25 крупнейших инвесторов страны
«Я не вижу необходимости что-то менять», — отвечает соучредитель «Эпицентра» Александр Герега на вопрос, как война изменила инвестиционные планы. «Всю прибыль мы реинвестируем», — добавил он.
Группа «Эпицентр» — давно не только гипермаркеты, где есть все для ремонта. Сейчас это агробизнес, крупное производство плитки, проекты в энергетике, логистике, девелопменте. В 2022-м группа достроила два новых ТРЦ — во Львове и Киеве. Инвестиции в эти гипермаркеты достигли 2,9 млрд грн и 1,8 млрд грн соответственно. Еще одно приоритетное направление — развитие e-commerce — за три года проинвестировано почти 2 млрд грн.
До 2030-го компания планирует построить восемь ТРЦ нового формата (со сторонними арендаторами) и полсотни «обычных» «Эпицентров». Общая торговая площадь почти удвоится — до 4 млн кв. м.
Топ инвестиционных проектов 2023 года
— Восстановление разрушенного гипермаркета в Буче.
— Проект по установке солнечных электростанций на крышах гипермаркетов. В 2025-м должно быть 1 млн кв. м.
30 крупнейших продавцов в уанете
Осваивать интернет гигант украинского ритейла «Эпицентр» начал в 2016-м с интернет-магазина. За четыре года компания открыла маркетплейс, в развитие которого инвестировала 2 млрд грн.
Одной из задач нового направления было расширение ассортимента интернет-платформы. Если на старте у маркетплейса был примерно 1 млн наименований товаров, то в 2023 году — 4,5 млн позиций.
В планах компании Герег — запуск фулфилмент-услуг для торговцев — партнеров маркетплейса, что должно сократить время доставки к покупателю. Кроме этого, компания упрощает и улучшает сервис для мерчантов.
Цель «Эпицентра» — захватить 20% украинского e-commerce. Сейчас, по оценке самого ритейлера, его платформа занимает 10% рынка.
30 стойких компаний
Война сократила сеть гипермаркетов «Эпицентр» на девять магазинов – это почти 15% сети. Разрушены гипермаркеты в Мариуполе, Чернигове и Буче. Еще шесть не работают из-за близости к военным действиям или оккупации. Выручка работающих маркетов значительно выросла, если сравнить с аналогичным периодом прошлого года: украинцы отстраиваются, не дожидаясь завершения войны, и спрос на строительные материалы высок. «Эпицентр» тоже спешит строить: в начале сентября открыты магазины в Киеве и Львове на 30 000 кв. м и 90 000 кв. м соответственно. Большинство штата – эвакуированые с оккупированных территорий сотрудники. В компании создали внутреннюю базу вакансий и помогали с переездом. Не остаться с пустыми полками компании помог собственный парк грузовиков, обеспечивший логистику из Европы. Среди новых решений – «Эпицентр» перешел на краткосрочное планирование. Это позволяет оперативно реагировать на изменения потребительских настроений, говорит Петр Михайлишин.
100 крупнейших частных компаний 2021
Крупнейший непродуктовый ритейлер Украины переживает период реновации. Вместо отделов теперь «магазины в магазине» с новым дизайном и готовыми интерьерными решениями. В «Эпицентре» открылись студии света, сна, интерьеров. Ритейлер также развивает новые направления – аптеку и продуктовый маркет, где продаются свежая выпечка и деликатесы. Чтобы идти в ногу со временем, компания начала открывать точки выдачи и запустила собственный маркетплейс. Долгосрочная цель команды диджитал – маркетплейс должен давать 25% оборота «Эпицентра».
100 крупнейших частных компаний 2020
Нас часто называют «строительный гипермаркет», – удивлялся в майском интервью LB.ua Александр Герега, 53. – Когда-то так и было, но мы давно значительно больше, чем «просто строительный гипермаркет».
Последнее время «Эпицентр» уверенно наращивает присутствие в интернете. По информации самого ритейлера, в августе 2020 года трафик интернет-магазина epicentrk.ua вырос на 75% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, количество чеков увеличилась на 95%. По данным Similar Web, число уникальных пользователей интернет-магазина в августе составило 8,2 млн человек. На сайте представлен 1 млн товаров. Основные источники трафика – поисковые системы, соцсети, мессенджеры. Ритейлер обновил центры выдачи заказов, оборудовав их детскими комнатами и кофейнями. Теперь там можно не только забрать заказ, но и подзарядить гаджеты или посмотреть футбольный матч. Трафика прибавило и мобильное приложение для онлайн-заказов, запущенное в мае. В 2019 году «Эпицентр» инвестировал 500 млн грн в два фулфилмент-центра для обслуживания не только торговых центров, но и онлайн-торговли. В 2020-м компания планирует открыть еще один.