Категория
Компании
Дата

Фискальное усердие поставило под удар контейнерные перевозки в портах Украины. Глобальные компании могут уйти

Freepik

Freepik

Украина решила установить невиданные в мире стандарты фискализации – регистрацию иностранных судоходных компаний в стране для подачи налоговой отчетности о доходах. Это прямо противоречит базовому европейскому требованию к налогообложению

Поправки к налоговому кодексу, принятые в конце 2021 года, обязали иностранные компании зарегистрироваться в Украине в качестве плательщиков налога на прибыль, если они работают через резидента, имеющего признаки «постоянного представительства». Поскольку признаки эти были также существенно расширены, закон теперь распространяется на многие иностранные компании, работавшие ранее в Украине через различные организационные формы – представительства, филиалы, собственные офисы.

Подобное расширение налоговой базы обосновывалось внедрением европейского законодательства, в частности модульных конвенций, требований BEPS, OECD. На самом деле ни одна страна мира не внедрила у себя сразу все их элементы и практически каждая ограничилась избирательным подходом, учитывающим и страновую, и отраслевую специфики. Но наши законодатели решили, не задумываясь, внедрить сразу все ограничения, а на регистрацию нерезидентов щедро выделили три месяца – с 1 января до 31 марта 2021 года. Для нарушителей нового порядка предусмотрены вполне драконовские меры – от принудительной регистрации нерезидентов самой налоговой до ареста активов.

Основным вариантом работы судоходных компаний в разных странах мира является работа через морского агента, а в случае регулярных судозаходов контейнерных линий – через линейного агента. Эта деятельность подробно описана в Кодексе торгового мореплавания Украины, а ее правила, как юридические, так и отчетно-налоговые, успешно работали на протяжении всех лет независимости. Украинская компания, морской агент иностранного перевозчика, подавала налоговую отчетность, в которой указывала свои собственные доходы как агента и резидента (и платила соответствующие налоги), а также транзитные доходы в адрес нерезидента – морской судоходной компании, которая освобождались от налогов согласно двусторонним договорам между Украиной и соответствующим государством. В этих договорах налогообложение доходов от морских перевозок исключительно в стране регистрации компании–морского перевозчика прописано в отдельном разделе и является международным стандартом (как и для воздушного транспорта).

Экономическая суть такого исключения проста: если контейнерная линия перевозит украинский экспортный груз из Одессы в Китай или Израиль, то ее общие доходы (морской фрахт, оплаченный украинским экспортером) – сумма очевидная, хотя и не совсем понятно, как посчитать долю, причитающуюся за перевозку только по Украине. Другое дело – расходы, связанные с перевалкой контейнеров в двух–четырех портах по пути, использование трех–пяти морских судов, поездов или автомобилей, работы сотен людей в офисах и на флоте. 

Посчитать, какая их часть приходится на Украину, для каждого конкретного контейнера на практике невозможно. Поэтому все государства мира решили, что судоходные (как и воздушные) компании должны сдавать отчетность и платить налоги только там, где они официально зарегистрированы. Это было одним из условий успешной глобализации в целом и бурного роста украинского экспорта в частности, что всегда являлось критически важным для нашей страны.

Но Украина решила пойти своим путем, установив невиданные в мире стандарты фискализации. Нормы о регистрации нерезидентов и расширительное толкование «постоянных представительств», игнорирующие Кодекс торгового мореплавания и мировую практику, привели к появлению уникального ноу-хау – регистрации иностранных судоходных компаний в Украине для подачи налоговой отчетности о доходах. И это несмотря на то, что по действующим международным договорам эти доходы исключены из украинской налогооблагаемой базы.

Теперь и потенциальный налогоплательщик, и налоговый орган будут тратить время и ресурсы на то, чтобы сформировать, подать и изучить налоговые декларации по такому виду деятельности, по которому налогов в Украине быть не должно. Это прямо противоречит базовому европейскому требованию к налогообложению, стандарты которого у нас якобы усиленно внедряют: сумма уплачиваемых налогов не может быть меньше затрат на их администрирование.

Если принять во внимание украинскую налоговую практику, квалификацию налоговых органов, а также их способность креативно толковать любую налоговую норму, нетрудно предугадать все последующие шаги. Глобальные судоходные линии будут долго и упорно уверять налоговиков, что на самом деле налогов здесь быть не должно, а те, глядя на фрахтовый оборот, доказывать обратное, невзирая ни на какие международные нормы. Без сомнений и то, что продолжатся эти дискуссии уже в судах, где у нас тоже «все неоднозначно». Все это время международные морские перевозчики будут задаваться вопросом, зачем им обеспечивать Украину, у которой усилиями нескольких президентов и парламентов давно нет собственного флота, практически всеми товарами народного потребления, импортированными из Азии и Америки, и экспортировать украинские грузы на другие континенты. 

Контейнерные линии сегодня предоставляют Украине примерно 500 судозаходов в год в трех портах, обеспечивая перевозку около 20 млн т грузов. Это примерно 15% от внешнеэкономического оборота всех портов страны по массе и минимум 40% – по стоимости. Если завтра контейнеровозы откажутся заходить в Одессу, Черноморск и Пивденный, со складов магазинов и аптек пропадут медицинские маски и кислородные концентраторы, а ведущим украинским экспортерам придется закапывать свою продукцию или смириться с драматическим падением цен на нее.

Заставить контейнерные линии работать в Украине так, как они не работают ни в одной стране мира, не удастся. Им будет проще не работать здесь.

25 марта, во время онлайн-встречи Европейской Бизнес-Ассоциации с министром инфраструктуры Криклием, ему был задан вопрос: что он думает о сложившейся ситуации и серьезном риске ухода контейнерных сервисов из портов Украины? К сожалению, профильный министр, который занимается морским транспортом лично, не доверяя его своим заместителям, был не в курсе существования такой проблемы.

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков