Столичные власти намерены повысить стоимость проезда в общественном транспорте в 2,5 раза, до 20 грн. Стоимость месячного абонемента вырастет до 2990 грн – самый высокий уровень среди европейских городов. Это может еще сильнее снизить популярность коммунального транспорта, который и так проигрывает автомобилям место на дорогах города, парализованного пробками
Киев на грани транспортного коллапса. За последние шесть лет количество автомобилистов в городе выросло почти в 2 раза: с 620 000 авто в 2015 году до более 1 млн в 2021-м, свидетельствуют данные городской мэрии.
Ежедневно киевский водитель проводит в среднем 45 минут в пробках, а в год – 207 часов, или 9 дней. При этом Киев рассчитан максимум на 300 000 авто, говорит в интервью KV советник мэра Максим Бахматов. Ситуация ухудшается из года в год. В рейтинге TomTom за 2020 год Киев на 7 месте самых загруженных городов мира, тогда как в 2017 году город занял 14 место.
Решить проблему можно, уверен Бахматов. Для этого нужно сделать общественный транспорт более привлекательным, чем личный, что существенно разгрузит улицы города.
Чтобы этого добиться, одновременно нужно работать по нескольким направлениям, говорит транспортный аналитик Дмитрий Беспалов. Во-первых, нужно увеличить количество коммунального транспорта – до пандемии красная линия метро уже работала на пределе пропускной способности.
Во-вторых, необходимо сделать поездки на личном транспорте по городу менее выгодными, чем на коммунальном. «Для автомобилистов – плата за парковку и штрафы, а для пользователей общественного транспорта – выгодный длительный абонемент, – говорит Беспалов. – Как показывает европейская практика, покупка месячного или годового абонемента мотивирует людей чаще использовать общественный транспорт».
Столичные власти решили действовать в обратном направлении и планируют повысить тарифы на проезд в городе, сделав месячный абонемент самым дорогим в Европе. Стоимость разового билета может увеличится с 8 до 20 грн, для владельцев карты киевлянина он будет стоить 12 грн. Проездной на месяц без ограничений количества поездок подорожает с 1300 до 2990 грн, а студенческий проездной – с 650 до 1495 грн, что почти на 200 грн больше стипендии в 1300 грн.
Причина – увеличение себестоимости перевозки пассажиров. С момента последнего повышения в 2018 году инфляция составила 30,6%, средняя зарплата выросла на 54%, электроэнергия подорожала на 84%, а дизельное топливо на 22,5%. При этом проезд планируют повысить на 150%.
Одновременно с этим из-за карантинных ограничений упал пассажиропоток, например в метрополитене – на 56%. По расчетам столичных чиновников, экономически обоснованный тариф в наземном транспорте сегодня составляет 22,3 грн, а в метро – 22 грн.
Рекордный рост цен на энергоносители оказывает большое давление на городской бюджет, говорит транспортный аналитик Беспалов. Городу приходится компенсировать не только убытки общественного транспорта, но и разницу в тарифах на коммунальные услуги для населения. «Возможно, городской бюджет уже не способен нести нагрузку коммунальных компаний, и ее хотя бы частично хотят переложить на пассажиров», – говорит он.
Беспалов сомневается, что в итоге тарифы повысят до 20 грн, скорее – до 15 грн. «Сейчас идет этап торгов и, возможно, нам предложили очень плохой вариант, чтобы протолкнуть просто плохой», – говорит он.
Мэр города Виталий Кличко уже пообещал, что цены на проезд до конца отопительного сезона пересматриваться не будут. По его словам, дотации из госбюджета для коммунального транспорта в этом году составят 4,5 млрд грн, а на компенсацию коммунальных тарифов – 2 млрд грн при бюджете города в почти 60 млрд грн.
В прошлом году убыток «Киевского метрополитена» составил 1,18 млрд грн, а в 2021 году он может увеличится до 3,4 млрд грн. «Киевпастранс» в прошлом году получил 52,38 млн грн убытка, а в этом году ожидает 1,27 млрд грн убытка.
Коммунальный транспорт и не должен приносить прибыль, говорит Александр Кава, экс-заместитель министра инфраструктуры. Это социальная услуга, которая выполняет две основные функции: обеспечивает транспортом малообеспеченных горожан и стимулирует людей отказываться от личного транспорта. Например, в Таллине коммунальный транспорт сделали бесплатным для жителей города. «Это сокращает количество заторов, улучшает качество воздуха», – говорит Кава.
В других европейских городах, например в Варшаве, пассажир платит только 30% от себестоимости проезда. В 2021 году расходы бюджета города на общественный транспорт составили 3,1 млрд злотых, или почти 20 млрд грн. «Это может быть и 50%, и 70%. Все зависит от приоритетов города», – говорит Беспалов. Решение же киевских властей работает в обратную сторону и может еще сильнее снизить популярность коммунального транспорта, уверены оба эксперта.
Один из основных приемов, который применяют в европейских городах, чтобы мотивировать людей пользоваться общественным транспортом, – долгосрочные абонементы на проезд, которые выгоднее, чем одноразовые. «Концептуальная разница в том, что в Европе жители городов пользуются долгими абонементами, а разовые билеты – больше для туристов», – говорит Кава.
В Киеве месячный абонемент невыгоден для большинства пассажиров, которые пользуются коммунальным транспортом менее пяти раз в день. Кроме этого, абонементы не принимают частные перевозчики. «Вот и получается, что киевский проездной на месяц в 2990 грн теперь будет самым дорогим в Европе», – говорит Беспалов.
Почему в Киеве не работает европейский подход? Как говорит Беспалов, попытки перейти на европейскую систему были, но всегда обрывались на разных этапах согласования. Беспалов входил в группу Максима Бахматова, которая в 2019–2020 годах работала в киевской горадминистрации над этим вопросом. По его словам, предложенную ими тарифную сетку, которая предусматривала более выгодные цены на абонементы, зарубил Департамент экономики киевской горадминистрации. «Аргументация была убийственная. Они сказали, что эти дорогущие месячные абонементы кто-то же покупает, поэтому делать дешевле нельзя, так как снизится поступление денег, – говорит Беспалов. – Вариант, что выгодная цена спровоцирует более высокий спрос, не рассматривался».
Ближе всех в Украине к европейской модели приблизился Львов. В городе вводят единый электронный билет, стоимость которого составит 10 грн. В то же время стоимость безлимитного абонемента на месяц составит 420 грн, а на год – 3650 грн. «Если они еще и с маршрутками договорятся, то это вообще будет бомба и самый лучший пример в Украине», – говорит Беспалов.
Тем временем из-за наплыва машин Киев может быть парализован уже в ближайшее время. «В худшем случае, в этом году. Оптимистичный прогноз – через два года», – говорит Бахматов. Подорожавший в 2,5 раза проезд в общественном транспорте только подтолкнет киевлян к использованию личных авто и такси, поэтому придется ориентироваться на самые пессимистические сценарии.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.