Из-за конфликта акционеров авиакомпания МАУ не в состоянии оплачивать счета и вынуждена посадить на землю большинство самолетов. Какое будущее ждет перевозчика?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
6 жовтня. Онлайн-конференція Forbes «Без рожевих окулярів»
Що ви дізнаєтесь: Правила розвитку бізнесу в умовах абсолютної невизначеності; Як отримати в клієнти й співпрацювати з Міноборони – найбільшим замовником у країні; Як «воєнні» інновації можуть допомогти вашому бізнесу; 2023-й у цифрах від Мінфіну й НБУ.
Квитки на конференцію за посиланням
20 спікерів: Олексій Резніков, Сергій Марченко, Михайло Федоров, Олександр Конотопський, Алекс Ліссітса, Сергій Ніколайчук, Юлія Бадрітдінова, Тарас Чмут та інші.
Коли: 6 жовтня, з 10:00 до 16:00
С 20 сентября авиакомпания МАУ приостановила полеты как минимум трех из четырех самолетов, выполнявших рейсы в Европе, рассказали Forbes два источника, близких к руководству перевозчика. Компания не оплачивает счета, в том числе за техническое обслуживание, горючее, аэронавигацию, услуги в аэропортах, говорит руководитель профсоюза линейных пилотов МАУ Александр Полянский.
На счетах МАУ заморожено около 100 млн грн. Почему назначенный 19 сентября новый президент МАУ Кирилл Звонарев не может воспользоваться денежными средствами? Блокировка доступа к банковскому счету может быть следствием корпоративного конфликта акционеров МАУ – Арона Майберга и Игоря Коломойского, проявившегося в декабре 2021 года.
Тогда глава наблюдательного совета и совладелец МАУ Майберг рассказал Forbes о неудачных попытках уволить предшественника Звонарева – Евгения Дыхне, которые на тот момент длились больше года. Майберг отмечал, что Дыхне не смог оптимизировать работу авиакомпании, которая в последние годы балансирует на грани выживания.
Дыхне утверждал, что стал заложником конфликта между акционерами. Они, по его словам, не могли договориться о финансировании компании, потерявшей большую часть заработка из-за пандемии и COVID-19. В 2020 году МАУ, приземлившая из-за пандемии большую часть флота, отчитывалась о 4,5 млрд грн убытков.
Коломойский вошел в капитал МАУ, купив долю экс-вице-премьера Бориса Колесникова. В 2019 году он заявлял, что владеет 25% МАУ. Кроме Майберга, в числе акционеров, по его словам, был глава «Укртатнефти» Павел Овчаренко.
В 2021 году авиакомпания перевезла 2,8 млн пассажиров – на 61% больше, чем в 2020-м, и в 2,8 раза меньше, чем в 2019-м. Флот сократился на 17 самолетов, до 24. За это время количество работников уменьшилось на 45,2%, до 1447 человек. Выручка составила 9,29 млрд грн, а прибыль – 367 млн грн. В 2022 году перевозчик планировал возобновить дальнемагистральные рейсы в Нью-Йорк и Торонто.
С самого начала полномасштабного вторжения компания Коломойского и Майберга потеряла весь доход. Лизинговые компании, опасаясь эскалации в Украине, отозвали 10 самолетов, которыми оперировали МАУ. Еще около 10 законсервированы в аэропортах после закрытия украинского неба в начале года.
В МАУ остались четыре самолета, для которых компания пыталась найти работу в Европе, – перевозчик выполнял чартерные рейсы для польского туроператора Itaka в Испанию, Турцию, Албанию, Египет, Тунис. Также МАУ выполнили серию рейсов для сборной Украины по футболу.
В первом полугодии 2022 года выручка МАУ сократилась в три раза – до 1,2 млрд грн. Вместо прибыли в 22 млн грн в январе – июне 2021 года авиакомпания получила почти 1,3 млрд грн убытка. На 1 сентября в штате авиакомпании было 1135 сотрудников.
МАУ остановили полеты трех из четырех самолетов, принадлежащих кипрской компании Brazaline. Эта компания входит в орбиту группы «Приват», говорит собеседник, знакомый с положением дел в авиакомпании. Четвертый также в скором времени остановит полеты, поскольку не имеет доступа к финансовым ресурсам, полагает Александр Полянский. Еще один из собеседников, осведомленных о положении дел в авиакомпании, говорит, что у МАУ есть несколькомесячная задолженность по зарплатам.
Почему президент МАУ потерял доступ к счетам
По окончании трехлетнего контракта Евгения Дыхне, 19 сентября, новым руководителем МАУ стал бывший финансовый директор аэропорта Борисполь Кирилл Звонарев. Однако Голосеевский районный суд Киева запретил смену руководителя 20 сентября. Причина – ходатайство Киевской городской прокуратуры, которая за два дня до истечения срока действия контракта Дыхне открыла уголовное производство по статьям о возможном рейдерстве и подделке документов.
В определении суда не указывается, кто подал заявление в прокуратуру.
Прокурор утверждает, что общее собрание акционеров МАУ 18 августа 2022 года, на котором решался вопрос назначения нового президента, приняло такое решение вопреки прошлогоднему решению Хозяйственного суда Киева о запрете перерегистрации президента МАУ.
Из постановления суда следует, что смена руководителя МАУ может привести к негативным последствиям для поставки вооружения для Вооруженных сил. В документе указано, что назначение нового президента исключит возможность или значительно усложнит «выполнение мобилизационных задач (заказов) от «Укроборонпрома», «Укрспецэкспорта».
Прокуратура считает, что Евгений Дыхне вправе возглавлять МАУ до 19 марта 2025 года. Согласно его контракту, авиакомпания должна была сообщить ему за два месяца до его окончания о том, что не планирует его продолжать. Поскольку этого не было сделано, контракт автоматически пролонгирован до марта 2025 года.
Также в постановлении сказано, что один из акционеров МАУ против назначения нового президента, и цитируется письмо гендиректора компании «Кепитал Инвестмент Проджект». В письме указывается, что внеочередное собрание 18 августа проведено с нарушением требований закона «Об акционерных обществах». Данные YouControl свидетельствуют, что эта компания входит в неформальную группу «Приват» Игоря Коломойского, Геннадия Боголюбова и Алексея Мартынова.
Сложилась ситуация, когда новый руководитель не может приступить к работе, а старый уже не работает. Евгений Дыхне не принимает никаких решений, связанных с МАУ, рассказал Forbes его адвокат Алексей Носов. Сам Дыхне не ответил на звонки и сообщения репортера Forbes. Кирилл Звонарев и Арон Майберг также не ответили на запросы Forbes.
В государственном реестре юрлиц нельзя сменить старого президента МАУ Евгения Дыхне на нового Кирилла Звонарева, объясняет партнер юрфирмы «Анте», специалист по авиационному праву Андрей Гук. Для того чтобы банк провел оплату любого счета, на них должны стоять подписи двух руководителей МАУ – президента и главного финансиста, говорит Полянский.
Конфликт может длиться годами, считает генеральный директор Bees Airline Евгений Хайнацкий. Двоевластие в МАУ приведет к тому, что компания будет хуже работать и, как следствие, потеряет свои позиции на рынке, прогнозирует он.
По данным Полянского, три самолета МАУ могут быть переоформлены в другую украинскую авиакомпанию – Windrose. «Они уже обратились к МАУ с просьбой помочь с подготовкой персонала, поскольку в Windrose раньше не эксплуатировали Boeing», – говорит Александр Полянский.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.