Элина Свитолина тратит миллионы, чтобы стать первой ракеткой мира. Насколько оправданна такая инвестиционная стратегия /Фото Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

Элина Свитолина тратит миллионы, чтобы стать первой ракеткой мира. Насколько оправданна такая инвестиционная стратегия

Getty Images

На корте киевского комплекса «Наука Спорт» играли последний матч детского турнира. Начало июня, хардовое покрытие – невыносимая жара. Шел четвертый час, а матч все не заканчивался. Теннисистка из Одессы не хотела отдавать сопернице победу. На пятом часу та сдалась. Победительнице, Элине Свитолиной, было 12 лет.

12 лет спустя на кортах крытого стадиона в Сингапуре проходил итоговый турнир WTA. Свитолина снова не захотела отдавать главную победу сезона. Американка Слоан Стивенс боролась до конца, но Элина оказалась сильнее. Вместе с кубком она получила тринадцатый, самый громкий, титул в карьере – рекордную для украинского тенниса четвертую строчку в мировом рейтинге и почти $3 млн. Этот октябрьский день в Сингапуре многие назвали самым большим днем ее жизни.

Теннисистка из Одессы не хотела отдавать сопернице победу. На пятом часу соперница сдалась

«Теперь-то спонсоры пересмотрят свои рекламные контракты со Свитолиной»,– сказал комментатор спортивной трансляции, когда Элина поднимала кубок над головой. Рекламные контракты украинской звезды мирового тенниса и правда быстро росли. Свитолина позирует на фоне Эйфелевой башни в часах Hublot, пьет «Моршинскую» в рекламной кампании бренда, выступает на турнирах в одежде Nike. Но свой главный контракт она заключила сама с собой в детстве, когда первый раз вышла на корт. В нем есть пункты «не сдаваться», «догнать каждый мяч» и «стать первой в мире».

Свитолина уверена, что самый большой день ее жизни еще впереди.

•••

Свитолина родилась в семье спортсменов: отец профессионально занимался борьбой, мать – спортивной греблей. Младшую дочь назвали в честь киноактрисы Элины Быстрицкой.

До появления Элины в семье уже был теннисист. Ее старший брат Юлиан выступал на европейских турнирах. Вдохновленная его примером, Элина уже в семь лет увлеченно играла в теннис. «Она меня обыгрывала так, что я не видел, куда мяч летит,– вспоминает отец Элины Михаил Свитолин.– В 12 стала выигрывать у 20-летнего брата, профессионального спортсмена».

В 12 Элина уже занимала восьмую строчку в детском туре Tennis Junior Europe Tour. Родители поняли, что скоро дочери понадобятся более профессиональные тренеры, а им – крупные финансовые вложения.

Корт не терпит скупости. Если для развития 13-летнего спортсмена достаточно $10 000 в год, то для 14-летнего эта сумма вырастает до $20 000, 15-летнего – $30 000, а в 17 требуется уже $100 000. Свитолины получили несколько предложений от чешских, британских и американских клубов о переезде и спонсорстве. Вмешался случай.

В 2007 году на турнире в Одессе Элину заметил харьковский бизнесмен Юрий Сапронов, который инвестировал в молодых украинских теннисистов. Свитолины подписали контракт с ним на семь лет, а затем еще один – на пять. Риска не было: контракт не обязывал возвращать инвестиции.

Сапронов называет сотрудничество со Свитолиной скорее меценатством, чем спонсорством. «Это был мой первый удачный опыт таких вложений, и он окупился с лихвой – теперь я купаюсь в лучах славы Элины»,– говорит бизнесмен. Сапронов обязался покрывать расходы на весь тренировочный процесс, корты, экипировку, участие в турнирах, работу с тренерами и медиками.

•••

Свитолина переехала в Харьков тренироваться у заслуженного тренера Украины Андрея Луценко. Она быстро набирала форму. Через три года, победив на юниорском «Ролан Гарросе», 15-летняя Свитолина открыла себе дорогу во взрослый тур.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Психологически такой рывок дался нелегко. «Для ребенка это было сложно – переехать одной в другой город, выходить на корт против старших и более опытных соперниц,– вспоминает Свитолина.– Но я поняла, что это уже профессиональная история, поэтому выкладывалась на полную».

О ее исключительной работоспособности говорит и Луценко. Первый тренер хорошо запомнил, как Свитолина оставалась на корте и после тренировок, отрабатывая монотонные упражнения по многу часов кряду. С тренером согласен и Андрей Медведев, в прошлом четвертая ракетка мира. «Она – системный человек, умница в своем отношении к спорту»,– говорил Медведев, комментируя подготовку Свитолиной к турнирам Большого шлема в 2017 году.

Материалы по теме

Но не только трудолюбие помогало ей выигрывать. «У нее есть редкое качество – она будто чувствует, куда полетит мяч, поэтому редко пропускает, – объясняет Луценко.– Это «внутреннее зрение», мало кто им обладает».

В 2010 году для Свитолиной наступил новый этап – она перешла во взрослый тур и сменила харьковские корты на Justine Henin Tennis Academy в бельгийском Лимелетте. Уже после учебы в академии под руководством олимпийской чемпионки Жюстин Энен украинка стала постоянно тренироваться в Европе. Летать на соревнования по всему миру из Харькова было неудобно, а ранняя весна на Лазурном берегу дает дополнительные пару месяцев тренировок на воздухе.

Типичный контракт между спонсором и родителями спортсмена в теннисе длится пять-семь лет. Вернуть вложенное можно после того, как спортсмен начнет зарабатывать и срок инвестиций закончится. После этого за инвестором на пять-семь лет забронированы до 30% призовых и 10% рекламных заработков бывшего подопечного. Спортсмен может остановить контракт в любой момент, и тогда вложения прекращаются, а спонсор начинает получать свои проценты. В Украине так договариваться стали относительно недавно. В 1990-х, когда западные спортивные практики еще не прижились в Украине, многие игроки получали деньги без контрактов и четко прописанных обязательств сторон. Потом пришла мода на кабальные расписки с «кешбэком» до 70% от призовых. Со временем украинский теннис перешел на мировые стандарты. Сейчас наиболее популярны годовые контракты – инвестор финансирует спортсмена год, а затем принимает решение о продлении контракта еще на год. «Это удобно спонсору, но не спортсмену, – говорит Всеволод Кевлич, первый теннисный менеджер Свитолиной. – Гонка за результатами и ожидание давят на него психологически и не дают спокойно работать».

Типичный контракт между спонсором и родителями спортсмена в теннисе длится пять-семь лет. Вернуть вложенное можно после того, как спортсмен начнет зарабатывать и срок инвестиций закончится. После этого за инвестором на пять-семь лет забронированы до 30% призовых и 10% рекламных заработков бывшего подопечного. Спортсмен может остановить контракт в любой момент, и тогда вложения прекращаются, а спонсор начинает получать свои проценты. В Украине так договариваться стали относительно недавно. В 1990-х, когда западные спортивные практики еще не прижились в Украине, многие игроки получали деньги без контрактов и четко прописанных обязательств сторон. Потом пришла мода на кабальные расписки с «кешбэком» до 70% от призовых. Со временем украинский теннис перешел на мировые стандарты. Сейчас наиболее популярны годовые контракты – инвестор финансирует спортсмена год, а затем принимает решение о продлении контракта еще на год. «Это удобно спонсору, но не спортсмену, – говорит Всеволод Кевлич, первый теннисный менеджер Свитолиной. – Гонка за результатами и ожидание давят на него психологически и не дают спокойно работать».

В сезоне 2011 года вчерашняя юниорка поднялась на 200 строчек в мировом рейтинге WTA и заняла 202-е место, выиграв два турнира ITF в Стамбуле и Лагосе. Успехи поместили спортсменку на радары теннисных агентств, которые заключают рекламные контракты с мировыми брендами. За Свитолину боролись крупнейшие европейские компании: Octagon, ProServ, IMG, но ее команда выбрала новичка – Top Five Management во главе с французом Стефаном Гуровым. «Мы говорили со всеми, но для больших агентств теннисисты – конвейер, а мы хотели для Элины более персонализированного подхода»,– вспоминает Сапронов.

Пока Гуров искал рекламные деньги, Элина уверенно поднималась в рейтинге WTA, зарабатывая очки и призовые. Если в 2010-м теннисистка заработала чуть более $3000 призовых, то в 2011-м – уже более $21 000, а в 2012-м – почти $80 000. Но бренды не спешили «подписывать» Свитолину. «Их больше интересовали спортсмены из топ-10,– говорит Гуров.– Вот когда она зашла в десятку, уже было из чего выбирать».

В 2012 году Свитолина впервые прошла квалификацию мейджора US Open и в первом круге встретилась с четвертой ракеткой мира Аной Иванович. Для молодой теннисистки это был вызов: «Я знала, что она намного лучше, и весь матч в голове крутились мысли: «А я вообще смогу выиграть? Это нереально». Матч она проиграла.

Следующие два года Элина крошила психологический блок, мешающий обыгрывать соперниц, стоящих в рейтинге выше.

Присущее с детства упорство помогло не сдаться. Уже в следующем сезоне Свитолина выиграла крупный турнир в Баку, стала первой ракеткой Украины и закончила год на 44-й строчке рейтинга WTA. В 2013 году Свитолина заработала более $330 000 призовых, этого с лихвой хватало на спортивные расходы. С каждым годом доля ее личных вложений в карьеру росла, а инвестиции Сапронова уменьшались. По словам Свитолина-старшего, после отъезда Элины из Харькова потребность во внешних инвестициях составляла всего 30%, а к 2013 году исчезла совсем. Сапронов, по его словам, вложил в карьеру Свитолиной $500 000. «Кешем она мне не возвращала ничего»,– без тени сожаления рассказывает предприниматель.

Новый тренер, британец Йен Хьюз, в 2014 году помог Свитолиной зайти в первую двадцатку мирового рейтинга и впервые добраться до четвертьфинала мейджора.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Спортсменка из топ-20 стала лакомым кусочком и для крупных брендов. Первые рекламные контракты с Lacoste и Wilson, подписанные еще в начале карьеры в 2010 году, денег не сулили. Wilson обязался пять лет обеспечивать ракетками, а Lacoste – поначалу только формой, но за выигранные крупные турниры доплачивал от $5000 до $10 000. Всерьез зарабатывать на рекламе Свитолина начала в 2015 году, когда подписала контракт с итальянским производителем одежды Ellesse – на $30 000 в год. «Мы очень осторожно подходили к выбору бренда и позиционирования,– объясняет Стефан Гуров.– Один неправильно выбранный спонсор закрывает спортсмену много дверей».

C 2016-го Свитолина зарабатывает более $1 млн призовых ежегодно. О ней заговорили как о претендентке на титулы Большого шлема. На Олимпиаде в Рио Элина обыграла Серену Уильямс, которая после сокрушительного поражения не появилась на пресс-конференции после матча, но признала: «Сегодня победил лучший игрок».

Одно из главных конкурентных преимуществ Свитолиной – высокий уровень физической подготовки, сходятся во мнении тренеры и эксперты. И хотя украинка не обладает ни такой силой удара, как Серена Уильямс, ни высоким ростом, обеспечивающим мощную подачу, она компенсирует это выносливостью. «Я достаю каждый мяч, бегу даже за самыми проигрышными,– говорит теннисистка.– Это мое преимущество, так я выиграла много тяжелых, длинных игр».

Вскоре она закрепила свое звание победительницы первых ракеток, в шестой раз обыграв лидера женского рейтинга – немку Анжелик Кербер. Тогда же Свитолина заключила свой крупнейший контракт – с Nike. Ежегодные выплаты в нем зависят от строчки в рейтинге и выигранных турниров. По словам Кевлича, в 2016 году Свитолина получила по договору $90 000. Сейчас компания платит существенно больше, но договор о конфиденциальности запрещает теннисистке разглашать точные суммы.

Подписывая договор с брендом, теннисист обязуется выступать на всех турнирах, упомянутых в контракте. Уровень состязания и личный интерес роли не играют. К примеру, обязательный пункт для Nike – отработать на Олимпиаде, говорит Кевлич.

В 2017-м Свитолина пробилась на третье место в рейтинге WTA. Так высоко до нее не поднималась ни одна украинская теннисистка. Расставшись с Хьюзом, она успела поработать с разными именитыми тренерами: Габриэлем Урпи, Ником Савиано и Тьерри Асьоном. Асьон помог ей выиграть семь одиночных титулов WTA и выйти в четвертьфиналы Уимблдона и US Open, чего Свитолиной раньше не удавалось. Но с ним тоже пришлось расстаться. Асьон тренировал 15-ю ракетку мужского тура Жо-Вильфрида Тсонга параллельно с Элиной и не мог уделять ей достаточно времени.

Неправильно выбранный спонсор закрывает игроку много дверей

Выбор тренера для состоявшегося игрока – задача не из легких. Топовый теннисист уже не нуждается в постановке техники, ему нужно стратегическое видение его игры в туре. Именитые тренеры нередко буксовали с первыми ракетками, а молодые наставники из второго эшелона показывали фантастические результаты. Швед Магнус Норман вывел Стэна Вавринку в топ-20 мужского тура, а фитнес-тренер Роджера Федерера Пьер Паганини сделал из швейцарца звезду мирового тенниса.

«Задача тренера на высшем уровне – дать правильное видение, разгрузить игроку голову,– говорит Сапронов.– Остальное игрок знает сам». Большую роль играет менталитет, схожесть взглядов и характеров.

Британец Эндрю Бэттлз, ранее работавший спарринг-партнером первой ракетки мира Энди Маррея, пришел в команду Свитолиной в 2016 году. После ухода Асьона он остался вторым тренером, а после ее победы на итоговом турнире в Сингапуре в 2018 году вышел на первый план. «Работа с Эндрю мне очень помогает продвигаться вперед,– рассказывает Свитолина.– У нас схожие взгляды на мою игру и на теннис в принципе, и это редкость – найти такого тренера».

Дела шли в гору и за пределами корта. В 2018 году Свитолина подписала контракт с украинским брендом минеральной воды «Моршинская», и билборды с ее фотографиями заполонили крупные города, а рекламные ролики – украинский телеэфир. «Элина хотела повысить свою узнаваемость в Украине, и кампания «Моршинской» пришлась кстати»,– рассказывает Всеволод Кевлич. Несмотря на небольшую сумму контракта, ее медийный капитал взлетел до небес. Западные бренды не отставали в погоне за третьей ракеткой мира. Контракты с люксовыми марками Ulysse Nardin и Hublot подписали в том же году. «Эти бренды усилили публичный имидж Элины – успешной молодой девушки, которая ярко выглядит на корте и вне его»,– говорит Гуров.

Свитолиной, по его словам, сильно помогает умение общаться с публикой и медиа. «Теннис – это не только победы на корте, но и шоу, которое зрители хотят видеть по телевизору каждую неделю»,– заключает Гуров.

Свитолина разыгрывает свое шоу по современным правилам: на ее Instagram подписаны более 600 000 человек. Есть она и в сверхпопулярном TikTok, где публикует видео с танцами и тренировками вместе со своим парнем, девятой ракеткой мира Гаэлем Монфисом.

За 2019 год Свитолина заработала $6,1 млн призовых. Американский Forbes оценил ее доходы от рекламных контрактов в $1,5 млн. Сама спортсменка говорит, что реальный доход гораздо меньше.

Назвать точные цифры Свитолина отказалась. До финансовой вершины ей пока дальше, чем до спортивной: в 2019 году 22-летняя японка Наоми Осака (10-я ракетка мира) заработала $37,4 млн, считает все тот же Forbes.

За последние четыре года Свитолина заработала почти $15 млн призовых. По ее словам, на них пришлось 75% ее общего заработка, остальное приносит реклама.

Финансами Свитолиной занимаются ее отец и несколько консультантов. Основную часть доходов она инвестирует в свою карьеру и утверждает, что не будет резать эти вложения, пока не станет первой ракеткой.

На оплату работы команды уходит около $350 000–400 000 в год. На зарплате у нее четыре человека: главный тренер, фитнес-тренер, физиотерапевт и психолог. Еще 10% дохода забирает логистика и обеспечение команды, 10% – гонорары приглашенным наставникам и расходы на реабилитационные периоды после травм. В среднем 30% призовых идут на оплату налогов.

Но деньги остаются и без дела не лежат. До уровня Серены Уильямс, чей венчурный фонд сделал уже 32 инвестиции, украинке пока далеко. Свитолина сфокусирована на карьере, поэтому ее инвестиционный портфель скромный и непубличный. По словам ее отца, основные направления, в которые теннисистка вкладывает средства,– это недвижимость, акции, энергетический бизнес и коллекционные вина. Инвестирует Свитолина по всему миру: Европа (40%), США (40%), Украина (12%), Азия (8%).

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

Отмена турниров во время локдауна лишила спортсменов призовых, а бренды остановили выплаты по рекламным контрактам. Вероятно, тур возобновится в августе, а вот когда реклама снова начнет приносить доход – неизвестно. «Все зависит от того, успеем ли мы отыграть хотя бы 10 турниров до конца года»,– размышляет Свитолина.

Две главные цели для каждого теннисиста – номер один в рейтинге и титулы Большого шлема. Побед на мейджорах не случалось, но к первой строчке Свитолина подобралась довольно близко. Насколько реалистична ее ставка на то, чтобы стать номером один?

В сентябре Элине исполнится 26 лет. Для теннисистки – самый расцвет сил. Но впервые подняться на первую ступень рейтинга WTA в одиночном разряде так поздно сумели с 1975 года лишь Анжелик Кербер (в 28) и Симона Халеп (в 26).

Турнирная пауза застала Свитолину на пятой строчке мирового рейтинга с 4580 очками. Лидирует австралийка Эшли Барти – с 8717 очками и колоссальным отрывом в 2641 очко от идущей второй румынки Халеп. В минувшем году Барти, до этого не выходившая даже в четвертьфиналы мейджоров, выиграла на них 17 матчей из 20, одержав победу на «Ролан Гарросе». В конце года она закрепила свой успех, победив в финале итогового турнира WTA действующую чемпионку – Свитолину.

Задача тренера на высшем уровне – разгрузить игроку голову. Остальное игрок знает сам

Сколько принесет украинской теннисистке завоевание первой позиции в мировом рейтинге? По расчетам Forbes, это может быть $11 млн призовыми и $2–3 млн рекламными контрактами за сезон. Но возрастут и расходы: налоги с призовых превысят $3 млн, команда, логистика, реабилитация и благотворительность обойдутся еще в $3–4 млн.

В случае реализации своей главной мечты Свитолина до конца карьеры может заработать до $50 млн призовых вдобавок к выигранным ранее $19,5 млн, а ее чистая прибыль с момента возобновления спортивной жизни до конца карьеры составит порядка $22 млн.

Для сравнения: если карьера Свитолиной будет проходить в районе высокого, но уже пройденного ранее 10-го места, за оставшуюся карьеру она может рассчитывать на $30 млн призовых и $13 млн чистой прибыли.

Завоеванию первой позиции мог бы помочь свой козырь. К примеру, среди первой десятки теннисисток Барти имеет наибольший процент очков, выигранных на первой подаче, Уильямс – на второй и вдобавок наибольший процент подач навылет. У Халеп самые высокие показатели игры на приеме, Осака лучше всех реализует брейк-пойнты и реже делает двойные ошибки. Каролина Плишкова – мастер нейтрализации брейк-пойнтов. Элина пока не может похвастаться такими достижениями, имея в игре на приеме несколько лучшую статистику, нежели в атаке. Она называет защитный стиль игры одной из своих сильных сторон и делает ставку на него. «Мой конек – начать игру в обороне и быстро выйти из нее в атаку»,– подчеркивает она.

Пример Халеп доказывает: даже с подачей, более слабой, чем у Свитолиной, вполне можно стать первой ракеткой мира. Для этого Элине осталась самая малость – превратить свою защитную игру из добротной в лучшую в мире.

Опубликовано во втором номере журнала Forbes (июль-август 2020)

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков