Категория
Компании
Дата

Государство не помогает морскому бизнесу Украины, но он адаптируется и не сдается. За счет чего

4 хв читання

Одесский порт. /Shutterstock

Одесский порт. Фото Shutterstock

Морская отрасль Украины успешно адаптируется к меняющейся реальности. Но это, скорее, вынужденная мера. Как и за счет чего работает морской бизнес Украины

Для понимания того, что представляет собой украинское судоходство, нужно определиться в понятиях. Примерно в XVIII-XIX веках судовладельческий бизнес отделился от купеческого, а затем из него выделилась отрасль оперирования флотом. Такая себе sharing economy до того, как это стало мейнстримом. Есть компании, которые владеют судами и разбираются в тонкостях инвестиционного менеджмента, а есть операторы флота, владеющие знаниями об особенностях рынка разных стран и торговли различными коммодити. Сегодня процесс сегментации продолжается.

Владение флотом vs оперирование флотом

На пике работы знаменитого Черноморского морского пароходства его транспортный флот, по информации «Морской энциклопедии Одессы», состоял из 302 судов общим дедвейтом 5,2 млн т. А уже в 2018 году дедвейт судов под украинским флагом сократился до 0,375 млн т. 

Непосредственно владением судами в Украине сегодня могут похвастаться несколько крупных компаний, например «Нибулон», «АгроВиста», «Трансшип», УДП. Это бизнес с большими инвестициями, высоким порогом входа и непрогнозируемыми рисками.

Оперирование флотом исторически стало более понятной и приемлемой сферой приложения сил для многих одесских компаний из 1990-х.

За годы независимости этот рынок самостоятельно, без господдержки, вырос до нескольких десятков компаний. В 2016 году, по словам экспертов, под управлением украинских операторов находились уже 350–400 судов, что существенно выше показателей флота всего ЧМП.

По сути, оперирование флотом – это найм грузового судна на время (тайм-чартер), на фиксированное количество рейсов (рейсовый чартер), без экипажа (бербоут-чартер) и т.д. Для успеха в этом бизнесе нужно разбираться в особенностях права (контракты имеют значение), рынка (что перевозить на судне), политической ситуации (куда возить и с какими рисками). Управление рисками (такими, как недавняя авария контейнеровоза Ever Given) и страхование – также неотъемлемые составляющие шиппинга.

Высокая квалификация украинских моряков

Успех отрасли невозможен без развитого рынка труда. Ключевую роль в подготовке украинского персонала для мирового флота играют профильные ВУЗы, а техническую – крюинги. Связь науки и практики на сегодня обеспечивается связкой университетов и узкого круга успешных практикующих компаний.

На фоне регулярных коррупционных скандалов, обусловленных непрозрачной системой обучения и дипломирования моряков, число последних неуклонно растет. По некоторым оценкам, в Украине сегодня около 120 000 моряков. Массовость этой ниши определяется ее доступностью. Относительно короткий срок обучения, профессиональный экзамен – и место на судне уже не романтичная мечта. Привлекательность профессии легко объясняется: опытный второй помощник капитана на сухогрузе за полугодичный рейс привозит в семью около $20 000. 

Работают вчерашние кадеты, как правило, «подфлажниками», это значит, что они «ходят под флагом» других государств. Квалификация украинских моряков и уровень их подготовки остаются довольно высокими, поэтому, независимо от уровня государственного регулирования, спрос на украинских моряков и профессию будет расти.

Стабильность портов

Невозможно говорить о морской сфере без портовой отрасли, которая демонстрирует показательный рост. Перевалка в украинских портах в последние годы колеблется в пределах 160 млн т грузов, а стабильность этой цифры радует и пугает одновременно. 

Иностранные коллеги и клиенты из шиппинговой сферы удивляются украинской стабильности в кризисное время. Мы объясняем это просто: ведь такой показатель и есть «дно», ниже которого уже не упасть. А значит, ситуация точно улучшится. 

Министерство инфраструктуры Украины сейчас проводит масштабную реформу. Ведомство планирует в ближайшие четыре года выставить на приватизацию так называемые «малые порты» в Белгород-Днестровском, Усть-Дунайском и Скадовске. Для передачи в концессию сегодня готовят железнодорожно-паромный комплекс, некоторые терминалы порта «Черноморск» и пассажирский комплекс в порту Одессы. 

Это положительный стратегический шаг, который в то же время требует пристального общественного внимания к самим процедурам приватизации и концессии. Опыт глобальных мировых морских консультантов WSP, Bilfinger Tebodin, MTBS, Roland Berger, Royal Haskoning, Mott Macdonald, Egis и других в развивающихся странах показывает, что при грамотной подготовке технической документации и беспристрастном выборе концессионера страна получит современный портовый терминал, а с ним и дополнительные грузопотоки. 

Положительный опыт недавней концессии портов Ольвия и Херсон демонстрирует, что Украина может привлекать крупных мировых игроков.

Какой международный опыт можно перенять

Например, в Греции еще в 1967 году было принято льготное налогообложение для судоходных компаний, чем и объясняется ее статус в качестве морской сверхдержавы сегодня. 

В Турции государство уделяет огромное внимание вопросам портовой концессии, приватизации, государственно-частного партнерства. В результате в этой стране огромными темпами построены десятки судостроительных заводов, современных терминалов. В то же время турецкие власти очень серьезно относятся к понятию «национальный перевозчик». Турецкий флот под турецким флагом – это предмет национальной гордости.

Румынский порт Констанца в 2003 году привлек дубайскую компанию DP World к строительству на условиях долгосрочной концессии глубоководного контейнерного терминала. Сегодня Constanta South Container Terminal стал одним из крупнейших на Черном море и выполняет роль связующего звена для фидерных перевозок между Украиной, Россией, Грузией и Молдовой. 

Что может сделать государство для морской отрасли

На первый взгляд, морская отрасль успешно адаптируется к изменяющейся реальности. Но такая адаптация – скорее вынужденная эволюционная мера, позволяющая портовым терминалам переваливать грузы, морякам – получать достойную зарплату, а судоходным компаниям – успешно оперировать флотом.

На деле – с правильной государственной поддержкой ситуация может существенно улучшиться, а Украина сможет занять ведущее место в Черноморском регионе.

Консолидация законодательного опыта соседних государств, фильтрация по принципу «если что-то хорошо работает – пусть работает» и адаптация лучших примеров – самый простой и действенный шаг, который может применить украинское правительство для развития морского бизнеса. 

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд