Украинские предприниматели готовят франшизы для Европы. Выходить собираются одесский оператор «темных кухонь» Smilefood, сеть рыбных магазинов Forellis, охранная компания «Шериф» и рестораны Дмитрия Борисова.
Отримуйте щоденний лист з останніми матеріалами та новинами від Forbes
В центре Барселоны на главной туристической улице Rambla через несколько недель откроется украинский интим-бутик No Taboo. Это первый магазин украинской сети в Европе. Всего в компании, которая масштабируется путем франчайзинга, – 48 магазинов в 15 городах Украины. В 2020 году, по оценкам Forbes, выручка No Taboo составила $6–7 млн.
Барселонский No Taboo владелица Анжела Запорожец, 41, открывает как пилотную торговую точку, на которой хочет протестировать жизнеспособность своего бизнеса в Европе. Ее идея – открываться по франчайзингу в ЕС. На первом магазине Запорожец будет оттачивать бизнес-процессы: работу с партнерами и поставщиками, а также протестует программное обеспечение. Следующий шаг – продавать франшизы в ЕС.
Выходить в Европу Запорожец вынудила война. В Украине бизнес почти остановился: половина магазинов не работают. Новый товар завезти невозможно.
Так же, как владелица No Taboo, стали стремиться выйти на зарубежные рынки и другие компании, говорит соучредитель консалтинговой компании «Франч» Роман Кирилович. Его фирма помогает развивать франшизу кинотеатрам «Планета Кино», спортклубам Smartass и другим компаниям. «Сейчас фактически создается рынок украинских франшиз в Европе», – рассказывает он. В другую консалтинговую компанию Franchise Group, продвигающую франчайзинг, ежедневно поступают пять–семь запросов на запуск франшизы за рубежом. До войны, по словам основательницы Мирославы Козачук, было два-три запроса в неделю.
Но готовых соглашений пока нет, только продолжаются переговоры.
Чем привлекательна Европа для украинских франшиз
Одесский оператор dark kitchen SmileFood из-за войны потерял бизнес в Херсоне и из-за падения спроса закрыл одно из трех производств в Киеве и три из семи в Одессе. Выручка компании упала в шесть–восемь раз.
Выходить за границу SmileFood, который сотрудничал, в частности, со службой доставки Glovo, в ближайшем будущем не планировал. Компания с помощью франчайзинговой модели сначала собиралась покорить родную страну, а потом – другие. Когда началась война, владелец SmileFood Александр Соколов согласился на предложение одного из своих партнеров открыться в Казахстане. Также ведет переговоры с потенциальными партнерами в Болгарии, Испании и Польше. «Это способ выжить», – объясняет бизнесмен. Соколов до конца лета планирует запустить франчайзинговые кухни не только в казахстанской Алма-Ате, но и в столице Болгарии Софии.
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Одесский оператор «темных кухонь» Smilefood
Выход на богатый европейский рынок поможет улучшить финансовое положение всего бизнеса, рассчитывает владелец охранной компании «Шериф» Дмитрий Стрижов. Он планировал двигаться за границу не раньше 2023-го, а теперь тестирует возможность открытия в Швейцарии. Стрижов говорит, что в Украине его бизнес упал на 30%, а новые рынки принесут компании $1 млн выручки. Переговоры по поводу запуска франшиз он ведет с потенциальными партнерами из Испании, Чехии и Грузии.
Экспансия позволит обеспечить работой часть команды. Как переехавших за границу, так и оставшихся в Украине. В Smilefood планируют привлекать «своих» бывших рабочих-переселенцев, «Шериф» к запуску франшиз в Европе привлекает своих маркетологов, топ-менеджеров и айтишников. А инженеров, монтирующих охранные системы, ищут среди переселенцев.
Франшизами в Европе в основном интересуются украинцы, говорят Стрижов и Соколов. Это бывшие клиенты или предприниматели-переселенцы.
Как компании собираются захватить новые рынки
Основной вызов для украинских компаний, пытающихся вывести свои франшизы в Европу, – адаптировать бизнес-модели под новый рынок. Ориентироваться только на партнеров и клиентов соотечественников – ложная стратегия, говорит Кирилович из «Франч».
No Taboo расценивают как риск то, что впоследствии часть франчайзи может потерять интерес к бизнесу за границей из-за возвращения в Украину. Чтобы не закрывать точки, которые выйдут на прибыльность в Европе, владелица бизнеса планирует их выкупать.
Стрижов из «Шерифа» уже нацеливается на местных предпринимателей. Он собирается привлекать их через клубы инвесторов и бизнес-клубы. Среди потенциальных франчайзи также компании, занимающиеся инсталляцией охранного и пожарного оборудования.
Стремительно набирать обороты поможет гибкость, присущая украинским предпринимателям, уверен совладелец сети рыбных магазинов Forellis Александр Задерей. Его сеть в Украине представлена тремя форматами: суши-shop, fish-market и fish-bar. Из-за войны половина из 15 заведений в Киеве и Херсоне закрыты.
У предпринимателя не было франшизы, но он планировал запустить ее сначала в Украине, затем в одной из стран Европы. До войны Задерей продал одну франшизу в Киеве, но заведение не успели открыть. Задерей, выехав из оккупированного Херсона в Хорватию, увидел перспективу в нише формата суши-баров и решил развивать франшизу fish-bar Forellis. Это рыбный фаст-фуд, где продаются суши, бургеры, супы и салаты. Он подразумевает работу с локальными поставщиками. В Хорватии и Польше, где формат впоследствии также будет запущен, он будет называться Forellis fish&sushi-bar.
Одно из преимуществ хорватского рынка – меньшая конкуренция, считает Задерей. «Конкуренция минимальна, и мы можем задавать тренды в формате суши-баров, – говорит он. – В Киеве нам приходилось догонять лидеров».
Но не стоит недооценивать ошибки на европейском рынке, отмечает основатель холдинга !Fest Андрей Худо. В его холдинге по франшизе в Европе работает бар «Пʼяна вишня» и «Львовская мастерская шоколада». Худо неудачно открыл в 2011 году в центре Кракова ресторан-фабрику кондитерских изделий ручной работы «Львівська Майстерня Шоколаду» и закрыл его в 2016-м из-за плохой рентабельности. Не очень тщательно проработали локации, вспоминает Худо. Поэтому он советует предпринимателям, собирающимся покорять европейские рынки, тщательно сделать «домашнюю работу».
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Владелец сети интим-бутиков No Taboo Анжела Запорожец. Фото Анна Наконечная
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Сеть интим-бутиков No Taboo Фото Анна Наконечная
Сейчас в !Fest девять баров «Пʼяна вишня» в Румынии, Молдове и Польше и три «Львівська Майстерня Шоколаду» в Азербайджане.
«Домашнюю работу» на собственных ошибках уже сделал киевский ресторатор Дмитрий Борисов. Его компания GastroFamily в конце 2017 открыла ресторан «Канапа» в столице Польши Варшаве. В 2020-м заведение пришлось закрыть. «Тогда мы просто открывали еще один ресторан в другой стране и не адаптировали бизнес-модель и внутренние стандарты под глобальный рынок, – объясняет Борисов. – Это требовало «ручного» управления».
Теперь на европейский рынок ресторатор выводит 15 ресторанных концепций. Они могут работать не только в традиционном формате заведения с сервисом и самообслуживанием, но как корнер на фудмаркете, dark kitchen или как витрина с готовыми деликатесными блюдами. Франшизы будут продавать на своем сайте. Его разработали для международного рынка.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.