По данным исследования Franchise Group за 2022 год, более 20 000 предпринимателей выбрали для себя путь развития бизнеса через покупку франшизы. Это говорит о доверии к украинским франчайзерам, трендовости и доходности украинских компаний.
Почему франчайзинг в 2023 году – это решение для украинских бизнесов? Об этом – в исследовании Franchise Group.
Благодаря франчайзингу ряд украинских компаний сегодня есть во всем мире. Это инструмент, который уже более 200 лет помогает локальным компаниям быть мировыми брендами.
Для многих украинских компаний данная бизнес-модель стала ключевым направлением бизнеса. По состоянию на начало 2022 года в Украине работало 592 компании-франчайзера и более 24 000 франчайзинговых объектов.
По данным исследования Franchise Group за 2022 год, более 20 000 предпринимателей выбрали для себя путь развития бизнеса через покупку франшизы. Это говорит о доверии к украинским франчайзерам, трендовости и прибыльности украинских компаний.
Несмотря на войну
После 24 февраля украинский бизнес столкнулся с полномасштабной войной и неопределенностью. Однако предприниматели верят во франчайзинг как инструмент развития послевоенной экономики.
Самый большой вызов среди бизнесов – непонимание, когда война закончится. По данным аналитики, в сентябре 2022 года только 30% компаний утверждали, что не остановятся, другие ждут, что будет дальше.
За 2022 год наиболее активным сезоном в заключении сделок был сезон весна-лето. Запад Украины и Польша стали самыми привлекательными локациями для масштабирования.
Уже в апреле первым клиентом Franchise Group стал Андрей Галицкий, владелец сети «Львовские круасаны». Предприниматель решил выходить на польский рынок.
Первое заведение за границей открыли в приграничном польском городе Згожелец. Еще одно заведение появилось во Вроцлаве, также готовятся к открытию в Варшаве. Так украинская сеть вышла на европейский рынок.
За этот сложный год уже десятки украинских брендов и компаний открылись за рубежом: «Новая почта», Happy Time, «Хотдожная», «Кебаб Шеф», Gastro Oma, G.BAR и другие. Несмотря на то, что результат очевиден, путь к этому результату труден. Поскольку ключевая сложность – это осознание того, что нужно начинать все сначала.
Тренды франшизы
По данным исследования, с 2014 франшизы в Украине развивались исключительно в сфере питания. Сегодня же первое место занимает сфера услуг, второе – ритейл, а затем общепит.
Это связано прежде всего с тенденцией и экономикой впечатлений. Развиваются и создаются те бизнесы, которые пользуются спросом у населения. Запрос на розничную торговлю, ориентированную на широкую аудиторию, связан с началом COVID-19, а также желанием многих компаний выходить на международные рынки с собственным сбытом.
Что касается сферы общественного питания, здесь лидируют запросы с инвестициями до $50 000. Географически популярные места для открытия такой франшизы – западные области Украины и Киев.
В то же время в Украине снизился интерес к образовательным франшизам. Это предсказуемая тенденция, поскольку наибольшее количество выехавших людей – это мамы с детьми. Как следствие – все школы, садики, центры развития недополучают клиентов, а открываться новым просто бессмысленно.
Спрос на образовательные франшизы украинских компаний растет за рубежом. После 24 февраля мир понял, что качество образования и подходов в Украине не уступает европейским стандартам. Например, среди украинских проектов, которые ведут переговоры и планируют открытие по всему миру, – Happy Time и STEM-школа INVENTOR.
Пока украинские компании выходят на европейский рынок, число иностранных франшиз в Украине ежегодно уменьшается. Это обусловлено разными экономическими факторами, но ключевое – стремительное технологическое и системное развитие украинских компаний, пользующихся спросом и конкуренцией форматов.
Также крупным международным игрокам иногда проще уйти с рынка или приостановить деятельность, чем быстро адаптироваться к условиям нестабильной экономической ситуации и спросу, которые есть в Украине.
Законопроект о франчайзинге
С расширением рынка назревает и необходимость законопроекта о франчайзинге. После 2015 года, когда были отменены договоры коммерческой концессии, уже было несколько попыток утвердить нормы франчайзинговой деятельности в Украине.
То, что нужно, – в законодательстве должны быть условия, защищающие обе стороны. К примеру, франчайзер работает больше года, имеет несколько объектов в разных городах, что дает ему опыт удаленно управлять командой, маркетингом и налаживать бизнес-процессы.
Также в законодательстве должны быть утверждены сниженные ставки налогообложения для определенных категорий бизнеса и все финансовые процессы. Франчайзер должен показывать франчайзи финансовую модель, юридический и франчайзинговый пакет, по которому он будет работать.
Франчайзи не имеет права использовать опыт и модель франчайзера после разрыва с ним. Закон должен определять правила игры, по которым обе стороны захотят работать, сниженные ставки налогообложения для определенных категорий бизнесов.
Franchise Group вместе с Союзом украинских предпринимателей инициировали законопроект несколько раз, но он так и не дошел до чтения.
Что нас ждет в 2023-м
Ключевой вызов на 2023 год – вернуться в Украину, поверить в себя и работать дальше, зная, что «сосед» никуда не делся. И франчайзинг может стать основным способом восстановления малого и среднего бизнеса послевоенной экономики.
Франшиза – это опыт, который предприниматель покупает сегодня, а уже через месяц-два имеет готовый зарабатывающий объект. Следующий год – это снова шанс зайти на рынок первым и занять лучшие локации, завоевать свою аудиторию.
По прогнозам Franchise Group, примерно 15–20% украинских компаний продолжат экспансию по миру, а значит, есть все шансы, что к 2030 году Украина станет самой франчайзабельной страной мира.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.