По данным исследования Franchise Group за 2022 год, более 20 000 предпринимателей выбрали для себя путь развития бизнеса через покупку франшизы. Это говорит о доверии к украинским франчайзерам, трендовости и доходности украинских компаний.
Форум «Вільна» повертається 20 лютого, щоб стати вашим джерелом ідей, знайомств і можливостей. Долучайтеся до заходу за посиланням! 🎟
Почему франчайзинг в 2023 году – это решение для украинских бизнесов? Об этом – в исследовании Franchise Group.
Благодаря франчайзингу ряд украинских компаний сегодня есть во всем мире. Это инструмент, который уже более 200 лет помогает локальным компаниям быть мировыми брендами.
- Категория
- Мир
- Дата
Для многих украинских компаний данная бизнес-модель стала ключевым направлением бизнеса. По состоянию на начало 2022 года в Украине работало 592 компании-франчайзера и более 24 000 франчайзинговых объектов.
По данным исследования Franchise Group за 2022 год, более 20 000 предпринимателей выбрали для себя путь развития бизнеса через покупку франшизы. Это говорит о доверии к украинским франчайзерам, трендовости и прибыльности украинских компаний.
Несмотря на войну
После 24 февраля украинский бизнес столкнулся с полномасштабной войной и неопределенностью. Однако предприниматели верят во франчайзинг как инструмент развития послевоенной экономики.
Самый большой вызов среди бизнесов – непонимание, когда война закончится. По данным аналитики, в сентябре 2022 года только 30% компаний утверждали, что не остановятся, другие ждут, что будет дальше.
За 2022 год наиболее активным сезоном в заключении сделок был сезон весна-лето. Запад Украины и Польша стали самыми привлекательными локациями для масштабирования.
Уже в апреле первым клиентом Franchise Group стал Андрей Галицкий, владелец сети «Львовские круасаны». Предприниматель решил выходить на польский рынок.
Первое заведение за границей открыли в приграничном польском городе Згожелец. Еще одно заведение появилось во Вроцлаве, также готовятся к открытию в Варшаве. Так украинская сеть вышла на европейский рынок.
За этот сложный год уже десятки украинских брендов и компаний открылись за рубежом: «Новая почта», Happy Time, «Хотдожная», «Кебаб Шеф», Gastro Oma, G.BAR и другие. Несмотря на то, что результат очевиден, путь к этому результату труден. Поскольку ключевая сложность – это осознание того, что нужно начинать все сначала.
Тренды франшизы
По данным исследования, с 2014 франшизы в Украине развивались исключительно в сфере питания. Сегодня же первое место занимает сфера услуг, второе – ритейл, а затем общепит.
Это связано прежде всего с тенденцией и экономикой впечатлений. Развиваются и создаются те бизнесы, которые пользуются спросом у населения. Запрос на розничную торговлю, ориентированную на широкую аудиторию, связан с началом COVID-19, а также желанием многих компаний выходить на международные рынки с собственным сбытом.
Что касается сферы общественного питания, здесь лидируют запросы с инвестициями до $50 000. Географически популярные места для открытия такой франшизы – западные области Украины и Киев.
В то же время в Украине снизился интерес к образовательным франшизам. Это предсказуемая тенденция, поскольку наибольшее количество выехавших людей – это мамы с детьми. Как следствие – все школы, садики, центры развития недополучают клиентов, а открываться новым просто бессмысленно.
Спрос на образовательные франшизы украинских компаний растет за рубежом. После 24 февраля мир понял, что качество образования и подходов в Украине не уступает европейским стандартам. Например, среди украинских проектов, которые ведут переговоры и планируют открытие по всему миру, – Happy Time и STEM-школа INVENTOR.
Пока украинские компании выходят на европейский рынок, число иностранных франшиз в Украине ежегодно уменьшается. Это обусловлено разными экономическими факторами, но ключевое – стремительное технологическое и системное развитие украинских компаний, пользующихся спросом и конкуренцией форматов.
Также крупным международным игрокам иногда проще уйти с рынка или приостановить деятельность, чем быстро адаптироваться к условиям нестабильной экономической ситуации и спросу, которые есть в Украине.
Законопроект о франчайзинге
С расширением рынка назревает и необходимость законопроекта о франчайзинге. После 2015 года, когда были отменены договоры коммерческой концессии, уже было несколько попыток утвердить нормы франчайзинговой деятельности в Украине.
То, что нужно, – в законодательстве должны быть условия, защищающие обе стороны. К примеру, франчайзер работает больше года, имеет несколько объектов в разных городах, что дает ему опыт удаленно управлять командой, маркетингом и налаживать бизнес-процессы.
Также в законодательстве должны быть утверждены сниженные ставки налогообложения для определенных категорий бизнеса и все финансовые процессы. Франчайзер должен показывать франчайзи финансовую модель, юридический и франчайзинговый пакет, по которому он будет работать.
Франчайзи не имеет права использовать опыт и модель франчайзера после разрыва с ним. Закон должен определять правила игры, по которым обе стороны захотят работать, сниженные ставки налогообложения для определенных категорий бизнесов.
Franchise Group вместе с Союзом украинских предпринимателей инициировали законопроект несколько раз, но он так и не дошел до чтения.
Что нас ждет в 2023-м
Ключевой вызов на 2023 год – вернуться в Украину, поверить в себя и работать дальше, зная, что «сосед» никуда не делся. И франчайзинг может стать основным способом восстановления малого и среднего бизнеса послевоенной экономики.
Франшиза – это опыт, который предприниматель покупает сегодня, а уже через месяц-два имеет готовый зарабатывающий объект. Следующий год – это снова шанс зайти на рынок первым и занять лучшие локации, завоевать свою аудиторию.
По прогнозам Franchise Group, примерно 15–20% украинских компаний продолжат экспансию по миру, а значит, есть все шансы, что к 2030 году Украина станет самой франчайзабельной страной мира.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.