Категория
Деньги
Дата

Минус 33 млн грн. Почему в Киеве второй месяц парковка бесплатная

С начала апреля киевляне паркуются бесплатно /Shutterstock

С начала апреля киевляне паркуются бесплатно Фото Shutterstock

Парковка в Киеве снова бесплатная. «Киевтранспарксервис» не смог вовремя заключить контракт с процессинговой компанией и не торопится исправлять ошибку. Цена ошибки – 33 млн грн. Когда паркинг в столице снова станет платным

⚡️Даруємо 700 грн знижки на річну підписку на сайт Forbes. Діє з промокодом 700 до 28.04 Оформлюйте зараз за цим посиланням

С начала апреля киевляне паркуются бесплатно. В 2023 году Киев планировал получить 200 млн грн с платных паркингов, говорится в бюджете города. То есть два месяца простоя стоят столице более 33 млн грн.

Причина простоя – халатность коммунального предприятия «Киевтранспарксервис», которое оперирует более 26 000 платных паркомест столицы, говорит Александр Гречко, соучредитель общественной инициативы «Пассажиры Киева».

«Киевтранспарксервис» до 1 апреля должен был заключить контракт с процессинговой компанией для проведения онлайн-платежей, но не сделал этого.

15 марта «Киевтранспарксервис» объявил тендер на услуги по обслуживанию платежей. Ожидаемая стоимость услуг – более 5,7 млн грн. Срок исполнения – до конца 2023-го.

Но эти торги не состоялись из-за отсутствия участников.

Насколько адекватна стоимость услуги по процессингу на полгода в 5,7 млн грн? Обычно финкомпании берут за свои услуги 4–7,5% дохода, объясняет Дмитрий Беспалов, бывший советник заместителя главы КГГА по вопросам развития транспортной инфраструктуры. «Такие расценки были при запуске электронного билета в общественном транспорте в Киеве», – говорит он.

В 2022 году «Киевтранспарксервис» получил 73 млн грн дохода. Если предположить, что по итогам 2023-го доход коммунального предприятия будет похож на прошлогодний, то услуги процессинга «съедят» почти 8% выручки.

Какая стоимость парковки в Киеве и штрафы

Стоимость часа парковки зависит от размещения парковки: самая дорогая – в центре города:

І зона – 35 грн;

ІІ зона – 25 грн;

ІІІ зона – 5 грн

Штрафы за неуплату:

I зона – 700 грн;

II зона – 500 грн;

III зона – 100 грн

Второй тендер «Киевтранспарксервис» объявил 25 марта. В торгах приняли участие две компании: Финансовая компания МБК (Portmone.com) и «Универсальные платежные решения» (iPay.ua).

«Универсальные платежные решения» предложили за свои услуги 5,7 млн грн, что равняется ожиданиям «Киевтранспарксервис». МБК – в шесть раз меньше – 900 000 грн. Торги снова были отменены, якобы из-за ошибок в тендерной документации участников.

В третий раз «Киевтранспарксервис» объявил тендер 9 мая, когда парковка в Киеве уже больше месяца была бесплатной. Участники торгов те же: МБК и «Универсальные платежные решения».

17 мая в аукционе победила МБК с предложением 4,9 млн грн. Однако соглашение с компанией до сих пор не подписано.

Если «Киевтранспарксервис» подпишет договор, с июня в Киеве возобновится платная парковка, говорит Гречко.

Forbes обратился за комментарием к Киевской городской госадминистрации, компаниям МБК и «Универсальные платежные решения» относительно их участия в конкурсе, но не получил ответа до публикации статьи.

В августе-октябре 2022 года парковка в Киеве тоже была бесплатной, по решению киевского апелляционного суда. Установление платных тарифов на парковку в городе было признано незаконным. Киевские власти не придерживались процедуры изменения тарифа, что и было обжаловано, говорит Дмитрий Беспалов.

Киевские власти могли обжаловать это решение в Верховном Суде, но вместо этого в ноябре приняли новое распоряжение о тарифах. «Это распространенный инструмент украинских чиновников – было принято новое постановление с несколько измененными формулировками», – отмечает Беспалов.

Нераскрытый потенциал

В 2022 году «Киевтранспарксервис», оперирующий более 26 000 паркомест, планировал заработать 173 млн грн, но фактически получил в 2,3 раза меньше – 73 млн грн, по данным «Киевтранспарксервис».

По решению городских властей, «Киевтранспарксервис» должен передавать 60% доходов в бюджет города, а остальное оставлять на собственных счетах. Таким образом, чистый доход «Киевтранспарксервис» в прошлом году – 33 млн грн при убытке в 2 млн грн.

Причины невыполнения плана – война и бесплатная парковка в течение августа-октября, говорится в сообщении «Киевтранспарксервис».

В этом году заработать плановые 200 млн грн тоже вряд ли получится. Проблема не только в том, что второй месяц парковка бесплатна.

Беспалов называет две основные причины:

  • Малое количество инспекторов, которые должны фиксировать бесплатную парковку и выписывать штрафы. По данным Беспалова, в Киеве их до 30.
  • Относительно низкие штрафы. Выгоднее раз в месяц заплатить 700 грн штрафа, чем покупать месячный абонемент стоимостью 5733 грн.

По его словам, Киев может получать с платной парковки в разы большие средства, если бы штат инспекторов был увеличен до 200–300, а наказание за бесплатную парковку ужесточено.

Однако доходы в бюджет – это не главная задача платных парковок. «Дорогая парковка в городе – это инструмент управления транспортными потоками, который позволяет уменьшить транспортную нагрузку», – говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине