Категория
Деньги
Дата

Минус 33 млн грн. Почему в Киеве второй месяц парковка бесплатная

3 хв читання

С начала апреля киевляне паркуются бесплатно /Shutterstock

С начала апреля киевляне паркуются бесплатно Фото Shutterstock

Парковка в Киеве снова бесплатная. «Киевтранспарксервис» не смог вовремя заключить контракт с процессинговой компанией и не торопится исправлять ошибку. Цена ошибки – 33 млн грн. Когда паркинг в столице снова станет платным

С начала апреля киевляне паркуются бесплатно. В 2023 году Киев планировал получить 200 млн грн с платных паркингов, говорится в бюджете города. То есть два месяца простоя стоят столице более 33 млн грн.

Причина простоя – халатность коммунального предприятия «Киевтранспарксервис», которое оперирует более 26 000 платных паркомест столицы, говорит Александр Гречко, соучредитель общественной инициативы «Пассажиры Киева».

«Киевтранспарксервис» до 1 апреля должен был заключить контракт с процессинговой компанией для проведения онлайн-платежей, но не сделал этого.

15 марта «Киевтранспарксервис» объявил тендер на услуги по обслуживанию платежей. Ожидаемая стоимость услуг – более 5,7 млн грн. Срок исполнения – до конца 2023-го.

Но эти торги не состоялись из-за отсутствия участников.

Насколько адекватна стоимость услуги по процессингу на полгода в 5,7 млн грн? Обычно финкомпании берут за свои услуги 4–7,5% дохода, объясняет Дмитрий Беспалов, бывший советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры. «Такие расценки были при запуске электронного билета в общественном транспорте в Киеве», – говорит он.

В 2022 году «Киевтранспарксервис» получил 73 млн грн дохода. Если предположить, что по итогам 2023-го доход коммунального предприятия будет похож на прошлогодний, то услуги процессинга «съедят» почти 8% выручки.

Какая стоимость парковки в Киеве и штрафы

Стоимость часа парковки зависит от размещения парковки: самая дорогая – в центре города:

І зона – 35 грн;

ІІ зона – 25 грн;

ІІІ зона – 5 грн

Штрафы за неуплату:

I зона – 700 грн;

II зона – 500 грн;

III зона – 100 грн

Второй тендер «Киевтранспарксервис» объявил 25 марта. В торгах приняли участие две компании: Финансовая компания МБК (Portmone.com) и «Универсальные платежные решения» (iPay.ua).

«Универсальные платежные решения» предложили за свои услуги 5,7 млн грн, что равняется ожиданиям «Киевтранспарксервис». МБК – в шесть раз меньше – 900 000 грн. Торги снова были отменены, якобы из-за ошибок в тендерной документации участников.

В третий раз «Киевтранспарксервис» объявил тендер 9 мая, когда парковка в Киеве уже больше месяца была бесплатной. Участники торгов те же: МБК и «Универсальные платежные решения».

17 мая в аукционе победила МБК с предложением 4,9 млн грн. Однако соглашение с компанией до сих пор не подписано.

Если «Киевтранспарксервис» подпишет договор, с июня в Киеве возобновится платная парковка, говорит Гречко.

Forbes обратился за комментарием к Киевской городской госадминистрации, компаниям МБК и «Универсальные платежные решения» относительно их участия в конкурсе, но не получил ответа до публикации статьи.

В августе-октябре 2022 года парковка в Киеве тоже была бесплатной, по решению киевского апелляционного суда. Установление платных тарифов на парковку в городе было признано незаконным. Киевские власти не придерживались процедуры изменения тарифа, что и было обжаловано, говорит Дмитрий Беспалов.

Киевские власти могли обжаловать это решение в Верховном Суде, но вместо этого в ноябре приняли новое распоряжение о тарифах. «Это распространенный инструмент украинских чиновников – было принято новое постановление с несколько измененными формулировками», – отмечает Беспалов.

Нераскрытый потенциал

В 2022 году «Киевтранспарксервис», оперирующий более 26 000 паркомест, планировал заработать 173 млн грн, но фактически получил в 2,3 раза меньше – 73 млн грн, по данным «Киевтранспарксервис».

По решению городских властей, «Киевтранспарксервис» должен передавать 60% доходов в бюджет города, а остальное оставлять на собственных счетах. Таким образом, чистый доход «Киевтранспарксервис» в прошлом году – 33 млн грн при убытке в 2 млн грн.

Причины невыполнения плана – война и бесплатная парковка в течение августа-октября, говорится в сообщении «Киевтранспарксервис».

В этом году заработать плановые 200 млн грн тоже вряд ли получится. Проблема не только в том, что второй месяц парковка бесплатна.

Беспалов называет две основные причины:

  • Малое количество инспекторов, которые должны фиксировать бесплатную парковку и выписывать штрафы. По данным Беспалова, в Киеве их до 30.
  • Относительно низкие штрафы. Выгоднее раз в месяц заплатить 700 грн штрафа, чем покупать месячный абонемент стоимостью 5733 грн.

По его словам, Киев может получать с платной парковки в разы большие средства, если бы штат инспекторов был увеличен до 200–300, а наказание за бесплатную парковку ужесточено.

Однако доходы в бюджет – это не главная задача платных парковок. «Дорогая парковка в городе – это инструмент управления транспортными потоками, который позволяет уменьшить транспортную нагрузку», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине