости, ему надо выстоять против непростых соперников. Наибольшую угрозу, вероятно, составляет Carsome – малазийская платформа подержанных машин, которая идет на равных с Carro на том же рынке.
В июле Carsome объявила, что станет партнером Catcha Group, которую контролирует предприниматель Патрик Гроув, чтобы купить iCar Asia, которая котируется на Австралийской бирже. Эту сделку, которая предусматривает обмен акциями, оценивают в $200 млн. По словам Carsome, объединенная компания будет иметь $1 млрд выручки и сделает Carsome первым технологическим единорогом Малайзии и самым дорогим онлайн-маркетплейсом Юго-Восточной Азии. Она также сказала о возможных планах на выход на биржу в течение следующих 12 месяцев.
А тем временем Carousell, сингапурский маркетплейс с объявлениями, сказал, что в этом году он будет «агрессивно» расширять собственный бизнес продажи автомобилей с помощью аукционной платформы с моделью «потребитель к бизнесу» и финансовыми предложениями, как то кредиты на автомобили.
Carro уверяет, что выделяется среди конкурентов благодаря использованию искусственного интеллекта почти на каждом шагу покупки и продажи автомобилей, от применения ПО, чтобы определить дефекты во время техосмотра машин, которые продают на ее платформе, до ботов для обслуживания клиентов.
Шестилетняя компания также наиболее активно подошла к добавлению финтех-услуг, таких как кредит на авто или автогражданка, хотя ее планы выйти на сингапурский рынок цифрового банкинга провалились в прошлом году. Группа во главе с Razer, производителем игрового оборудования, к которой присоединилась Carro, не смогла выиграть одну из лицензий.
Сейчас Carro пытается укорениться на рынке подержанных авто Юго-Восточной Азии, который оценивают в $55 млрд, с более 2 млн активных пользователей. Компания утверждает, что до конца года в марте достигла $1 млрд GMV (Общий объем оборота товаров).
Еще она сообщила, что примерно 70% транзакций происходит за пределами Сингапура, где правительство ввело политику сдерживания роста численности автомобилей. Это хороший показатель того, что компания прочно держится на ногах. 37-летний Тан планирует использовать недавние инвестиции, чтобы в дополнение к рынкам Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда зайти еще на Филиппины и во Вьетнам.
Carro не отстает и в финансах. Выручка увеличилась более чем в два раза, до $300 млн в прошлом году. Тан хвастается, что у Carro положительный показатель EBITDA уже два года подряд (но точных цифр не называет). Другим онлайн-маркетплейсам для автомобилей «надо будет выяснить, как делаются деньги. Нам это уже удалось», – говорит Тэн. – И у нас прекрасно все получается».
Carro удалось через свое внутреннее финансовое подразделение Genie Financial Services гарантировать автокредитов более чем на $350 млн. «Мы собрали больше $150 млн от кредитных учреждений, что было огромным достижением, учитывая то, что во время пандемии общие инвестиции приостановились, а банки реже выдают кредиты стартапам», – объясняет он.
Carro оказалась «среди лидеров» онлайн-рынка подержанных авто благодаря тому, что она решает проблемы клиентов и предоставляет финансовые услуги, говорит Шейн Чессон, соучредитель Openspace Ventures. Эта сингапурская венчурная фирма вложила деньги в индонезийский е-маркетплейс объявлений Jualo.com, который Carro приобрела в 2019 году.
Тан говорит, что пандемия помогла Carro. Спрос на подержанные авто вырос, так как пандемия и недостаток чипов во всем мире снизили объемы автопроизводства. Согласно прошлогоднему отчету сингапурской исследовательской фирмы Momentum Works, популярность подержанных авто растет, ведь люди этого региона ищут более доступные варианты. Относительно низкое количество владельцев автомобилей в Юго-Восточной Азии означает, что компаниям, которые занимаются подержанными машинами, есть куда расти.
«Миллиард долларов – это только начало»,
Аарон Тан, соучредитель и гендиректор Carro
Тан рассказывает, что еще подростком он увлекался компьютерами. Он самостоятельно научился программировать и запустил два стартапа, которые продал, чтобы сосредоточиться на учебе в Университете менеджмента Сингапура. Он получил диплом бакалавра по специальности «наука» с отличием, а затем получил грант от правительства на обучение в США.
Именно на магистратуре он развил страсть к подержанным машинам, разыскивая подержанные авто, чтобы продавать богатым покупателям, – это был дополнительный заработок для него. Фокус в том, говорит Тэн, чтобы понимать ценность машины, знать, где найти покупателей и когда продавать.
Получив диплом магистра компьютерных наук в Университете Карнеги-Меллон в 2010-м, Тан вернулся в Сингапур, чтобы работать на Innov8, инвестиционное подразделение сингапурского гиганта телекоммуникаций Singtel. Следующие пять лет, продолжает он, помогли ему наладить связи в среде венчурных капиталистов и понять приоритеты инвесторов. Он возглавил инвестиционный фонд в Юго-Восточной Азии, а затем вместе с фирмой переехал в Сан-Франциско. В Сингапур он вернулся в 2015-м.
Зарождение Carro можно отследить до тех пор, когда Тан помогал бывшему коллеге найти в сети подержанный автомобиль; тогда он увидел, что на таком рынке не хватает открытости о качестве товара и цену на него.
В США, с другой стороны, Carvana, дилер подержанных авто, которого основал миллиардер Эрнест Гарсиа ІІІ, смог добиться успеха благодаря операциям исключительно онлайн. Он предлагает клиентам профили с большим количеством фотографий каждой машины. Все авто заранее прошли осмотр, а в один клик можно проверить их историю.
Увидев возможность, Тан основал Carro в 2015 году с однокурсниками по американскому вузу Адитией Лесмана и Келвином Чнгом.
Успех Carro подчеркивает потуги Сингапура превратиться в хаб региональных стартапов. Согласно мировому рейтингу от KPMG, город-государство остался вторым мировым хабом технологических инноваций во второй раз подряд в 2021-м.
«В Сингапуре очень оживленная экосистема стартапов, которая дала нам возможность воспользоваться поддержкой правительства», – рассказывает Тан. Carro собрала более $400 млн от различных учреждений, среди которых EDBI (инвестиционное подразделение сингапурского правительства), а также B Capital, Insignia Ventures Partners, Mitsubishi, SoftBank и другие.
Но у Тана, который добавил в свою копилку диплом МВА Университета Цинхуа в прошлом году, большие планы. Он видит, как его компания в будущем станет Amazon для автомобилей. Тан рассказал, что в течение следующего месяца или двух Carro получит дополнительный капитал. Он хотел бы вывести Carro на американскую биржу, но точно не в следующие 18 месяцев, а то и больше. «Миллиард долларов – это только начало», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.