30 лет украинского бизнеса. Какими мы были, как стали теми, кто мы есть, — Forbes рассказывает о том, как из руин советского строя прорастали инициатива, изобретательность, деловая хватка украинских предпринимателей. Один год — одна история, один урок. 1998 год
Новий номер Forbes Ukraine: 202 найбільші приватні компанії та 303 ефективних СЕО. Замовляйте та отримуйте два журнали за ціною одного!
«Когда на сессии Львовского областного совета впервые открытым текстом было сказано, что одним из совладельцев «Світоча» станет Nestle, на Андрея Тавпаша (президент, миноритарный акционер. – Forbes) было просто тяжело смотреть. Голос этого почтенного мужчины дрожал. На миг в сессионном зале воцарилась тишина». Так в 1998 году газета «День» описывала сцену публичного оглашения о продаже знаменитой львовской фабрики.
Новость шокировала не только депутатов, но и обычных львовян, писало «Дело». Они не верили, что приход транснациональных корпораций – шанс на развитие для еле выживающих предприятий. «Мы встречались с сотрудниками фабрик и объясняли им, что оборудование не вывезут за границу, что приход инвестора в их пользу», – рассказывает Ярослава Джонсон. Сейчас она гендиректор Western NIS Enterprise Fund, а в 1990-х возглавляла юридическую фирму, которая сопровождала сделки западных компаний в Украине. Компания Джонсон помогала Kraft Foods (сейчас Mondelez) купить шоколадную фабрику в Тростянце Сумской области, а Philip Morris – табачную фабрику в Харькове. Как правило, производства покупали у трудовых коллективов или у Фонда госимущества.
Помимо Nestle, Kraft Foods, Philip Morris в 1990-е в Украину пришли Coca-Cola, McDonald’s, British American Tobacco. Ни падение экономики, ни плохой инвестиционный климат их не пугали – у них было долгосрочное видение, говорит Геннадий Радченко, более 10 лет проработавший вице-президентом украинского подразделения Nestle по GR. «Имело значение, что Украина – это страна в центре Европы с более чем 40 млн потребителей, – объясняет он. – Корпорации понимали, что потребительский рынок будет развиваться». Джонсон говорит, что во главу угла «пришельцы» ставили завоевание доли на рынке. Несмотря на то, что украинскую экономику продолжало лихорадить, с 1997 по 1999 год объем прямых иностранных инвестиций, по данным Госстата, удвоился и достиг $2,8 млрд.
За шесть лет Nestle вложила в «Світоч» около $52 млн, поменяла оборудование и подходы к производству. По словам Радченко, победить небрежное отношение к стандартам и охране труда было тяжело. Но еще труднее было одолеть «несунов». «Выносили конфеты с фабрики и продавали их перекупщикам, которые стояли прямо напротив предприятия», – рассказывает Радченко. Компания наняла охранников из другого региона, чтобы свои не покрывали земляков. В нулевые, по словам Радченко, «Світоч» стал одной из лучших фабрик корпорации в Европе. А в 2011-м Nestle открыла во Львове сервис-центр по обслуживанию бизнеса в Европе.
Помимо расширения собственного бизнеса, международные компании «воспитывали» начинающих украинских предпринимателей. McDonald’s первым в Украине ввел систему оценки качества пищевых продуктов HACCP и стал требовать ее соблюдения от украинских поставщиков. Это произошло за 20 лет до того, как этот стандарт был закреплен в Украине законодательно. Nestle требовала от подрядчиков-строителей соблюдения норм безопасности труда гораздо более жестких, чем по украинскому законодательству.
Вслед за первопроходцами в Украину начали приходить их подрядчики. Мексиканская Bimbo QSR инвестировала $20 млн в пекарню специально для McDonald’s. Другой поставщик McDonald’s, американская OSI Food Solutions, открыл мясную фабрику в Козятине Винницкой области.
Главной инновацией, которую принесли с собой в Украину международные компании, стала законопослушность, резюмирует Радченко. «Украинские предприниматели увидели, что работать и при этом платить все налоги – это не экзотика, это must have», – говорит он.
Как появилась сеть «Алло» – рассказ Дмитрия Деревицкого
«Алло» появилось в результате того, что мой бизнес-партнер предпочел поставлять лучший товар моему конкуренту.
У меня было два магазина в Днепре по продаже техники, которую я брал у крупного дистрибьютора – Rainford. В какой-то момент лучшие позиции стали давать другой компании. Руководитель дистрибуции отказался идти мне навстречу.
Я понял, что дальше будет только хуже, и решил прекращать бизнес. У меня был жуткий стресс, я пытался переосмыслить то, чем занимаюсь. Привез партию телефонов и увидел, что оборачиваемость, возврат на инвестицию выше, чем в среднем по электронике и бытовой технике. И решил уйти в нишу мобильных телефонов.
Я до сих пор благодарен тому человеку из Rainford, который мне отказал, иначе я бы упустил окно возможностей. Иногда встречаю его в самолете и всегда говорю спасибо.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.