Категория
Компании
Дата

Фискальное усердие поставило под удар контейнерные перевозки в портах Украины. Глобальные компании могут уйти

Фискальное усердие поставило под удар контейнерные перевозки в портах Украины. Глобальные компании могут уйти /Freepik

Freepik

Украина решила установить невиданные в мире стандарты фискализации – регистрацию иностранных судоходных компаний в стране для подачи налоговой отчетности о доходах. Это прямо противоречит базовому европейскому требованию к налогообложению

Як створити продукт, який полюблять клієнти? Отримайте цінні поради від співвласника monobank™ – Олега Гороховського. Купуйте квиток на Форум підприємців, який відбудеться 27 червня.

Поправки к налоговому кодексу, принятые в конце 2021 года, обязали иностранные компании зарегистрироваться в Украине в качестве плательщиков налога на прибыль, если они работают через резидента, имеющего признаки «постоянного представительства». Поскольку признаки эти были также существенно расширены, закон теперь распространяется на многие иностранные компании, работавшие ранее в Украине через различные организационные формы – представительства, филиалы, собственные офисы.

Подобное расширение налоговой базы обосновывалось внедрением европейского законодательства, в частности модульных конвенций, требований BEPS, OECD. На самом деле ни одна страна мира не внедрила у себя сразу все их элементы и практически каждая ограничилась избирательным подходом, учитывающим и страновую, и отраслевую специфики. Но наши законодатели решили, не задумываясь, внедрить сразу все ограничения, а на регистрацию нерезидентов щедро выделили три месяца – с 1 января до 31 марта 2021 года. Для нарушителей нового порядка предусмотрены вполне драконовские меры – от принудительной регистрации нерезидентов самой налоговой до ареста активов.

Основным вариантом работы судоходных компаний в разных странах мира является работа через морского агента, а в случае регулярных судозаходов контейнерных линий – через линейного агента. Эта деятельность подробно описана в Кодексе торгового мореплавания Украины, а ее правила, как юридические, так и отчетно-налоговые, успешно работали на протяжении всех лет независимости. Украинская компания, морской агент иностранного перевозчика, подавала налоговую отчетность, в которой указывала свои собственные доходы как агента и резидента (и платила соответствующие налоги), а также транзитные доходы в адрес нерезидента – морской судоходной компании, которая освобождались от налогов согласно двусторонним договорам между Украиной и соответствующим государством. В этих договорах налогообложение доходов от морских перевозок исключительно в стране регистрации компании–морского перевозчика прописано в отдельном разделе и является международным стандартом (как и для воздушного транспорта).

Экономическая суть такого исключения проста: если контейнерная линия перевозит украинский экспортный груз из Одессы в Китай или Израиль, то ее общие доходы (морской фрахт, оплаченный украинским экспортером) – сумма очевидная, хотя и не совсем понятно, как посчитать долю, причитающуюся за перевозку только по Украине. Другое дело – расходы, связанные с перевалкой контейнеров в двух–четырех портах по пути, использование трех–пяти морских судов, поездов или автомобилей, работы сотен людей в офисах и на флоте. 

Посчитать, какая их часть приходится на Украину, для каждого конкретного контейнера на практике невозможно. Поэтому все государства мира решили, что судоходные (как и воздушные) компании должны сдавать отчетность и платить налоги только там, где они официально зарегистрированы. Это было одним из условий успешной глобализации в целом и бурного роста украинского экспорта в частности, что всегда являлось критически важным для нашей страны.

Но Украина решила пойти своим путем, установив невиданные в мире стандарты фискализации. Нормы о регистрации нерезидентов и расширительное толкование «постоянных представительств», игнорирующие Кодекс торгового мореплавания и мировую практику, привели к появлению уникального ноу-хау – регистрации иностранных судоходных компаний в Украине для подачи налоговой отчетности о доходах. И это несмотря на то, что по действующим международным договорам эти доходы исключены из украинской налогооблагаемой базы.

Теперь и потенциальный налогоплательщик, и налоговый орган будут тратить время и ресурсы на то, чтобы сформировать, подать и изучить налоговые декларации по такому виду деятельности, по которому налогов в Украине быть не должно. Это прямо противоречит базовому европейскому требованию к налогообложению, стандарты которого у нас якобы усиленно внедряют: сумма уплачиваемых налогов не может быть меньше затрат на их администрирование.

Если принять во внимание украинскую налоговую практику, квалификацию налоговых органов, а также их способность креативно толковать любую налоговую норму, нетрудно предугадать все последующие шаги. Глобальные судоходные линии будут долго и упорно уверять налоговиков, что на самом деле налогов здесь быть не должно, а те, глядя на фрахтовый оборот, доказывать обратное, невзирая ни на какие международные нормы. Без сомнений и то, что продолжатся эти дискуссии уже в судах, где у нас тоже «все неоднозначно». Все это время международные морские перевозчики будут задаваться вопросом, зачем им обеспечивать Украину, у которой усилиями нескольких президентов и парламентов давно нет собственного флота, практически всеми товарами народного потребления, импортированными из Азии и Америки, и экспортировать украинские грузы на другие континенты. 

Контейнерные линии сегодня предоставляют Украине примерно 500 судозаходов в год в трех портах, обеспечивая перевозку около 20 млн т грузов. Это примерно 15% от внешнеэкономического оборота всех портов страны по массе и минимум 40% – по стоимости. Если завтра контейнеровозы откажутся заходить в Одессу, Черноморск и Пивденный, со складов магазинов и аптек пропадут медицинские маски и кислородные концентраторы, а ведущим украинским экспортерам придется закапывать свою продукцию или смириться с драматическим падением цен на нее.

Заставить контейнерные линии работать в Украине так, как они не работают ни в одной стране мира, не удастся. Им будет проще не работать здесь.

25 марта, во время онлайн-встречи Европейской Бизнес-Ассоциации с министром инфраструктуры Криклием, ему был задан вопрос: что он думает о сложившейся ситуации и серьезном риске ухода контейнерных сервисов из портов Украины? К сожалению, профильный министр, который занимается морским транспортом лично, не доверяя его своим заместителям, был не в курсе существования такой проблемы.

Материалы по теме
Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Передзамовлення нового номеру Forbes Ukraine. Купуйте зараз за 209 грн замість 279 грн

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине