Дмитрий Сероухов, генеральный директор SkyUp Airlines /из личного архива
Категория
Компании
Дата

«Стереотип ЕС: если ты из Украины, то должен стоить дешевле». СЕО SkyUp Дмитрий Сероухов о работе во время войны, собственной европейской авиакомпании и планах по США

6 хв читання

Дмитрий Сероухов, генеральный директор SkyUp Airlines Фото из личного архива

В «военный» год украинская авиакомпания SkyUp не увольняла сотрудников, увеличила флот и закрепилась на авиационном рынке ЕС. Как компании удалось «остаться в небе» и какие планы на 2023 год, рассказывает генеральный директор авиакомпании SkyUp Дмитрий Сероухов.

Европейский авиарынок переживает бум. В прошлом году ЕС снял ковидные ограничения, как результат – на конец 2022-го рынок ЕС практически достиг показателей рекордного 2019 года, говорит Дмитрий Сероухов, СЕО SkyUp.

В такой ситуации любой, у кого есть самолеты, может найти заказ. До 24 февраля 2022 года SkyUp успела перевезти в Европу 10 из 11 своих самолетов. У крупнейшей украинской авиакомпании МАУ, чей флот насчитывал 25 судов, к началу войны за границей было только четыре самолета. Еще меньше подфартило компании Windrose: все 11 самолетов остались в Украине.

Рынок ожидает еще большего роста трафика в 2023-м, говорит Сероухов. Как на это планирует ответить SkyUp? Запускает свою европейскую авиакомпанию, метит в рынок США и увеличивает авиапарк.

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

Каким был для авиакомпании 2022 год?

Мы закончили 2021 год очень хорошо: более 2,5 млн пассажиров и более 1,1 млн туристов у туроператора Join UP!. Мы почти вышли на первое место на рынке. Наше отставание от МАУ составило более 200 000 пассажиров, однако самолетов у нас было почти вдвое меньше – 11.

Летний сезон 2022-го мы планировали начать с флотом в 22 самолета и стать первой авиакомпанией на украинском рынке по всем показателям.

Первые дни войны была определенная пауза, был шок. Но тогда мы приняли решение сохранить компанию и сотрудников.

Многих уволили?

Ни одного. В группе компаний UPFamily было около 1500 сотрудников, отдельно по авиакомпании – более 1200 человек. Без нашей команды мы потеряли бы бизнес. Начали искать новые возможности для нас, как работать в новых условиях.

Тем не менее, давайте к 2022 году – какие финансовые результаты за год войны?

Результаты будут опубликованы в апреле этого года. Конкретных цифр еще нет. Конечно, мы понимаем, что очень много потеряли. Приведу пример: пассажиропоток SkyUp в 2022-м упал в 2,3 раза и составил около 1,1 млн человек. Однако мы смогли устоять и остаться в небе.

SkyUp едва ли не единственная украинская авиакомпания, которая смогла закрепиться в Европе. Вам помогло то, что почти все самолеты компании были за пределами Украины в начале войны. Верили, что войны не избежать?

Ситуация начала нагнетаться за несколько месяцев до вторжения. В конце января страховые компании ввели ограничения для украинских авиакомпаний. Это был сигнал.

Вместе со страховщиками и лизингодателями придумали решение. Наши самолеты начали ночевать за границей, в Украине находились менее двух часов в сутки. Это был полный разворот для нас.

Когда перевезли самолет?

Это происходило постепенно на протяжении почти всего февраля 2022-го, чтобы этот процесс был с наименьшими последствиями и для авиакомпании, и для пассажиров. К моменту, когда началась война, 10 из 11 самолетов были за границей.

А что с одиннадцатым?

Этот самолет был в полете, он уже 20 минут пролетел из Борисполя в направлении Кишинева. Ему оставались те же 20 минут, но «Украэрорух» выдал NOTAM, мы получили приказ вернуться в Борисполь. Еще бы немного, и мы бы сохранили весь флот.

Этот самолет до сих пор находится в Борисполе. Он в безопасности, обслуживается.

Насколько перебазирование самолетов в Европу увеличило расход авиакомпании?

Это трудно сосчитать. Разница в стоимости технического обслуживания и стоянки в аэропортах. Существенное влияние было на расписание, которое пришлось менять. Из-за этого были задержки и отказы пассажиров. Но это более операционные вопросы.

Таких изменений хватило, чтобы убедить лизингодателей не забирать у вас самолеты?

На самом деле лизингодатели не требовали вернуть самолеты. Они предупредили о рисках, мы предложили решение, оно их удовлетворило. Вот и все.

Лизингодатели нас хорошо знают: если мы что-то обещаем, то выполняем. Мы сохранили флот во время COVID-19 и даже его увеличили, сохранили и на этот раз.

Репутация позволила нам получить в 2022 году дополнительный самолет. Мы единственная украинская авиакомпания, увеличившая свой флот в военное время.

Анна Наконечная

К концу 2022-го европейский авиарынок практически достиг показателей рекордного 2019-го. Фото Анна Наконечная

Где сейчас базируются ваши самолеты?

В основном, работаем по ветлиз-контрактам ( мокрый лизинг ), поэтому не выбираем, где базируются самолеты.

Мокрый лизинг – это наша новая ниша. Один из элементов диверсификации нашей модели. Нам очень понравилось работать с ветлизами.

Каким компаниям предоставляете самолеты в мокрый лизинг?

Мы начали работать по ветлиз-контрактам в апреле 2022-го. Первые контракты были с Air Moldova и Corendon Airlines. Сейчас в портфолио есть около 10 авиаперевозчиков: Wizz Air, Corendon Airlines, Freebird Airlines, Tailwind Airlines, Air Albania, SmartWings и другие.

Обслуживаете регулярные или чартерные рейсы?

И те, и другие. В основном, регулярные. Но даже среди регулярных есть много сезонных рейсов, прежде всего, к известным курортам.

Как вам удалось убедить европейские авиакомпании сотрудничать со SkyUp?

Договаривались по-разному, но цена сыграла свою роль. Мы априори не можем предлагать такую же цену, как европейский перевозчик, ведь для Европы мы авиакомпания из третьей страны.

Когда европейский авиаперевозчик берет самолеты в мокрый лизинг у европейской компании, он не должен ничего согласовывать. В нашем случае все сложнее, нашим европейским партнерам приходилось отдельно согласовывать свои решения с авиационными властями в своих странах.

Дополнительную роль играла ситуация на авиарынке Европы, который начал активно расти в прошлом году. Из-за снимаемых ковидных ограничений у ЕС был большой отложенный спрос. И это сработало. К этому росту никто не был готов: ни перевозчики, ни аэропорты, ни хендлинговые компании, ни туроператоры. Такая ситуация помогла нам выйти на рынок.

К концу 2022-го европейский рынок практически достиг показателей рекордного 2019-го. К 2023 году все ожидают еще большего роста и уже новых рекордов.

У ЕС дефицит самолетов?

Да, когда произошел COVID-19, авиационный рынок Европы практически стал на паузу. Аэропорты сокращали персонал, производители самолетов останавливали производство, а авиакомпании приземляли свой флот. Теперь происходит обратный процесс.

Перевозчики, у которых что-то законсервировано, вынужденно расконсервируют все, что может летать. Например, те же Airbus A340, которые экономически неэффективны из-за большого потребления.

Это время – наш шанс закрепиться на европейском рынке. Мы остаемся украинским бизнесом, но должны распределять свои риски и иметь ключик к европейскому рынку.

Что было самым сложным в переговорах с европейскими компаниями?

Наверное, чаще нам вспоминали наше украинское происхождение. Как-то так сложилось на европейском рынке, что если ты из Украины, то стоишь дешевле. Мне непонятно, почему мы должны стоить дешевле?

Мы много раз прошли через SAFA инспекцию. Высокая оценка нам очень помогала. К концу февраля текущего года наш показатель составлял 0,23. Мы очень ответственно относимся к нашим самолетам.

Сколько времени занимал процесс переговоров с авиакомпаниями?

По-разному. С одним партнером договорились через 10 дней и улетели. А есть партнер, с которым мы начали переговоры в апреле прошлого года и продолжаем до сих пор. Это зависит от многих факторов, прежде всего, от потребностей перевозчика.

В 2023-м также будете работать по ветлиз-контрактам?

Да, но одновременно будем запускать собственную европейскую авиакомпанию – SkyUp Airlines.

Стать самостоятельным игроком на европейском рынке – наша стратегическая цель. Мы рассчитываем весной получить сертификат эксплуатанта, а осенью начать собственные рейсы в Европе.

Мы – новая авиакомпания для европейцев, поэтому нам придется потратить время на продвижение и наладить все процессы.

Пока для Европы мы – авиакомпания из третьей страны, поэтому не имеем права полноценно работать в ЕС. Мы не можем выполнять регулярные рейсы, чартерные рейсы. Европа защищает свой рынок.

Также в планах – расширить чартерные полеты для Join UP!, также выходящего на европейский рынок.

Не планируете ли полностью перерегистрировать бизнес в ЕС?

Нет, не планируем.

Какие страны ЕС для вас в приоритете?

Весь Европейский Союз для нас – ключевой. Однако наша стратегия больше ориентируется на восточную часть Европы из-за нашей общей истории, ментального сходства. Да и украинцев здесь больше, чем на западе Европы. Это будет нам помогать, поскольку для них мы являемся узнаваемой авиакомпанией.

Сколько планируете инвестировать в европейского перевозчика?

Не хочу называть конкретные цифры.

Как будут взаимодействовать украинская и европейская авиакомпании?

Мы будем стараться максимально распределять наш персонал по двум компаниям. Пилотов, например, нужно под точное количество самолетов, а персонал, обслуживающий эти самолеты, может работать на две компании. Хочу подчеркнуть, что персонал европейской компании будет преимущественно украинским.

Какие еще планы на 2023 год?

Мы хотели бы получить сертификат IOSA для нашего украинского сертификата эксплуатанта. Это своего рода стандарт качества в авиации. Также мы задались целью получить американский сертификат FAR129, чтобы иметь возможность работать в той части мира. И собираемся увеличивать флот.

Это значит, что вы на перспективу присматриваетесь к рынку Северной Америки?

Как ветлиз-проект, не как американская авиакомпания.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд