В Украине около сотни компаний, предлагающих в аренду автомобили. Общий парк таких машин, по оценкам Ассоциации автопрокатных компаний, – 4000. У владельца компании Getmancar Тараса Гетманского, 39, мизерная часть – 6%. Однако он остается крупнейшим дизраптором этого рынка. Чтобы арендовать машину его фирмы, не нужно ехать в офис, подписывать договора аренды. Достаточно загрузить приложение, и прямо из него открывается любой из автомобилей, которые Getmancar предлагает в аренду
На рынке мобильного каршеринга в Украине он не первый. В Одессе с июня 2017 года работает Mobile Car, у которой 40 электромобилей Nissan Leaf. Гетманский начинал с 70 авто в январе 2018 года. «Купили Ravon, они были самыми дешевыми из машин с автоматической коробкой передач», – вспоминает он. К апрелю 2021 года его автопарк вырос до 330 автомобилей, выручка в прошлом году выросла вдвое, до $1,2 млн. Только за 2020 год количество пользователей сервиса Getmancar, доступного в Киеве и Днепре, выросло вдвое – с 47 000 до 100 000. Помогла пандемия – пользователи считали личную аренду более безопасной, чем такси.
Юрист по образованию, Гетманский начинал работу государственным исполнителем в Министерстве юстиции. В 2006 году уволилися, купил три авто, которые сдавал в аренду в родном Днепре. Спрос превышал предложение, и в 2008 году автопарк его компании RACE (Rent A Car Enterprise) вырос до 70 машин. Компания открыла офисы в Донецке, Харькове, Львове, Луганске, Запорожье, Киеве и Ивано-Франковске. В 2017-м, когда он решил запустить каршеринг, часть авто из RACE стали основой для автопарка Getmancar.
Мировой рынок каршеринга стабильно растет. В 2018 году, когда Гетманский запустил свой сервис в Киеве, в Москве уже было 15 таких компаний, сдающих в аренду 15 000 автомобилей. По оценкам Boston Consulting Group, в 2021 году количество пользователей каршеринга составит 35 млн человек, которые заплатят 4,7 млрд евро. При этом рост мобильной аренды снизит продажи автомобилей.
Крупные мировые инвесторы пока ориентированы на богатые рынки США и Европы. Когда в мае 2021 каршеринг в Европе запустил Bolt, инвестируя 20 млн евро, компания рассматривала Украину только как одну из возможных, но явно теоретических опций. «Мы будем изучать рынок и спрос на эту услугу в Украине. Исходя из полученных данных, мы примем решение о запуске сервиса каршеринга в нашей стране», – говорит руководитель направления по развитию шеринговых сервисов компании Bolt в Украине Антон Милка.
У местных компаний другие предостережения. «Люди еще не готовы к такой услуге», – говорит директор компании BLS Дмитрий Вакуленко. Его фирма сдает более 100 авто, но по-старинке, без мобильного приложения. Есть и другие проблемы. «Многих отпугивает стоимость софта, аварийность, большие операционные расходы», – говорит Гетманский. Почему то же самое не остановило его? За каршерингом – будущее, уверен владелец Getmancar. По прогнозам PwC, с 2013 по 2025 год мировой рынок шеринговой экономики вырастет с $15 млрд до $335 млрд за счет «радикального изменения в поведении потребителей». Каршеринг расширяет «выгоды мобильности для пользователей без необходимости нести расходы и затрачивать усилия для владения автомобилем», – пишет Deloitte.
Своими конкурентами Гетманский считает стереотип «нужно иметь свою машину» и службы такси. В последнем пункте он ошибается, считает совладелец Uklon Сергей Смусь. «Тот, кто будет использовать каршеринг, будет и использовать и такси», – говорит он.
Первопроходцу приходится решать много проблем. «Бывали случаи, когда клиенты выезжали за пределы зоны покрытия, не могли открыть машину, – вспоминает Гетманский, – и приходилось эвакуатором вывозить авто». Во многих европейских городах власти предоставляют каршеринговым компаниям зоны для парковки, в Киеве об этом даже не задумываются. «У нас очень плохая инфраструктура для каршеринга, – говорит Смусь, – да и такси все-таки удобней. При шеринге нужно найти недалеко от дома машину, нервничать в пути, потом ещё и найди место для парковки».
Гетманского эти проблемы не останавливают. «Рынок Киева будет близок к насыщению, когда 3000 машин будет предлагать в каршеринг. Сейчас только 330 авто», – говорит владелец Getmancar. «У киевского рынка каршеринга высокий потенциал для роста», – согласен с ним директор инвестфонда AVentures Богдан Свиридов. Риском остается приход крупного иностранного конкурента. «Это увеличило бы размер пирога, за который мог бы бороться Getmancar за счёт понимания местного рынка, наличия узнаваемого бренда и эффективной бизнес-модели», – добавляет Свиридов.
Что дальше, продажа крупному инвестору? «Может, это не Bolt купит нас, а мы купим Bolt», – амбициозно заявляет Гетманский. Он продает франшизы в другие города, доходность – 16% годовых. А осенью 2021 года бизнесмен планирует продать миноритарный пакет акций компании одному из крупных инвестфондов. Название фонда и детали сделки он не разглашает. «Нас оценили на уровне со стартапами из вашего списка», – говорит он. Инвестиции он потратит на расширение бизнеса.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.