Ценовой шок. Что происходит с поставкой топлива в Украину, и подскочат ли цены на бензин до 50 грн/л /Shutterstock
Категория
Картина дня
Дата

Ценовой шок. Что происходит с поставкой топлива в Украину, и подскочат ли цены на бензин до 50 грн/л

2 хв читання

Shutterstock

Из-за войны Украина вынуждена поменять каналы поставок топлива. Вместе с подорожанием нефти это может привести к резкому удорожанию бензина и дизтоплива на АЗС. Рынок просит правительство отменять акциз и НДС

На прошлой неделе Украина возобновила импорт топлива, сообщил Forbes аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко. «Ушли первые партии. Ситуация с топливом сложная, но налаживается», – говорит он.

До этого Украина импортировала последнюю партию топлива 24 февраля. Ранее нефтепродукты импортировались, главным образом, из России, Беларуси и через порты. После начала войны бизнес прекратил закупку в РФ и Беларуси, а завозить через порты стало невозможно из-за их блокировки. Поэтому Украина налаживает закупку нефтепродуктов через западную границу из Польши, Словакии, Венгрии и Румынии, говорит Александр Сиренко. Это приведет к удорожанию топлива.

Ранее канал поставки через западную границу был экономически нецелесообразен, поскольку здесь значительно дороже логистика, чем при импорте из России, Беларуси или морем. «По нашим расчетам, дополнительные расходы составляют 1-2 грн на каждом литре», – добавляет Сиренко.

Но еще больше на цены в Украине повлияет стремительное удорожание мировых цен на нефть. 8 марта цена нефти марки Brent почти достигла $130 за баррель, это рекорд с 2008 года (с начала войны в Украине цена выросла более чем на 30%).

Вчера цену подтолкнуло введение эмбарго на поставку российской нефти в США и Великобританию, говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Дополнительное давление на цены на европейском рынке оказывает дефицит нефтепродуктов. Все пытаются избежать российского продукта, кроме того, на ремонте несколько европейских нефтеперерабатывающих заводов, объясняет Куюн. «Это приводит к тому, что в европейском регионе топливо объективно дороже, возникают новые надбавки и дифференциалы», – говорит эксперт.

Население пока не испытывает серьезного подорожания топлива, кроме сжиженного газа, поскольку в Украине действует государственное регулирование цен на топливо, говорит Сиренко.

Министерство экономики трижды в месяц публикует средние цены на дизтопливо и бензины, которые рассчитывают по специальных формулах, в которые бизнес может добавить предельную торговую наценку до 5 грн (на бензин) и 7 грн (на дизтопливо) на литр.

Сейчас розничные цены на бензин и дизтопливо составляют около 37-38 грн/л. «Операторам удается продавать топливо по таким ценам, поскольку есть запасы, ввезенные еще до войны по более низким ценам, – объясняет Сиренко. — В то же время оптовые цены на топливо уже составляют более 40 грн/л».

Если применить новые цены на мировых рынках к формуле, используемой Минэкономики для подсчета средних цен, то во второй декаде марта максимальные розничные цены на дизтопливо и бензины должны составлять 45 грн/л, считает Куюн. А с учетом повышения за последние дни цена может подпрыгнуть до 50 грн/л, добавляет он.

Чтобы избежать ценового шока и сохранить поставки топлива, сейчас ведут активные консультации поставщиков топлива с правительством, рассказывает Сергей Куюн. Во-первых, рассматривают вопрос отмены НДС и акциза на топливо. Во-вторых, необходимо адаптировать формулу расчета средних цен, поскольку нынешняя базируется на старой системе, когда нефтепродукты шли из России и Беларуси.

Если парламент и правительство поддержат эти инициативы Минэкономики, то розничные цены на бензин и дизтопливо могут остаться на нынешнем уровне или могут быть даже немного ниже, ожидает Куюн. Он уверяет, если правительство не пересмотрит формулу расчета цены на топливо, то трейдеры начнут работать в минус и «вымоют» оборотные средства. «Вопрос не в прибыли, а в том, чтобы работал механизм снабжения», – говорит он.

Кроме того, Украине следует отменить запрет на импорт топлива стандартов Евро-4 и Евро-3, говорит Куюн. На мировых рынках есть партии этого топлива, которые можно было бы задать Украине и решить вопрос с обеспечением топливом. Разница дозволенного в Украине Евро-5 по Евро-4 в экологических характеристиках, поэтому машины будут ездить нормально, добавляет он.

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд