Три года назад Наоми Осака стремительно взлетела на мировой спортивной арене после драматичной победы над Сереной Уильямс на Открытом чемпионате США по теннису (US Open), и сейчас 23-летняя Осака показывает, что играет не по чужим правилам, а только по своим.
🎬 YouTube-проєкт Forbes Next про майбутніх зірок українського бізнесу. Новий випуск про школу програмування GoIT. Як вона будує мільярдну компанію на світчерах 👉 Дивіться за цим лінком
На этой неделе после того, как она сдержала свое обещание не выполнять медийные обязательства на Открытом чемпионате Франции по теннису (French Open) для защиты своего ментального здоровья, теннисистку оштрафовали на $15 000. В ответ на это она вышла из соревнования.
Такой впечатляющий шаг спортсменка сделала меньше чем через год после того, как объявила о выходе из Мастерс Цинциннати (Western & Southern Open) в знак протеста против убийства Джейкоба Блейка. Кроме того, во время US Open она носила защитные маски с именами темнокожих жертв насилия и полицейской жестокости.
Именно такая бескомпромиссная позиция может отпугнуть спонсоров. Но не в случае с Осакой. Звезда тенниса за 12 месяцев заработала $60 млн – $55 млн благодаря эндорсментам. Это помогло ей побить рекорд в заработках спортсменок, который она же установила всего год назад с $37 млн.
Прибыли нынешнего года позволили ей попасть на 12 место в списке Forbes «50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира». В нем она обошла таких звездных спортсменов, как Новак Джокович и Рафаэль Надаль. Это значительный скачок по сравнению с 29 местом в прошлом году.
«Этой дискуссии не было бы, если бы она сломала ногу, – говорит Кристи Нордгиельм, младшая преподаватель маркетинга в Университете Джорджтауна. – Когда речь идет о ментальном здоровье, к нему нужно относиться так же, как и к физическому. Сломанная нога помешает ее сотрудничеству со спонсорами? Все может быть».
Для большинства профессиональных теннисистов сломаная нога – или публичный протест, – которая приведет к исчезновению их с экранов телевизоров, вполне может навредить их заработкам. Спонсоры платят немалые деньги топовым спортсменам и ожидают, что те будут преуспевать на главных соревнованиях, а следовательно, будут как можно дольше светить логотипами в эфире. Но Осака – не любая другая профессиональная теннисистка.
Молодость и происхождение (мама – японка, а отец – гаитянец) делали ее интересной и популярной для мира даже до того, как она стала ярой защитницей социальной справедливости, и они же помогли ей стать маркетинговой иконой в спорте.
Как следствие, ее соглашения об эндорсменте не содержали пункта об уменьшении выплат, если уменьшается ее игровое время, как в случае с большинством таких соглашений для теннисистов. Более того, ряд ее ведущих спонсоров уже поспешили встать на ее защиту, в то же время некоторые фанаты в соцсетях остро критикуют ее решение.
От Nike очень быстро вышло следующее заявление: «Мыслями мы с Наоми. Мы поддерживаем ее и осознаем смелость, которая понадобилась ей, чтобы рассказать о своем опыте с ментальными проблемами».
Бренды, среди которых GoDaddy, Hyperice, Leviʼs, Nissan, Nissin Foods и TAG Heuer, также высказали подобные заявления по электронной почте, а Sweetgreen, Mastercard и Beats Electronics показали свою солидарность со спортсменкой в соцсетях.
Осака, у которой уже было 15 эндорсментов прошлым летом, за последний год увеличила их количество до более 20; соглашения с Google, Louis Vuitton и Workday были среди недавних ее достижений. Такой ее впечатляющий портфель спонсоров – это нечто невиданное в спортивном мире; только Роджер Федерер, Леброн Джеймс и Тайгер Вудс заработали больше на эндорсментах за последние 12 месяцев.
Это признак того, что, несмотря на критику в соцсетях, – в некоторых случаях она достаточно грязная, – подъем Осаки, вероятно, только начинается.
«Я не думаю, что ее ждут негативные последствия, что это нанесет ущерб ее бренду, – говорит Джо Фаворито, опытный консультант по маркетингу и лектор в Колумбийском университете. – Ее личный, а не профессиональный, рост в этой ситуации может стать хорошей историей, к которой спонсоры захотят присоединиться».
Конфликт, который привел к выходу Осаки из French Open, начался на прошлой неделе, когда в соцсети она объявила о том, что не будет участвовать в пресс-конференциях в течение турнира, чтобы защитить свою уверенность в себе и ментальное здоровье.
30 мая Французская теннисная федерация оштрафовала ее на $15 000 за то, что она пропустила свое первое интервью, а также пригрозила дисквалифицировать ее из турнира. Тогда вторая ракетка мира решила покинуть турнир 31 мая, опубликовав откровенное заявление о том, что она имела дело с депрессией и тревожностью.
Проблемы с ментальным здоровьем за последние годы получили широкое освещение в мире спорта, ведь ряд звезд, среди которых Кевин Лав, Майкл Фелпс и Лиз Кембидж, поделились собственным опытом с такими проблемами.
Билл Саттон, директор Bill Sutton & Associates, консалтинговой фирмы по спортивному маркетингу, считает, что открытость Осаки по этому поводу особенно актуальна при пандемических локдаунах и это может привлечь внимание потенциальных спонсоров из сферы ментального здоровья. Таких как, например, стартап Talkspace, с которым сотрудничает Фелпс.
Дэвид Картер, преподаватель спортивного бизнеса в Бизнес-школе Маршалла при Университете Южной Калифорнии, говорит, что позиция Осаки по этому вопросу может очень хорошо сыграть с брендами бизнес-к-бизнесу, которые поддерживают ее озабоченность проблемами ментального здоровья.
То же самое и с откровенностью Осаки по поводу социальных проблем.
«Социальная сознательность год или два назад была для брендов на шестом или седьмом месте по важности; теперь же она занимает первое или второе, – рассказывает Фаворито. – Бренды хотят знать, чем занимаются [спортсмены]».
Последнее заявление Осаки намекало на то, что она «возьмет временный перерыв от корта», а если перерыв затянется до августа, то это может стать неприятностью для спонсоров, которые рассчитывали на то, что спортсменка станет лицом Олимпийских игр в Токио.
Но с ее послужным списком успешных выступлений на корте и местом на прибыльном японском рынке, не говоря уж о ее молодости и характере, Осака может остаться одной из самых привлекательных для спонсоров звезд спорта.
«Ее самый большой успех как спортсменки и представительницы брендов все еще впереди, – уверен Фаворито. – Если после всего этого она будет в оптимальном для себя состоянии здоровья, то это станет прекрасной историей возвращения. А мы ведь так любим возвращения в спорт».
10 самых высокооплачиваемых спортсменов мира
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.