202 бизнес-чемпиона 2024 года
Крупнейший продуктовый ритейлер страны АТБ снизил скорость роста. Если до войны компания ежегодно открывала примерно сотню магазинов в год, то в 2024-м — только два десятка. Еще 10 были переформатированы, а шесть — восстановлены после военных повреждений. Планы были втрое амбициознее. Сейчас в сети АТБ 1240 магазинов, это на 80 меньше, чем было до войны. В приоритете ритейлера — развитие в западных и центральных регионах Украины.
АТБ вынужден инвестировать в энергетическую безопасность, за последние два года вложено более 700 млн грн. Компания обеспечила генераторами почти все свои магазины. Параллельно АТБ оснащает собственные торговые точки солнечными панелями, сейчас они есть на крышах 159 магазинов. Еще 28 будут оснащены в следующем году. Средняя мощность солнечных станций — 80-200 кВт.
Война заставила оптимизировать штат. Если в 2021-м в сети работало 60 700 человек, сейчас — 43 800. Основные причины — уменьшение количества посетителей, а также уменьшение продаж на один магазин. В среднем падение продаж составляет 20%, отмечают в пресс-службе ритейлера. Кроме этого, АТБ автоматизировал часть процессов. Также количество персонала сократилось из-за уменьшения количества магазинов.
В мае 2024-го АТБ запустил обновленное приложение. Это почти superapp. Кроме возможности делать покупки непосредственно в АТБ, в нем есть экосистема сервисов, в том числе платежные. Например, в приложении доступны 252 службы онлайн-такси, около 800 провайдеров интернета, транспортные карты на коммунальный транспорт почти двух десятков городов Украины и т.д. Через пять месяцев после запуска у приложения АТБ 1 млн пользователей.
В планах компании — масштабирование платежного сервиса «Скануй-купуй», которым можно рассчитываться за товары, на все магазины. Сейчас он работает только в 30% сети. Также среди запланированного увеличение количества касс самообслуживания в сети.
Самые заметные благотворительные проекты АТБ в 2024-м — 20 млн грн помощи больнице «Охматдет» и 12 млн грн на восстановление разрушенного россиянами дома во Львове.
25 крупнейших инвесторов страны
Крупнейший продуктовый ритейлер страны АТБ сбавил скорость развития во время войны. В прошлом году компания открыла 19 магазинов, в 2022-м — 27. До вторжения счет шел на сотни. Это сказалось на инвестициях — сейчас они втрое меньше, чем до 2022 года.
Ритейлер инвестирует часть бюджета в реконструкцию старых АТБ, превращая их в супермаркеты в новом «черном» дизайне. Другое важное направление — модернизация и строительство складских хабов во Львове и Хмельницкой области.
Проект 2023 года — мобильное приложение АТБ. В нем можно не только делать закупки продуктов, но и вызвать такси, покупать билеты на поезд или самолет, рассчитываться за коммунальные услуги и тому подобное. В украинском App Store по состоянию на 9 апреля 2024 года приложение занимает пятое место по популярности.
30 крупнейших продавцов в уанете
Крупнейшая продовольственная сеть Украины АТБ запустила интернет-магазин в апреле 2020 года. В декабре 2023-го — усовершенствовала приложение. Но ритейлер смог удивить: это приложение — весомая заявка на создание собственного superapp. В нем можно не только делать покупки в супермаркете, но и искать и покупать самые дешевые билеты на поезд или самолет. Кроме того, через приложение АТБ можно платить налоги, рассчитываться за интернет или мобильную связь, а также осуществлять коммунальные платежи и покупать городские карты нескольких населенных пунктов.
За первые полтора месяца его скачали 200 000 раз. При том, что база постоянных клиентов atb.ua вполовину меньше.
Сейчас в ассортименте интернет-магазина в настоящее время 4500 наименований товара, так же, как и в физическом магазине. Однако компания планирует расширять товарное предложение. В планах и увеличение количества сервисов, доступных через приложение.
Сейчас, по данным Forbes, доля диджитал-продаж в товарообороте АТБ достигает более 1%. Впрочем, объемы быстро растут: за 2023 год количество заказов и выручка увеличились вдвое.
200 лидеров украинской экономики 2023 года
Крупнейший ритейлер страны в 2023 году планирует увеличить выручку до 200 млн грн и довести количество торговых точек до 1209. На 24 февраля 2022-го у АТБ было 1320 супермаркетов.
100 крупнейших частных компаний 2021
В августе 2021 года АТБ открыл в супермаркете под Киевом первое полноценное кафе. В меню 42 позиции: салаты, гарниры, мясо, рыба и сладости. Всего ритейлер планирует открыть 25 подобных заведений.
Кафе – еще один способ повысить привлекательность АТБ для среднего класса. Процесс стартовал в 2016‑м, когда компания запустила проект «черный АТБ», дополнив бедненько выглядящие бело‑синие АТБ супермаркетами с черной облицовкой.
С начала года АТБ обновил 26 магазинов – теперь в сети треть модернизированных торговых точек. Помимо редизайна, АТБ увеличил ассортимент товаров средней ценовой категории и ввел новые сервисы – пекарни, кофе‑пойнты и т. п.
С начала 2021 года АТБ открыл 61 магазин, всего в сети 1257 супермаркетов. В фокусе – Одесская, Киевская и Львовская области. За шесть месяцев 2021 года товарооборот АТБ вырос на 20%, до 85,3 млрд грн.
100 крупнейших частных компаний 2020
В 1137 магазинах АТБ ежедневно отовариваются около 4,5 млн человек – каждый десятый житель Украины. С 2018 года ритейлер расширяет клиентуру не только с помощью географической экспансии, но и меняя формат. Отличительные признаки технологичных маркетов нового образца – быстрота обслуживания, расширенный ассортимент, нетипичные для дискаунтера товары ценовой категории «средний плюс». Стандартное время считывания штрих-кода на кассе не должно превышать двух секунд. Другая инновация – кассы самообслуживания, а также увеличенные витрины и полки. Новый формат должен не только сделать магазины удобнее, но и снизить операционные расходы: в торговых залах энергосберегающее оборудование, стены утеплены, а тепло от холодильного оборудования используется для обогрева помещения. На долю новых маркетов приходится 30% сети. От обычных АТБ они отличаются цветом облицовки: старые – бело-голубые, обновленные – черные.
Сеть начинала в 2002 году как жесткий дискаунтер с небольшим ассортиментом, но постепенно расширила перечень товаров. С 2013 года она – лидер рынка розничной торговли в Украине. «Мы 20–25% наращиваем каждый год по всем показателям, для нас это большая гордость», – говорил в февральском интервью Дмитрию Гордону Геннадий Буткевич, 62.