Парковка в Киеве снова бесплатная. «Киевтранспарксервис» не смог вовремя заключить контракт с процессинговой компанией и не торопится исправлять ошибку. Цена ошибки – 33 млн грн. Когда паркинг в столице снова станет платным
С начала апреля киевляне паркуются бесплатно. В 2023 году Киев планировал получить 200 млн грн с платных паркингов, говорится в бюджете города. То есть два месяца простоя стоят столице более 33 млн грн.
Причина простоя – халатность коммунального предприятия «Киевтранспарксервис», которое оперирует более 26 000 платных паркомест столицы, говорит Александр Гречко, соучредитель общественной инициативы «Пассажиры Киева».
«Киевтранспарксервис» до 1 апреля должен был заключить контракт с процессинговой компанией для проведения онлайн-платежей, но не сделал этого.
15 марта «Киевтранспарксервис» объявил тендер на услуги по обслуживанию платежей. Ожидаемая стоимость услуг – более 5,7 млн грн. Срок исполнения – до конца 2023-го.
Но эти торги не состоялись из-за отсутствия участников.
Насколько адекватна стоимость услуги по процессингу на полгода в 5,7 млн грн? Обычно финкомпании берут за свои услуги 4–7,5% дохода, объясняет Дмитрий Беспалов, бывший советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры. «Такие расценки были при запуске электронного билета в общественном транспорте в Киеве», – говорит он.
В 2022 году «Киевтранспарксервис» получил 73 млн грн дохода. Если предположить, что по итогам 2023-го доход коммунального предприятия будет похож на прошлогодний, то услуги процессинга «съедят» почти 8% выручки.
Какая стоимость парковки в Киеве и штрафы
Стоимость часа парковки зависит от размещения парковки: самая дорогая – в центре города:
І зона – 35 грн;
ІІ зона – 25 грн;
ІІІ зона – 5 грн
Штрафы за неуплату:
I зона – 700 грн;
II зона – 500 грн;
III зона – 100 грн
Второй тендер «Киевтранспарксервис» объявил 25 марта. В торгах приняли участие две компании: Финансовая компания МБК (Portmone.com) и «Универсальные платежные решения» (iPay.ua).
«Универсальные платежные решения» предложили за свои услуги 5,7 млн грн, что равняется ожиданиям «Киевтранспарксервис». МБК – в шесть раз меньше – 900 000 грн. Торги снова были отменены, якобы из-за ошибок в тендерной документации участников.
В третий раз «Киевтранспарксервис» объявил тендер 9 мая, когда парковка в Киеве уже больше месяца была бесплатной. Участники торгов те же: МБК и «Универсальные платежные решения».
17 мая в аукционе победила МБК с предложением 4,9 млн грн. Однако соглашение с компанией до сих пор не подписано.
Если «Киевтранспарксервис» подпишет договор, с июня в Киеве возобновится платная парковка, говорит Гречко.
Forbes обратился за комментарием к Киевской городской госадминистрации, компаниям МБК и «Универсальные платежные решения» относительно их участия в конкурсе, но не получил ответа до публикации статьи.
В августе-октябре 2022 года парковка в Киеве тоже была бесплатной, по решению киевского апелляционного суда. Установление платных тарифов на парковку в городе было признано незаконным. Киевские власти не придерживались процедуры изменения тарифа, что и было обжаловано, говорит Дмитрий Беспалов.
Киевские власти могли обжаловать это решение в Верховном Суде, но вместо этого в ноябре приняли новое распоряжение о тарифах. «Это распространенный инструмент украинских чиновников – было принято новое постановление с несколько измененными формулировками», – отмечает Беспалов.
Нераскрытый потенциал
В 2022 году «Киевтранспарксервис», оперирующий более 26 000 паркомест, планировал заработать 173 млн грн, но фактически получил в 2,3 раза меньше – 73 млн грн, по данным «Киевтранспарксервис».
По решению городских властей, «Киевтранспарксервис» должен передавать 60% доходов в бюджет города, а остальное оставлять на собственных счетах. Таким образом, чистый доход «Киевтранспарксервис» в прошлом году – 33 млн грн при убытке в 2 млн грн.
Причины невыполнения плана – война и бесплатная парковка в течение августа-октября, говорится в сообщении «Киевтранспарксервис».
В этом году заработать плановые 200 млн грн тоже вряд ли получится. Проблема не только в том, что второй месяц парковка бесплатна.
Беспалов называет две основные причины:
- Малое количество инспекторов, которые должны фиксировать бесплатную парковку и выписывать штрафы. По данным Беспалова, в Киеве их до 30.
- Относительно низкие штрафы. Выгоднее раз в месяц заплатить 700 грн штрафа, чем покупать месячный абонемент стоимостью 5733 грн.
По его словам, Киев может получать с платной парковки в разы большие средства, если бы штат инспекторов был увеличен до 200–300, а наказание за бесплатную парковку ужесточено.
Однако доходы в бюджет – это не главная задача платных парковок. «Дорогая парковка в городе – это инструмент управления транспортными потоками, который позволяет уменьшить транспортную нагрузку», – говорит он.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.