29 марта контейнеровоз Ever Given, который шесть суток блокировал движение в Суэцком канале, сдвинули с мели. Торговый кризис, спровоцированный затором, отменяется, но не отменяется дефицит контейнеров, который толкает вверх розничные цены на потребительские товары
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Поставка товара, которая должна была прийти в конце апреля, уже сдвинулось на 10 дней, и это не финал», – сетовал 28 марта гендиректор украинского бренда Mirta Артем Лукашев. Его компания продает в Украине произведенную на китайских фабриках электронику и бытовую технику. Часть товара застряло в пути из-за аварии в Суэцком канале, где 23 марта сел на мель 400-метровый контейнеровоз тайваньской транспортной компании Evergreen, следовавший из Китая в Роттердам.
Смещение сроков поставки для Лукашева болезненно, но не критично. Топ-менеджера больше беспокоит удорожание стоимости фрахта контейнеров, которыми доставляются его товары. Он рассуждает: дороже логистика – выше розничная цена – ниже спрос.
По данным специализирующегося на морской логистике издания The Loadstar, спотовая ставка на доставку 40-футового контейнера из Азии в порты Северной Европы на 26 марта 2021 года составляла $7501 – почти в четыре раза дороже, чем годом ранее. Стоимость морского фрахта из Китая в Украину также выросла в четыре раза и сейчас составляет около $8000 за один 40-футовый контейнер, говорит гендиректор контейнерной компании ZIM Integrated Shipping Ukraine Services Андрей Кузьменко.
Что провоцирует рост? «В 2020 году в результате пандемии изменились потребительские предпочтения людей, – объясняет гендиректор Maersk Ukraine Роман Колоянов. – Средства, которые раньше тратились на развлечения, путешествия и туризм, теперь перешли в сферу потребления». Это конвертировалось в огромный спрос на отправки из Китая, который проявился во второй половине 2020 года. Морские линии не успели обеспечить необходимое количество контейнеров. Дефицит усугубился карантинными ограничениями, введенными правительствами разных стран летом 2020-го. К этому времени Китай полностью возобновил производство после остановки фабрик на карантин в начале 2020 года.
К марту 2021-го запасы свободных контейнеров в США снизились до шестилетнего минимума. «Если у вас миллион контейнеров стоят три недели в американских портах и ждут выгрузки – это означает, что ровно столько контейнеров не вернулось в Китай. Соответственно, этих объемов не хватает, чтобы вывезти грузы из Китая», – говорит Кузьменко. «Возникает эффект домино», – говорит гендиректор MSC Mediterranean Shipping Company Рашид Буда.
По данным Кузьменко, пик стоимости фрахта контейнера из Китая в Украину пришелся на конец декабря, когда спотовая цена одного контейнера достигала $11 000. По этой причине многие украинские импортеры отложили закупку, ожидая снижения ставок весной, говорит Лукашев. В марте ставки действительно пошли вниз, пока не случился Суэцкий затор.
Старший торговый менеджер американской брокерской компании Flexport Кристоф Баумайстер спрогнозировал изданию The Loadstar, что авария Ever Given в Суэцком канале стимулирует новый виток подорожания. С ним соглашается Кузьменко. По его подсчетам, пробка спровоцированная контейнеровозом Ever Given, дополнительно вывела из оборота около 15% объема контейнерного предложения. «Это накладывается на ситуацию сумасшедшего спроса и уже существующий на рынке дефицит свободных судов и контейнеров. Это фактор, который толкнет ставки вверх», – прогнозирует Кузьменко.
Лукашев говорит, что рост розничных цен в Украине на товары из Азии сглаживается резервами, сформированными импортерами еще по старым ценам. Например, INTERTOP Ukraine, по словам его СЕО Сергея Батритдинова, успел завести сезонную коллекцию до подорожания. У Лукашева нет больших складов, поэтому товар из новых поставок будет дороже в рознице на 10–25%.
Наиболее ощутимо стоимость логистики сказывается на бюджетных категориях товаров, рассказывает руководитель департамента импорта Fozzy Group Светлана Щегрикович. В прошлом году, когда ставки начали расти, Fozzy попробовала доставить продукцию альтернативным способом – по железной дороге, но пока отказалась от этого вида транспорта. Контейнерный поезд Китай – Украина пересекает четыре границы, а затяжные таможенные проверки нивелируют основное преимущество перед морем – скорость. В результате часто срываются заявленные сроки доставки. «Нам обещали привезти за 21 день, но в реальности доставка затянулась на 28 дней», – говорит Щегрикович. Если китайскому оператору East Linе удастся наладить регулярность и выдерживать сроки доставки, Fozzy готова вернуться к использованию этого вида транспорта.
Воспользоваться контейнерным кризисом могут местные производители. Основатель компании Saturn, выпускающей в Украине холодильники, теплообогреватели и другую бытовую технику, Александр Громыко потирает руки: «Уже сейчас импортная крупная техника типа холодильников подорожала на 25%. Для нашего завода это очень хорошо, так как мы минимально зависимы от Китая и можем иметь ценовое преимущество».
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.