В начале февраля западные прогнозы о перспективах Украины в войне против России отличались лишь количеством дней, которые Киев сможет устоять. Однако авиация Киевщины защитила небо над столицей, а города и села на севере закрыли от прорыва 20-километровых колонн российской техники.
Сражения и герои первых дней, изменившие ход войны
Призраки Киева
Россия в начале войны имела абсолютное преимущество во всех видах оружия. Наибольшее – в авиации. Критическим было не только численное преимущество по меньшей мере в 10 раз, но и в возможностях самолетов.
Украинский парк истребителей и штурмовиков преимущественно состоял из модернизированных, но старых советских МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24. На стороне России были самолеты этих же серий, но последующих поколений. С лучшими техническими характеристиками, дальностью поражения и шансами на победу в прямом поединке.
Около четырех утра украинские противовоздушные силы заметили первую вражескую авиацию, которая направлялась в сторону Украины.
«В 3:30 расшифровали данные, что через полчаса будет нападение РФ. Около 4:00 из Белгорода вылетел первый Ми-8. Через несколько минут в воздухе было 56 вражеских бортов», – вспоминает первые часы вторжения командир подразделения радиотехнических войск Воздушных сил Антон Янович.
Россия направила на Украину десятки ракет со всех направлений: земли, воды и неба. Ракетный удар должен был парализовать украинское ПВО и авиацию, устанавливая абсолютный контроль в небе.
Одной из главных целей была авиабаза 40-й бригады тактической авиации, которая находилась в Василькове, вблизи столицы. Именно это подразделение отвечает за оборону воздушного пространства Киева.
После удара российское командование было уверено, что полностью открыло небо для своих воздушных операций. Однако украинские пилоты незадолго до атаки рассредоточили самолеты, спасши боевую авиацию страны.
Следующий этап российского плана вторжения – серия десантных операций. Одна из них в аэропорту Гостомеля, который должен был стать плацдармом для будущего захвата Киева.
Операция состояла из трех шагов.
- Первый десант должен был высадиться из вертолетов в Гостомеле и подготовить ситуацию на земле.
- Основной десант планировал высадиться из 18 крупных транспортных самолетов Ил-76.
- За считанные часы российские войска должны были ворваться в Киев.
Позади десанта шла 60-километровая колонна российской тяжелой техники, пересекшая границу со стороны Беларуси. Она должна была окружить и заблокировать столицу.
На рассвете 24 февраля 24 транспортных вертолета Ми-8 с 700 солдатами на борту, в сопровождении 10 боевых вертолетов Ми-24 и Ка-52 вылетели в аэропорт Гостомель. Их прикрывали 12 российских истребителей, которые должны были обеспечивать воздушный коридор и прикрывать высадку из воздуха.
Россия не ожидала встретить сопротивление в небе.
Но им навстречу из Василькова вылетели пять украинских боевых самолетов. Они вступили в бой с большей и более современной авиацией врага.
Украинским пилотам удалось сбить несколько вертолетов и по меньшей мере два самолета. Российские истребители были отброшены.
Высадившаяся в Гостомеле часть российских десантников потеряла поддержку с неба. На земле с ними вступили в бой украинские нацгвардейцы.
Украинская авиация не просто выиграла первое сражение, но и продолжила прикрывать небо над Киевщиной и уничтожать российский десант вокруг столицы.
К следующему дню Гостомель был зачищен от врага.
За первые сутки воздушных боев летчики 40-й бригады тактической авиации сбили шесть вражеских самолетов. Погибли по меньшей мере два украинских пилота: подполковник Вячеслав Ерко, 37, и лейтенант Роман Пасулька, 22.
Ерко успел катапультироваться с подбитого самолета, но на земле его убили российские десантники.
Летчики-герои не дали россиянам ворваться в столицу. Они выиграли драгоценное время для построения обороны и выхода артиллерии на боевые позиции. Благодаря им мы увидели сожженные колонны российской техники на подступах к Киеву.
Столица выстояла.
Россия предприняла еще несколько попыток высадки десанта в окрестностях Киева, но все они потерпели неудачу. Потому что российская армия не получила главного – тотального контроля в небе.
Бой, который дали украинские летчики в столичном небе, создал образ «Призрака Киева». За ним стоят имена украинских героев неба.
Форпосты севера
24 февраля наступление на столицу началось и с другого фланга – с северо-востока. Огромные силы Первой танковой армии РФ, 2-й, 36-й и 41-й общевойсковых армий и 90-й танковой дивизии двинулись по всем основным дорогам Черниговской и Сумской областей. Эти силы должны были заблокировать левобережный Киев от помощи находившихся на Донбассе основных войск.
Десятки тысяч солдат и тысячи единиц техники должны были за 2–3 дня оказаться возле Броваров и Борисполя. Но именно на этом направлении враг впервые получил наземный отпор.
Первым бой принял Глухов. Около шести утра бойцы 58-й бригады им. Выговского заблокировали продвижение российской колонны. Чтобы эвакуировать раненых, на поле боя выехал младший сержант Михаил Несоленый, 33, на санитарном транспортере. Россияне прицельным огнем подбили медицинское авто с красным крестом на борту.
Раненых солдат удалось эвакуировать, но сам Несоленый погиб.
Именно здесь стало известно о первом применении Javelin, которым в первый день боев близ Глухова удалось уничтожить 15 российских танков Т-72.
После боя российские войска отступили от Глухова. Но колонна обошла город и двинулась по трассе М-02 Москва–Киев в направлении столицы.
Военные продолжили борьбу за трассу М-02, которая имела стратегическое значение для обеспечения ударной группы российских войск. И в начале марта вернули контроль над ее частью.
Колонны россиян, проскочивших Глухов, двинулись по трассе М-02 на Нежин, где встретили следующее жесткое сопротивление. Через 100 лет под Крутами снова произошло сражение между украинскими и российскими военными. Но в этот раз в бою погибло около 200 россиян. Враг отступил.
Южнее Нежина на трассе Н-07 еще одну вражескую колонну разбили под Прилуками. Российское наступление на Киев через Сумскую и Черниговскую области было распорошено, а большинство ударных подразделений оказались отрезанными от обеспечения.
В городах и селах разгорелось партизанское движение, организовывались подразделения Теробороны. Они начали охотиться на блокпосты и колонны снабжения россиян. Те лишились контроля над Сумами, где добровольческие отряды вступили в бой с регулярными войсками РФ и вытеснили их из города.
Но основной удар принял на себя Чернигов, который был атакован сразу с трех направлений. Если бы оборона города была прорвана, около половины военной группировки россиян могло пробиться в Бровары и войти в Киев.
Первая танковая бригада ВСУ уничтожила первые две колонны РФ вокруг Чернигова. Но силы неприятеля преобладали в разы. Бои переместились в окрестности города.
В ответ на сопротивление россияне начнут массированно обстреливать Чернигов из РСЗО, авиации и артиллерии. Бои за город будут продолжаться весь март. Но Чернигов выстоит и закроет столицу с левого фланга.
Отдельные подразделения РФ таки прорвутся в окрестности Броваров. Но там их будет ждать финальное фиаско.
Чернигов, Глухов, Прилуки, Нежин, Сумы и другие города и села Северной Украины продолжат борьбу против нескольких десятков тысяч российских солдат. Северным форпостам удастся распылить и разбить огромную армаду, которая шла на Киев.
Российские подразделения оказались отрезанными от основных сил. Колонны обеспечения постоянно попадали в засады. Вражеские позиции накрывала украинская артиллерия и авиация. Сотни единиц вражеской техники навсегда остались на пути в Киев.
Харьковщина и ее герои
Харьков входил в список главных целей вторжения РФ наряду с Киевом и Одессой. В этом направлении россияне сосредоточили около 20 000–30 000 солдат. В основном механизированные и танковые подразделения.
Эти силы должны были взять Харьков в кольцо и захватить город через несколько дней. По расчетам командования РФ, у ВСУ не было сил, чтобы одновременно построить оборону на нескольких направлениях.
На защите Харькова стояла только одна 92-я механизированная бригада, подразделения нацгвардии и Теробороны. Против них были элитные танковые и механизированные подразделения РФ: 4-я Кантемировская дивизия, 2-я Таманская дивизия, 200-я отдельная мотострелковая бригада, подразделения 2-й и 6-й общевойсковых армий. Соотношение сил могло быть 1:5 или даже больше.
Одним из первых колонну бронетехники россиян остановило подразделение нацгвардии во главе со старшим лейтенантом Евгением Громадским, 23, оборонявшим мост на въезде в Харьков (район Пятихаток). Часть взвода отказалась вступать в бой – численность россиян преобладала во много раз. Но шесть нацгвардейцев остались защищать мост. К ним в помощь присоединился отец Евгения Олег Громадский, 48, полковник в отставке.
Семь украинских солдат вступили в бой, уничтожив несколько единиц бронетехники, РСЗО и автомобиль с боекомплектом и затормозив продвижение колонны. Нацгвардейцам удалось взять в плен одного из россиян.
Во время боя отец Евгения обеспечивал прикрытие солдат. Он погиб.
На следующий день под Харьковом начались бои. Украинские подразделения делали засады и уничтожали колонны техники. Враг понес потери, большое количество техники было захвачено. Быстрый прорыв в Харьков сорвался.
Российские военные предпримут еще несколько попыток окружить Харьков, в частности через Чугуев. Они будут обстреливать город реактивной артиллерией и разрушат целые районы. Но Харьков останется крепостью.
Херсон
На юге россияне спланировали серию десантных операций в тыл ВСУ, чтобы их отрезать. Крупные подразделения должны были быстро прорваться через Херсон и Новую Каховку на правый берег Днепра и пойти на Одессу. Там должно было произойти главное сражение юга.
В начале вторжения подразделения 59-й мотопехотной бригады находились вблизи города Олешки Херсонской области. То есть на левом берегу.
От лесов вблизи Олешек до Крыма около 100 км открытой степной местности. Там сложно скрыть значительное количество техники и военных.
Украинские силы готовили технику к боевым действиям, но в итоге не знали, чего ожидать и когда должно начаться наступление. Отсутствие четкого плана стало причиной серии военных неудач в первые дни.
«Нам подвезли БК (боекомплект). Мы начали в эти танки заправлять БК… Но я до последнего не верил, что что-нибудь может быть», – вспоминает Герой Украины, Евгений Пальченко, 23.
Прорыв российских войск произошел столь стремительно, что украинские подразделения не успели перегруппироваться и построить линии обороны. Бойцы 59-й бригады не успели перерезать дорогу из Крыма на Новую Каховку. Произошел прорыв первой колонны РФ на правый берег Днепра.
Оставаться на левом берегу было рискованно, ведь украинские силы оказались в окружении. Российский десант уже десантировался на Антоновский мост, россияне начали глушить связь, а на подступах к мосту стояла колонна протяженностью 22 км.
Российские военные атаковали позиции не только по военной технике и воздуху, но и прикрываясь гражданскими средствами.
Танк лейтенанта Дмитрия Дозирчего, 25, атаковали гранатометом РПГ-7 с гражданского авто. Понять, где находятся россияне, было невозможно. Это создало хаос.
Чтобы отвести силы, украинские солдаты вступили в бой за Антоновский мост. Танки 59-й бригады должны были зачистить переправу и обеспечить проход украинской техники на правый берег.
Танк лейтенанта Евгения Пальченко зашел на мост в голове группы и первым вступил в бой. На стороне врага было тотальное преимущество в воздухе. Группы ДРГ атаковали украинские позиции по разным направлениям.
Бой длился три дня, за которые Пальченко уничтожил несколько вражеских единиц бронетехники и несколько десятков российских десантников.
Украинским силам удалось переправиться на правый берег и выйти из оцепления. Однако россияне уже наступали на Херсон со стороны Новой Каховки.
Отсутствие координации и планирования дорого обошлось украинским силам. Из-за сложности обороны Херсон решено было оставить – россияне уже контролировали подступы и могли перерезать путь обеспечения.
1 марта россияне оцепили Херсон, и последними, кто принял бой за город, стала немногочисленная Тероборона. Бой завершился трагедией в Сиреневом парке, где погибли около 30 украинцев.
После захвата Херсона тысячи жителей города снова и снова будут выходить на проукраинские митинги.
Прорыв украинских войск через Антоновский мост хоть и не помог защитить Херсон, но позволил построить оборону Николаева. ВСУ удалось сохранить достаточно сил, чтобы остановить продвижение россиян в глубь области.
11 ноября, через девять месяцев оккупации, ВСУ освободит Херсон. Ценой длительных и изнурительных боев украинский флаг снова будет развеваться на городской площади. Херсонцы снова выйдут на главную площадь города, но сейчас – чтобы отпраздновать свое освобождение.
Остров Змеиный
Небольшой клочок земли в Черном море стал стратегическим поражением Черноморского флота РФ.
24 февраля к острову Змеиному подошли крейсер «Москва», фрегат «Адмирал Эссен» и патрульный корабль «Василий Быков».
Именно здесь состоялся короткий, но теперь известный на весь мир диалог. С судна «Адмирал Эссен» раздался призыв к украинским пограничникам сдаться:
«Я – русский военный корабль. Предлагаю сложить оружие и сдаться во избежание кровопролития и неоправданных жертв. В противном случае по вам будет нанесен бомбово-штурмовой удар».
Автором ответа сначала называли пограничника Романа Грибова. Но позже официальные лица опровергли эту информацию. Сейчас имя не разглашается из соображений безопасности.
В то же время фраза стала пророческой. Все три корабля, атаковавшие остров Змеиный, затем подверглись атаке со стороны ВСУ.
Фрегат «Адмирал Эссен» был подбит ракетой «Нептун» вблизи Одессы 4 апреля. «Василий Быков» загадочно загорелся вблизи Севастополя в августе. А крейсер «Москва» потопили двумя ракетами «Нептун» 13 апреля.
На «Москве» погиб российский капитан Антон Куприн, который якобы и обратился к украинским пограничникам на Змеином с призывом сдаться.
Захват острова Змеиного не дал никакого результата для россиян. Они так и не смогли установить полный контроль в северной акватории Черного моря. Остров не смог стать пунктом прикрытия военного флота и обеспечить дальнейший десант на Одессу, ведь его постоянно обстреливали силы ВСУ с помощью противокорабельных ракет, дальнобойной артиллерии и авиации.
В общей сложности россияне потеряли на Змеином четыре морских судна (крейсер, буксир и два катера), восемь систем ПВО и один вертолет с пехотой.
4 июля украинский флаг вернулся на остров. В боях за остров погиб летчик, полковник Игорь Бедзай, 49, который в 2014 году смог вывести из заблокированного аэродрома Саки в Крыму украинскую боевую авиацию и сохранить ее для ВСУ.
Это неполный список героических сражений. Forbes сделал акцент на первых днях большой войны. В перечне нет одного из важнейших сражений – битвы за Мариуполь, поскольку ее невозможно описать в контексте первых дней.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.