Миллиардер Уильям Ли планирует развивать за рубежом свою компанию по производству электромобилей Nio. Его первый шаг – зайти на европейский рынок через Норвегию.
⚡️Ексклюзивно: спікер на форумі «Енергія бізнесу» – Деніел Єрґін, віце-голова S&P Global, письменник та лауреат Пулітцерівської премії. Він автор бестселерів про енергетику та світову економіку, зокрема «The Prize» і «The New Map». Вже 9 жовтня зустрінемося.
В начале мая Уильям Ли выходит на шанхайскую сцену в синей футболке, на которой написано два слова: Norway 2021. Основатель Nio приветствует свою новую команду в Осло на виртуальном мероприятии, прежде чем переходить к деталям о первых шагах за рубежом китайского производителя электромобилей (ЭМ) .
Североевропейскую страну он выбрал потому, что она стала первой в мире, где продажи электротранспорта перегнали продажи традиционных транспортных средств – 55% от всех продаж автомобилей в 2020 году, сообщает Норвежская федерация автомобильных дорог.
Норвегия также станет для Nio трамплином в Европу, которая в прошлом году на некоторое время опередила Китай в рейтинге крупнейших рынков ЭМ в мире, после того как правительства назначили субсидии, чтобы повысить продажи во время пандемии. С 2022-го Nio зайдет еще в пять европейских стран, которые Ли отказывается называть.
И хотя успех на новом рынке на чужбине никто не может гарантировать, Ли уверен в пути своей компании к развитию. «Китай уже наиболее конкурентный рынок ЭМ в мире, – сказал 46-летний предприниматель на пресс-конференции ранее в тот же день. – Если я могу это делать в Китае, то смогу делать это где угодно».
Ли, которого называют китайским Илоном Маском, уже отличился дома. За семь лет его компания превратилась со стартапа в седьмого крупнейшего производителя ЭМ в Китае. Он смог вытащить ее из банкротства в конце 2019-го, когда директора уходили, машины возвращали, а потеря правительственных субсидий серьезно пошатнула уверенность инвесторов в компании.
Перемотаем вперед в сегодняшний день: Nio продала 20 060 транспортных средств в первом квартале, в пять раз больше, чем в предыдущем году, когда спрос упал из-за пандемии. Продажи выросли более чем на 490% за тот же период и достигли 7,4 млрд юаней, а чистый убыток сократился до 451 млн юаней.
Ожидается, что за весь год компания продаст 95 000 ЭМ и это с учетом нехватки микрочипов в мире, говорит нью-йоркский аналитик Эдисон Ю в Deutsche Bank. Усугубление этой проблемы повлияло на производителей различных индустрий. Автобренды во всем мире вынуждены были сократить производство, и эта судьба не обошла Nio, которой нужны полупроводники для таких опций, как прокладывание маршрута или развлечения внутри машины.
За последний год акции компании, которая котируется на Нью-Йоркской бирже, однажды взлетели в 20 раз, когда Nio увеличила продажи с рекордной скоростью. Однако недавно компания сдала позиции из-за общей распродажи ЭМ, вызванной недостатком чипов. Так или иначе, а доля Ли, составляет 11%, что дает ему солидное состояние в $5,7 млрд.
В то время, когда Китай является крупнейшим рынком ЭМ — ожидается, что продажи здесь вырастут на 50%, до 1,9 млн единиц в год, сообщает компания рыночных исследований Canalys, – Ли нацелился на расширение горизонтов. В интервью во время Шанхайского автошоу он впервые заговорил о своих мировых амбициях.
В дополнение к инновациям в машинах Ли собирается использовать новый подход для продажи в Норвегии. Миллиардер планирует все взять в свои руки. Nio House – это концепция шоурума компании, в котором, кроме машин, есть библиотека и ресторан для посетителей. И один из таких шоурумов откроется в сентябре в Осло на главной торговой улице – Ворота Карла Джонаса (Karl Johans Gate).
В шоуруме будет флагман компании – модель ES8 SUV, цена которой в Китае стартует от 468 000 юаней ($73 000). Розничную цену в Норвегии еще не объявили. Последняя модель компании седан ET7 выйдет в 2022-м, когда Nio откроет шоурумы в еще четырех норвежских городах, а также увеличит количество станций замены аккумуляторов до 12, сейчас их четыре. На этих станциях клиенты могут обменять разряженный аккумулятор на полностью заряженный.
Такое роскошное расположение нового шоурума в Осло соответствует имиджу Nio, говорит Ли. База сравнительно богатых и технически осведомленных покупателей способствует росту бренда в Китае, где люди отдают за машины Nio больше, чем за популярную Model 3 от Tesla. (Nio предлагает длинные дистанции без подзарядки и более быстрое ускорение, чем стандартная модель Tesla за 250 900 юаней.)
У Ли есть другие проблемы с расширением за границу. Хотя продажи ЭМ в прошлом году взлетели, несмотря на пандемию, потребители отдают предпочтение местным брендам. В первом квартале немецкий Volkswagen был самым популярным брендом ЭМ, на него пришлось 21% продаж на 18 ключевых европейских рынках. Tesla, которая заняла третье место на рынке в конце 2019-го, с тех пор теряет позиции. Ее долю, которая составляет 16% на рынке, разместили в рейтинге за датской автогруппой Stellantis, у которой 17%, рассказывает аналитик Матиас Шмидт, основатель немецкой фирмы Schmidt Automotive Research.
«Даже Tesla не так успешна в Европе, – говорит Джон Зенг, шанхайский директор консалтинговой фирмы LMC Automotive. – Nio может продавать там свои машины, однако предстоит приложить немало усилий».
Однако Ли это не останавливает, и он отмечает, что в его компании команда мировых талантов. Особенно он хвалит команды дизайнеров и инженеров, соответственно, в Мюнхене и Оксфорде, а также «решительные» инвестиции Nio в R&D, что привело к разработке более 2500 патентов. Его модель ES6, например, получила награду «Лучший из лучших» в немецком конкурсе автомобильных брендов в 2020 году (Germanyʼs Automotive Brand Contest) за ее спортивный и элегантный внешний дизайн. Еще один уникальный плюс – это культура сообщества в Nio, говорит Ли.
Кроме бонусов за покупку его ЭМ, Nio развивает привязанность к своему бренду с помощью lifestyle-приложения и брендовых товаров, как-то: печенье, приправы и худи, которые можно купить за бонусы от покупки машины от Nio. Клиенты могут использовать приложение для всего: от рассказов о своих впечатлениях за рулем ЭМ Nio до организации живых встреч.
Англоязычную версию приложения, у которого 1,6 млн зарегистрированных пользователей в Китае, запустят в Норвегии в течение этого года. «С первого дня работы мы хотим быть компанией, которая имеет прочную связь с пользователями, – говорит Ли. – Мы хотим создать сообщество вокруг наших машин».
Предприниматель также хочет вывести продукты Nio на рынок США, где у автопроизводителя есть около 200 сотрудников. Они работают в офисах на севере Калифорнии, в основном сосредоточены на R&D и немного занимаются стратегическим планированием.
Ли говорит, что исполнительные директора компании обсуждают выход на американский рынок ежеквартально в течение последних четырех лет. По его словам, они уже почти разобрались со всеми деталями, но он не будет афишировать, когда Nio начнет продавать на родной земле Tesla.
Пока Ли разрабатывает свои планы, он также призывает чиновников быть открытыми и не позволить напряжению в вопросе торговли между Пекином и Вашингтоном помешать бизнес-деятельности. «Tesla получила свою выгоду от поддержки Китаем электромобилей, – отмечает он. – Это нормально, что разные страны имеют разные взгляды, но я надеюсь, что правительства могут быть более дальновидными, учтут климат и поддержат инновации в нашей индустрии».
Если я могу это делать в Китае, то смогу делать это где угодно.
Уильям Ли
Несмотря на все его мировыеи амбиции, сам Ли достаточно скромного происхождения. Он родился в малообеспеченной семье в сельской местности провинции Аньхой, на востоке Китая. Ребенком жил с бабушкой и дедушкой в горах, пас скот. Ли старательно учился, смог успешно сдать сложнейший государственный экзамен по поступлению в университет и получить возможность учиться в престижном Пекинском университете.
Он брался за подработки, чтобы обеспечить себя, – некоторое время доставлял канцелярию в Apple. После окончания университета с дипломом бакалавра социологии (также изучал компьютерные курсы) Ли нашел свое призвание в IT и начал несколько небольших бизнесов.
Первый серьезный успех пришел в 2000 году, когда он запустил информационный сайт Bitauto, который рассказывал китайским потребителям об автомобилях. Через 10 лет он вывел компанию на Нью-Йоркскую фондовую биржу, чтобы собрать $108 млн. (В 2020-м Bitauto согласился стать частной компанией в сделке на $1,1 млрд с китайским вебгигантом Tencent. Ли не занимает в этой компании никакой должности.) Когда Ли почувствовал перспективы сектора ЭМ, его приоритеты изменились, и в 2014-м он основал Nio, которая тогда называлась NextEV.
Он говорит, что с самого начала хотел создать стартап мирового уровня, поэтому в течение года нанял дизайнеров и инженеров в Лондоне и Калифорнии.
Tencent, которой принадлежит 10% Nio, что делает вебгиганта вторым крупнейшим акционером после Ли, является ключевым инвестором, который увеличивал свою долю Nio с начала работы нового автопроизводителя. (Tencent потратила $1,8 млрд, чтобы купить 5% Tesla в 2017-м, но в следующем году уменьшила эту долю.) Кроме Tencent, миллиарды долларов в проект Ли вложили различные инвесторы, среди которых Baillie Gifford BlackRock, Sequoia China и Temasek.
Nio начала принимать заказы на свою первую модель массового производства ES8 в 2017-м и в течение года смогла начать доставлять автомобили клиентам. Ли вывел убыточного автопроизводителя на Нью-Йоркскую биржу в 2018-м, собрав $1 млрд. А потом все пошло наперекосяк.
Акции обвалились в 2019 году до менее чем $2 за штуку – при IPO самая высокая цена достигала $6,26. Nio потеряла, по крайней мере, двух старших исполнительных директоров, которые, по словам компании, ушли по личным причинам, а также вынуждена была отозвать треть всех проданных автомобилей из-за недостатка в аккумуляторах. Пытаясь поддержать то, что правительство называет «настоящими инновациями», Пекин объявил о своих намерениях убрать субсидии для индустрии до 2020-го.
Ли говорит, что многочисленные убытки и сокращение наличности были источником «чрезвычайного давления» на него. Он стал искать дополнительные инвестиции, но большинство сразу ему дали от ворот поворот. Спасательный круг появился на горизонте в 2020-м, когда инвесторы, среди которых и местное правительство Хэфэя – административного центра провинции Аньхой, согласились инвестировать 7 млрд юаней.
После этого он оборудовал Nio China в Хэфэе, где у Nio был общий завод с государственным автопроизводителем JAC Motors. В апреле началось строительство NeoPark – индустриального парка электротранспортных средств, который Nio строит вместе с правительством Хэфэя. Парк сможет производить миллион автомобилей в год.
Постоянные инвестиции во все – от производства до маркетинга – означают, что Nio, скорее всего, и в дальнейшем останется в минусе в течение следующих трех лет, говорит Тенг Йонг, шанхайский партнер консалтинговой фирмы Oliver Wyman. Говорят о том, что в марте Nio вместе с Xpeng и Li Auto (также китайские производители ЭМ) планируют выход на Гонконгскую фондовую биржу. Ли не исключает такой возможности, но отказывается вдаваться в подробности.
«Это сделало нас сильнее, – говорит он о проблемах 2019-го. – И мы еще более решительно настроены на успех».
Впрочем, ежемесячное производство, вероятно, будет сокращено до 7500 единиц во втором квартале из-за брака чипов, который не устранят до конца года. Ли собрал команду из сотрудников компании, для того чтобы решить эту проблему, и он говорит, что эта команда ежедневно общается с заводами во всем мире.
Бешеная конкуренция на родине тоже может повлиять на компанию. Tesla – серьезный соперник. По словам Йеля Жанга, управляющего директора в шанхайской консалтинговой фирме Automotive Foresight, ожидается, что американский автопроизводитель продаст 500 000 единиц в Поднебесной до конца года.
В прошлом году Tesla продала 138 505 ЭМ в Китае, став второй после шанхайского автопроизводителя SGMW, который продал 163 594 единиц, по данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей. Nio выполнила по крайней мере 43 369 заказов.
Более того, и традиционные автопроизводители, и интернет-компании также заходят в индустрию. Компания Geely китайского миллиардера Ли Шуфу в марте запустила премиум-бренд Zeekr, который направлен на ту же целевую группу, что и Nio.
Производитель смартфонов Xiaomi Ли Цзюнь в том же месяце объявил о выделении $10 млрд на изготовление собственных ЭМ в течение следующих 10 лет. Вскоре после него миллиардер Рен Женфей, основатель Huawei, сказал в апреле, что инвестирует $1 млрд в разработку технологий автопилота и ЭМ.
В США уже неоднократно говорили о том, что Apple разрабатывает собственный ЭМ, а в индустрию может зайти и Alphabet. Техногигант Hon Hai, который находится в Тайване, сотрудничает с американским Fisker, чтобы в следующем году начать производство ЭМ, которые планируют продавать также в Китае. Уильям Ли понимает, что впереди непростой путь.
«Наши зарубежные планы не повлияют на наши инвестиции и ресурсы для Китая, – объясняет он. – Весь этот подъем индустрии будет происходить в течение не менее 10 лет, и глобализация – это не одномоментное решение».
Кроме того, добавляет он, Nio – небольшая компания. «Мы ежемесячно продаем столько автомобилей, сколько Audi и BMW продают в Китае за несколько дней. Нам еще есть куда расти».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.