СБУ в ручном режиме заблокировала вебкамеры, транслировавшие уничтожение российских «Калибров» и «Кинжалов» украинской ПВО. Сколько их в общем и почему они все еще работают.
В ночь на 16 мая Россия запустила по украинским городам 18 ракет на $140–160 млн. Среди них – шесть якобы неуязвимых гиперзвуковых «Кинжалов», успешно уничтоженных украинскими силами ПВО.
Той же ночью видео работы военных в Киеве попали в сеть. Часть записали и выложили в соцсети сами киевляне. Часть взята с публичных вебкамер, которые вели прямую трансляцию в YouTube. Фрагмент такого видео опубликовал один из российских пропагандистских телеграм-каналов. В описании утверждается, что на нем зафиксировано падение ракеты рядом с американской системой ПВО Patriot, сбивающей «Кинжалы».
На утро 17 мая Служба безопасности Украины отрапортовала, что установила шестерых «блогеров», снимавших работу ПВО, и заблокировала камеры с трансляциями. «Злоумышленникам грозит до восьми лет заключения», – говорится в сообщении СБУ. Почему невинная в мирное время практика стала большой проблемой во время войны?
Сколько камер следят за украинцами
До полномасштабного российского вторжения только в рамках программ «умных городов» в Украине установили тысячи камер видеонаблюдения. Они распознают лица, номера автомобилей, анализируют трафик на дорогах и т. д. Весной 2022-го во Львове и Виннице насчитывалось по тысяче устройств, свидетельствуют отчеты местных ОГА, по несколько сотен – в Запорожье, Харькове и других городах.
В Киеве установлено 8500 онлайн-камер, говорит CDTO КГГА Петр Оленич, который занимается цифровой трансформацией столицы. Трансляции из них были закрыты всегда. Записи в ходе следственных действий использует полиция, СБУ и другие спецслужбы. В мирное время видео в течение месяца хранилось в архиве, а затем уничтожалось, уверяет Оленич.
В феврале 2022 года СБУ разослала местным администрациям требование выключить «умные» камеры вообще. «Мы не понимаем, какие реальные возможности врага проникнуть в наши системы видеонаблюдения», – объясняет решение Forbes причастный к ситуации собеседник из спецслужб.
Другая практика – публичные вебкамеры, которые транслируют городские панорамы или пейзажи в YouTube. На них в режиме реального времени можно посмотреть видео из Таймс-Сквера в Нью-Йорке или центральной площади маленького приморского городка в Италии.
На сервисе uastreaming доступно более 2000 живых камер со всей Украины. Большинство активных – из временно оккупированного Крыма, например, с набережной Алушты или железнодорожного вокзала Евпатории. Трансляции из Киева, Одессы, Днепра отключены с 2022 года. Тем не менее имеются активные камеры из гостиницы в Затоке на Одесщине и развлекательного тюбинг-парка на Львовщине.
Специализированные каналы с трансляциями есть и на YouTube. На канале OV Media с 10 800 подписчиков архивные стримы из украинских городов заблокированы. Но на Lucas LiveStream из 8700 подписчиков на момент публикации статьи было доступно «живое» видео с несколькими панорамами Донецка, Харькова и Харьковщины.
Работу киевской ПВО транслировали принадлежащие коммерческим структурам частные вебкамеры, свидетельствует расследование СБУ. Сколько их установлено на магазинах, заправках, жилых многоэтажках – неизвестно. Владельцы не обязаны отчитываться о видеонаблюдении. «Российские спецслужбы взламывают их для собственного пользования или для вывода трансляции в интернет», – говорит собеседник из спецслужб.
«Это мировая практика, мол, смотрите, какие у нас хорошие города», – говорит Александр Федиенко, нардеп от «Слуги народа» и глава подкомитета цифровой и смарт-инфраструктуры. Однако Федиенко предполагает, что по крайней мере часть камер могли установить коллаборанты.
Как выключить онлайн-камеры
Вебкамеры в прямом эфире могут предоставлять России информацию о расположении ПВО или перемещении военной техники. Выключить их даже дистанционно несложно, говорит менеджер по наступательным атакам кибербезопасности компании Divoro Сергей Харюк. Настройки и пароли обычно стандартны.
«Человек с базовым владением компьютером, поисковыми сайтами и знаниями словаря паролей может получить доступ и управлять камерой как угодно, в том числе и выключить», – говорит Харюк. Процесс можно автоматизировать, прописав стандартный код каждого типа камер. Почему тогда проблема существует на второй год полномасштабной войны?
«Разве вы с этим справитесь при сегодняшних технологиях? Здесь должно быть только сознание у людей», – прокомментировал спикер Воздушных сил Юрий Игнат в эфире телемарафона 16 мая. Противовоздушная оборона в Украине работает динамично, после боевой работы места пусков и дислокации меняются, добавил он. Однако блокирование камер, по мнению Игната, должны регулировать местные военные администрации.
Юридических оснований запретить публичные камеры в нынешнем законодательстве нет. «Город не может влиять на частную собственность, – говорит Оленич. – Должен быть соответствующий закон о регулировании размещения таких камер».
В кулуарах ВР проблема не обсуждается. «Это не законодательный вопрос, нужно принять нормативно-правовые акты на уровне Кабмина», – говорит Федиенко. Ближе к повестке дня ужесточение уголовной ответственности за публикацию в соцсетях видео и фото работы ПВО, добавляет он.
Так что пока работает только блокировка СБУ в ручном режиме. После случая с «Кинжалами» над Киевом волонтерская организация IT Армия призвала пользователей отправлять данные о расположении камер и получила более 300 сообщений за два дня.
«На первом этапе мы собираем информацию о таких камерах, включая IP-адреса, провайдеров и их геолокацию», – ответили на запрос Forbes в пресс-службе IT Армии. Далее информацию передают украинским спецслужбам.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.