Украинские предприниматели готовят франшизы для Европы. Выходить собираются одесский оператор «темных кухонь» Smilefood, сеть рыбных магазинов Forellis, охранная компания «Шериф» и рестораны Дмитрия Борисова.
В центре Барселоны на главной туристической улице Rambla через несколько недель откроется украинский интим-бутик No Taboo. Это первый магазин украинской сети в Европе. Всего в компании, которая масштабируется путем франчайзинга, – 48 магазинов в 15 городах Украины. В 2020 году, по оценкам Forbes, выручка No Taboo составила $6–7 млн.
Барселонский No Taboo владелица Анжела Запорожец, 41, открывает как пилотную торговую точку, на которой хочет протестировать жизнеспособность своего бизнеса в Европе. Ее идея – открываться по франчайзингу в ЕС. На первом магазине Запорожец будет оттачивать бизнес-процессы: работу с партнерами и поставщиками, а также протестует программное обеспечение. Следующий шаг – продавать франшизы в ЕС.
Выходить в Европу Запорожец вынудила война. В Украине бизнес почти остановился: половина магазинов не работают. Новый товар завезти невозможно.
Так же, как владелица No Taboo, стали стремиться выйти на зарубежные рынки и другие компании, говорит соучредитель консалтинговой компании «Франч» Роман Кирилович. Его фирма помогает развивать франшизу кинотеатрам «Планета Кино», спортклубам Smartass и другим компаниям. «Сейчас фактически создается рынок украинских франшиз в Европе», – рассказывает он. В другую консалтинговую компанию Franchise Group, продвигающую франчайзинг, ежедневно поступают пять–семь запросов на запуск франшизы за рубежом. До войны, по словам основательницы Мирославы Козачук, было два-три запроса в неделю.
Но готовых соглашений пока нет, только продолжаются переговоры.
Чем привлекательна Европа для украинских франшиз
Одесский оператор dark kitchen SmileFood из-за войны потерял бизнес в Херсоне и из-за падения спроса закрыл одно из трех производств в Киеве и три из семи в Одессе. Выручка компании упала в шесть–восемь раз.
Выходить за границу SmileFood, который сотрудничал, в частности, со службой доставки Glovo, в ближайшем будущем не планировал. Компания с помощью франчайзинговой модели сначала собиралась покорить родную страну, а потом – другие. Когда началась война, владелец SmileFood Александр Соколов согласился на предложение одного из своих партнеров открыться в Казахстане. Также ведет переговоры с потенциальными партнерами в Болгарии, Испании и Польше. «Это способ выжить», – объясняет бизнесмен. Соколов до конца лета планирует запустить франчайзинговые кухни не только в казахстанской Алма-Ате, но и в столице Болгарии Софии.
Выход на богатый европейский рынок поможет улучшить финансовое положение всего бизнеса, рассчитывает владелец охранной компании «Шериф» Дмитрий Стрижов. Он планировал двигаться за границу не раньше 2023-го, а теперь тестирует возможность открытия в Швейцарии. Стрижов говорит, что в Украине его бизнес упал на 30%, а новые рынки принесут компании $1 млн выручки. Переговоры по поводу запуска франшиз он ведет с потенциальными партнерами из Испании, Чехии и Грузии.
Экспансия позволит обеспечить работой часть команды. Как переехавших за границу, так и оставшихся в Украине. В Smilefood планируют привлекать «своих» бывших рабочих-переселенцев, «Шериф» к запуску франшиз в Европе привлекает своих маркетологов, топ-менеджеров и айтишников. А инженеров, монтирующих охранные системы, ищут среди переселенцев.
Франшизами в Европе в основном интересуются украинцы, говорят Стрижов и Соколов. Это бывшие клиенты или предприниматели-переселенцы.
Как компании собираются захватить новые рынки
Основной вызов для украинских компаний, пытающихся вывести свои франшизы в Европу, – адаптировать бизнес-модели под новый рынок. Ориентироваться только на партнеров и клиентов соотечественников – ложная стратегия, говорит Кирилович из «Франч».
No Taboo расценивают как риск то, что впоследствии часть франчайзи может потерять интерес к бизнесу за границей из-за возвращения в Украину. Чтобы не закрывать точки, которые выйдут на прибыльность в Европе, владелица бизнеса планирует их выкупать.
Стрижов из «Шерифа» уже нацеливается на местных предпринимателей. Он собирается привлекать их через клубы инвесторов и бизнес-клубы. Среди потенциальных франчайзи также компании, занимающиеся инсталляцией охранного и пожарного оборудования.
Стремительно набирать обороты поможет гибкость, присущая украинским предпринимателям, уверен совладелец сети рыбных магазинов Forellis Александр Задерей. Его сеть в Украине представлена тремя форматами: суши-shop, fish-market и fish-bar. Из-за войны половина из 15 заведений в Киеве и Херсоне закрыты.
У предпринимателя не было франшизы, но он планировал запустить ее сначала в Украине, затем в одной из стран Европы. До войны Задерей продал одну франшизу в Киеве, но заведение не успели открыть. Задерей, выехав из оккупированного Херсона в Хорватию, увидел перспективу в нише формата суши-баров и решил развивать франшизу fish-bar Forellis. Это рыбный фаст-фуд, где продаются суши, бургеры, супы и салаты. Он подразумевает работу с локальными поставщиками. В Хорватии и Польше, где формат впоследствии также будет запущен, он будет называться Forellis fish&sushi-bar.
Одно из преимуществ хорватского рынка – меньшая конкуренция, считает Задерей. «Конкуренция минимальна, и мы можем задавать тренды в формате суши-баров, – говорит он. – В Киеве нам приходилось догонять лидеров».
Но не стоит недооценивать ошибки на европейском рынке, отмечает основатель холдинга !Fest Андрей Худо. В его холдинге по франшизе в Европе работает бар «Пʼяна вишня» и «Львовская мастерская шоколада». Худо неудачно открыл в 2011 году в центре Кракова ресторан-фабрику кондитерских изделий ручной работы «Львівська Майстерня Шоколаду» и закрыл его в 2016-м из-за плохой рентабельности. Не очень тщательно проработали локации, вспоминает Худо. Поэтому он советует предпринимателям, собирающимся покорять европейские рынки, тщательно сделать «домашнюю работу».
Сейчас в !Fest девять баров «Пʼяна вишня» в Румынии, Молдове и Польше и три «Львівська Майстерня Шоколаду» в Азербайджане.
«Домашнюю работу» на собственных ошибках уже сделал киевский ресторатор Дмитрий Борисов. Его компания GastroFamily в конце 2017 открыла ресторан «Канапа» в столице Польши Варшаве. В 2020-м заведение пришлось закрыть. «Тогда мы просто открывали еще один ресторан в другой стране и не адаптировали бизнес-модель и внутренние стандарты под глобальный рынок, – объясняет Борисов. – Это требовало «ручного» управления».
Теперь на европейский рынок ресторатор выводит 15 ресторанных концепций. Они могут работать не только в традиционном формате заведения с сервисом и самообслуживанием, но как корнер на фудмаркете, dark kitchen или как витрина с готовыми деликатесными блюдами. Франшизы будут продавать на своем сайте. Его разработали для международного рынка.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.