Нікопольський Centravis /Пресслужба компании Centravis
Категория
Компании
Дата

Реальная сталь. Никопольский Centravis убедил BMW и Volkswagen покупать у него трубки для авто. Как сохранить контракты, когда обстреливают российские «Грады»

Никопольский Centravis Фото Пресслужба компании Centravis

Никопольский завод Centravis продает нержавеющие трубы мировым гигантам – ExxonMobil, BMW, Volkswagen. Больше года родной город компании интенсивно обстреливают россияне, а 50–70% жителей Никополя покинули его. Как Centravis сумел сохранить экспортный бизнес даже в таких условиях?

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

Основанный семьей Атанасовых Centravis более 20 лет производит бесшовные нержавеющие трубы, которые используются в автопроме, энергетике, нефтегазовой и авиаиндустрии. Экспортирует 95% продукции в 46 стран мира. В числе клиентов – Thyssenkrupp, Alstom, Samsung, ExxonMobil, BMW, Volkswagen. Компания, по словам Атанасова, входит в первую десятку мировых производителей нержавеющих бесшовных труб с 4%.

В сегменте труб для автомобильных топливных систем занимает второе место в мире после шведской Sandvik. Centravis – третья по выручке компания Никополя (впереди Никопольский завод ферросплавов и Interpipe NikoTube). Доход в 2021 году – €138,9 млн.

Битва за людей

Centravis производит высококачественные трубы на нишевом рынке, говорит руководитель консалтинговой фирмы MCI Александр Сирык. Стоимость труб из нержавеющей стали стартует от €10 000 за т – почти в 10 раз дороже производимых из углеродистых марок. В Европе, по словам Сирыка, производить подобную Centravis продукцию может до 10 компаний. Крупнейший производитель труб в Украине – Interpipe Виктора Пинчука – производит в десятки раз больше, но из углеродистой стали. Centravis делит с Interpipe мощности реструктуризированного в 2000-х советского гиганта – Никопольского южнотрубного завода.

Никополь регулярно подвергается обстрелам с противоположного берега Днепра, из Энергодара. Восстановление мировой экономики после ковидного кризиса обещало Centravis безоблачное будущее, говорит СЕО компании Юрий Атанасов, 59. В начале 2022-го он планировал увеличить годовой объем производства почти на 10%, до 21 000 т. Однако пришлось сократить производство примерно на 40%, до 12 000 т. Выручка сократилась на 11%, до €128,2 млн.

Юрий Атанасов, Centravis /Пресслужба компании Centravis

Юрий Атанасов, Centravis Фото Пресслужба компании Centravis

К концу 2022-го, по данным Днепровской ОВА, из города уехало от 50% до 70% жителей. Персонал Centravis сократился на 20%, до 1100 сотрудников. Как лучше оградить завод от обстрелов, Атанасов понял в середине марта, когда предприятие впервые возобновило работу после 24 февраля. «Для того чтобы продолжать работать в Никополе, понадобились знания по воронкометрии», – говорит он. Эта система позволяет определить, откуда прилетает реактивный снаряд, и организовать производство так, чтобы защитить сотрудников.

Дополнительно к имеющимся бомбоубежищам на каждом рабочем участке обустроили небольшие укрытия, в которых можно мгновенно спрятаться. Несмотря на постоянный риск, вовлеченность рабочих завода в 2022 году выросла на 12 п.п., до 69%, свидетельствуют данные ежегодного внутреннего опроса. Причина, по мнению Атанасова, такова: работа позволяет отвлечься от войны, получить поддержку коллег, дает ощущение причастности к победе.

Битва за клиентов

24 февраля 21 грузовик с 400 т продукции Centravis выехал в сторону западной границы Украины. Груз направлялся в балтийские порты, а дальше – морским путем к заказчикам. Менеджмент Centravis принял решение переориентировать экспортные поставки с украинских на европейские порты за несколько недель до российского вторжения. «В украинские порты планировали вернуться после того, как опасность минует», – говорит руководитель логистического управления компании Елена Ломака.

Новый маршрут, по ее словам, позволяет выдерживать довоенные сроки доставки, однако стоимость логистики выросла вдвое. Но нужно убеждать клиентов в возможности Centravis обеспечить стабильные отгрузки. «Некоторые отказывались от контрактов, кто-то пытался найти альтернативных поставщиков», – говорит Атанасов.

Преимущественно это касалось проектов в нефтегазовой отрасли, говорит Атанасов, они нуждаются в поставках в точные сроки. «Здесь мы больше потеряли», – говорит он. Другая ситуация в automotive – сформированные у дистрибьюторов двух-трехмесячные запасы комплектующих давали Centravis время адаптироваться к новым условиям.

Компания сузила продуктовую линейку до наиболее маржинальных позиций – инструментальных трубочек диаметром от 6 мм до 26 мм, которые используются в системе подачи топлива в двигателе, тормозных системах, шасси и т.д.

В феврале 2023-го Centravis вернулся к довоенным мощностям производства. 37% от общего объема экспорта в 2022 году составляли трубы общего назначения, 25% – трубы для механической обработки, 24% – трубы автомобильного сегмента.

Чтобы диверсифицировать риски, Сentravis настроил в Ужгороде альтернативное производство трубок для топливных систем автомобилей. Инвестиции в новое производство – €2,7 млн. Штат – 100 человек, мощность – 10% от возможностей завода в Никополе. «Сначала этот проект рассматривался как частичная релокация, но сейчас это дополнительные мощности к основному производству», – говорит Атанасов.

План до конца года – нарастить его долю в общем производстве до 20% с расчетом на европейских заказчиков. Сentravis не прекращает инвестиции в R&D, ежегодный бюджет не изменился – около $500 000. Четверо специалистов отдела работают над 17 проектами. В большую войну компания вошла практически без резервов, что затрудняет выход из кризиса. «Наш главный вызов – где брать деньги, – говорит Атанасов. – Особенно сейчас, когда мы наращиваем производство».

Чтобы попытаться привлечь капитал на Западе, в начале 2023 года Сentravis изменил регистрацию материнской компании с кипрской на швейцарскую – Centravis Ltd. «Поняли, что отсутствие ликвидности может убить нас быстрее российских ракет», – говорит Атанасов.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине