SkyUp уходит в европейское небо — открывает авиакомпанию в ЕС. Это может помочь им потеснить МАУ (после войны) /Фото Shutterstock
Категория
Компании
Дата

SkyUp уходит в европейское небо — открывает авиакомпанию в ЕС. Это может помочь им потеснить МАУ (после войны)

Shutterstock

Уже осенью свой первый рейс совершит не украинский, а европейский SkyUp (название компании неизвестно). Зачем SkyUp открывать компанию на самом конкурентном авиарынке мира и как обстоят дела у других украинских перевозчиков?

24 февраля пилотам самолета SkyUp Airlines не хватило 20 минут, чтобы вывезти последний (в авиации любят использовать синоним «крайний») самолет этой компании из Украины. Закрыли небо, началась война. Остальные 10 самолетов SkyUp успела перевезти в Европу (еще четыре судна заставили отдать лизингодатели).

У крупнейшей украинской авиакомпании МАУ, чей флот насчитывал 25 судов, к началу войны за границей было только четыре самолета. Еще меньше повезло компании Windrose: все 11 самолетов остались в Украине.

В каком состоянии украинская авиация спустя почти пять месяцев войны? Все плохо, но у SkyUp существенно лучше, чем у других.

SkyUp Airlines: от выживания до экспансии

Пандемия COVID-19 – «цветочки» по сравнению с нынешней ситуацией, перелетов в Украину нет вообще, говорит основатель авиационного проекта SkyDoctor Кирилл Новиков.

Есть и хорошая новость для украинских перевозчиков (кто успел вывезти самолеты): европейский авиарынок переживает бум. Европа сняла ковидные ограничения, как результат – трафик в мае 2022-го был в четыре раза больше показателя прошлого года. Большие авиахабы не справляются с нагрузкой. Кто угодно, у кого есть самолеты, может найти сейчас работу для перевозок, говорит бывший руководитель Госавиаслужбы Денис Антонюк.

Как дела у МАУ и других

На сайте МАУ размещено объявление, что компания готова выполнять чартерные рейсы из польских аэропортов Лодзя и Вроцлава самолетом Boeing 737-900ER (в компании отказались от подробных комментариев по поводу того, чем занимаются четыре самолета МАУ за рубежом).

Кроме того, МАУ договорилось о чартерных рейсах для польского туроператора Itaka. Один самолет базируется в аэропорту Катовице. Из Польши он будет выполнять перелеты в Испанию, Турцию, Албанию, Египет, Тунис. МАУ выполнила серию рейсов для Национальной сборной Украины по футболу на товарищеские матчи в Европе.

Сотрудничество с Itaka не повлияет кардинально на финансовое состояние МАУ, заявлена небольшая программа в 3-5 рейсов в сутки с одним самолетом, объясняет авиаэксперт, член общественного совета Государственной авиационной службы Украины Богдан Долинце. Он подсчитал, что даже если МАУ совершит максимальное количество рейсов, 100–120 в месяц, на каждом самолете может заработать €600–2500, или €50 000–300 000 в месяц. «Если говорить о реальной жизни, где часть рейсов отменяется, то потенциал такого сотрудничества – €80 000–40 000 прибыли в месяц», – говорит Долинце. По его словам, это попытка получить хоть какие-то деньги, чтобы поддерживать флот и персонал (до начала войны в МАУ работало около 1300 человек, сколько сейчас – неизвестно).

Еще одна украинская авиакомпания Bees Airline отдала свои самолеты лизингодателю, рассказал ее генеральный директор Евгений Хайнацкий.

Авиакомпания семьи Альба SkyUp нашла работу для своих восьми самолетов (два других находятся на техобслуживании). Самолеты перевозчика выполняют рейсы в 52 аэропорта, большинство – в пределах Европы. С конца апреля компания передала его в так называемый мокрый лизинг другим авиакомпаниям, рассказала коммерческий директор SkyUp Людмила Слободянюк. Клиенты – Air Moldova, Smartwings, Corendon Airlines, Freebird Airlines, Wizz Air. Кроме того, SkyUp Airlines перевозит туристов туроператора Join UP! Baltics, который также принадлежит Альбам.

Как можно заработать на мокром лизинге? Стоимость услуги – $1500–3500 в час эксплуатации в зависимости от типа самолета, говорит эксперт по лизингу самолетов Елена Новицкая. Относительно «молодой» Boeing 737-800 может принести $180 000–250 000 в месяц, считает Долинце. То есть на своих восьми самолетах SkyUp Airlines за месяц может получать доход $1,4–2 млн, однако значительная доля пойдет на покрытие лизинговых платежей и операционных расходов, добавляет он.

Проблема такой бизнес-модели – сезон для сдачи самолетов в аренду короткий. Он заканчивается с сезоном отпусков, и падает спрос на перелеты.

Европейский SkyUp

Чтобы выжить, SkyUp Airlines планирует осенью открыть в ЕС собственную авиакомпанию. На первом этапе она будет выполнять чартерные рейсы для европейских туроператоров. О планах открытия собственной авиакомпании совладелец Александр Альба рассказывал Forbes еще в начале апреля. Сейчас уже есть конкретика.

Сначала это будут перелеты из стран Балтии, Молдовы, Румынии, Польши, Чехии, Словакии. Не исключают в авиакомпании и рейсы из Германии и Австрии. Основную часть маршрутов составят традиционные туристические направления, такие как Турция и Египет. Плюс экзотические направления, такие как Танзания. Безусловно, значительный объем рейсов будет выполняться для нашей группы компаний – туроператора Join Up Baltics, Join UP Romania и Join UP Poland, – рассказывает Людмила Слободянюк.

Второй этап – с конца марта 2023 года, когда в авиации начинается летний сезон, SkyUp хочет запустить регулярные рейсы из стран ЕС. «Будет реализовано давно запланированное стратегическое намерение – создание полноценной европейской авиакомпании, которая будет оперировать в ЕС», – говорит Слободянюк. Европейский SkyUp будет выполнять основную часть рейсов за пределы ЕС и, как только это станет возможным, в Украину.

У SkyUp Airline уже налажены отношения с турецкими аэропортами, поэтому новому перевозчику из этой группы будет легче начать работу, объясняет топ-менеджер сети агентств авиабилетов «Кий Авиа» Виктор Логвиненко.

По словам Слободянюк, они планируют начать продажу билетов в ноябре–декабре. К началу нового туристического сезона хотят довести количество самолетов до 19 (три получат в конце этого года, еще пять – в следующем).

В SkyUp Airlines пока не называют название новой авиакомпании, карту регулярных маршрутов и объем инвестиций. Объясняют тем, что сейчас идет завершающая фаза обсуждения маршрутной сети, расписания, аэропортов базирования.

Известно, что новый перевозчик будет зарегистрирован на Мальте. Почему? Из-за совокупности факторов: от простоты и скорости регистрации новой авиакомпании, поддержки местных властей до эффективного налогового законодательства, объясняет Слободянюк. Для старта на Мальте нужно не менее двух самолетов и инвестиции до €5 млн (для получения необходимых разрешений, решения технических вопросов и расходов на первые рейсы), говорит Антонюк.

Заявка на послевоенное лидерство

Создавать авиакомпанию за пределами Украины на время войны – логичная идея, считает экс-президент МАУ Юрий Мирошников. Это позволит им сохранить бизнес-потенциал и кадры, которые должны поддерживать свои летные навыки и сертификаты. Иначе после войны уйдет много месяцев на восстановление», – отмечает он.

Европейский рынок не прост для экспансии – очень высока конкуренция, а растущие цены на топливо делают бизнес плохо предсказуемым, считает экс-начальник отдела авиатранспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский. Однако ассимилировавшись на европейском рынке, накатав маршруты и получив там опыт, после прекращения войны они смогут быстрее других украинских перевозчиков возобновить полеты в Украину и занять ведущие позиции, добавляет Згурский.

Материалы по теме