Из-за войны Украина вынуждена поменять каналы поставок топлива. Вместе с подорожанием нефти это может привести к резкому удорожанию бензина и дизтоплива на АЗС. Рынок просит правительство отменять акциз и НДС
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
На прошлой неделе Украина возобновила импорт топлива, сообщил Forbes аналитик консалтинговой компании «НефтеРынок» Александр Сиренко. «Ушли первые партии. Ситуация с топливом сложная, но налаживается», – говорит он.
До этого Украина импортировала последнюю партию топлива 24 февраля. Ранее нефтепродукты импортировались, главным образом, из России, Беларуси и через порты. После начала войны бизнес прекратил закупку в РФ и Беларуси, а завозить через порты стало невозможно из-за их блокировки. Поэтому Украина налаживает закупку нефтепродуктов через западную границу из Польши, Словакии, Венгрии и Румынии, говорит Александр Сиренко. Это приведет к удорожанию топлива.
Ранее канал поставки через западную границу был экономически нецелесообразен, поскольку здесь значительно дороже логистика, чем при импорте из России, Беларуси или морем. «По нашим расчетам, дополнительные расходы составляют 1-2 грн на каждом литре», – добавляет Сиренко.
Но еще больше на цены в Украине повлияет стремительное удорожание мировых цен на нефть. 8 марта цена нефти марки Brent почти достигла $130 за баррель, это рекорд с 2008 года (с начала войны в Украине цена выросла более чем на 30%).
Вчера цену подтолкнуло введение эмбарго на поставку российской нефти в США и Великобританию, говорит директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Дополнительное давление на цены на европейском рынке оказывает дефицит нефтепродуктов. Все пытаются избежать российского продукта, кроме того, на ремонте несколько европейских нефтеперерабатывающих заводов, объясняет Куюн. «Это приводит к тому, что в европейском регионе топливо объективно дороже, возникают новые надбавки и дифференциалы», – говорит эксперт.
Население пока не испытывает серьезного подорожания топлива, кроме сжиженного газа, поскольку в Украине действует государственное регулирование цен на топливо, говорит Сиренко.
Министерство экономики трижды в месяц публикует средние цены на дизтопливо и бензины, которые рассчитывают по специальных формулах, в которые бизнес может добавить предельную торговую наценку до 5 грн (на бензин) и 7 грн (на дизтопливо) на литр.
Сейчас розничные цены на бензин и дизтопливо составляют около 37-38 грн/л. «Операторам удается продавать топливо по таким ценам, поскольку есть запасы, ввезенные еще до войны по более низким ценам, – объясняет Сиренко. — В то же время оптовые цены на топливо уже составляют более 40 грн/л».
Если применить новые цены на мировых рынках к формуле, используемой Минэкономики для подсчета средних цен, то во второй декаде марта максимальные розничные цены на дизтопливо и бензины должны составлять 45 грн/л, считает Куюн. А с учетом повышения за последние дни цена может подпрыгнуть до 50 грн/л, добавляет он.
Чтобы избежать ценового шока и сохранить поставки топлива, сейчас ведут активные консультации поставщиков топлива с правительством, рассказывает Сергей Куюн. Во-первых, рассматривают вопрос отмены НДС и акциза на топливо. Во-вторых, необходимо адаптировать формулу расчета средних цен, поскольку нынешняя базируется на старой системе, когда нефтепродукты шли из России и Беларуси.
Если парламент и правительство поддержат эти инициативы Минэкономики, то розничные цены на бензин и дизтопливо могут остаться на нынешнем уровне или могут быть даже немного ниже, ожидает Куюн. Он уверяет, если правительство не пересмотрит формулу расчета цены на топливо, то трейдеры начнут работать в минус и «вымоют» оборотные средства. «Вопрос не в прибыли, а в том, чтобы работал механизм снабжения», – говорит он.
Кроме того, Украине следует отменить запрет на импорт топлива стандартов Евро-4 и Евро-3, говорит Куюн. На мировых рынках есть партии этого топлива, которые можно было бы задать Украине и решить вопрос с обеспечением топливом. Разница дозволенного в Украине Евро-5 по Евро-4 в экологических характеристиках, поэтому машины будут ездить нормально, добавляет он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.