Алексей Сторожук и его супруга Надежда /из личного архива
Категория
Компании
Дата

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода

Алексей Сторожук и его супруга Надежда Фото из личного архива

У датской компании Lego есть проект Ideas, позволяющий фанатам создавать свой дизайн конструкторов. Если идея наберет 10 000 голосов, то Lego может выпустить набор. Один из таких конструкторов создал 29-летний Алексей Сторожук из Винницы. За дизайн дома Маккалистов из американского фильма «Один дома» он получает роялти и внимание медиа, а компания – новых покупателей. Как Lego сотрудничает с независимыми авторами и кто от этого выигрывает

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

Из Винницы – в датский кампус Lego

По специальности Сторожук врач, пишет кандидатскую диссертацию и работает диспетчером в иностранной брокерской компании. К детскому увлечению Lego вернулся в 2016 году, после ремонта в собственной квартире. «Чтобы отдохнуть, мы собирали Lego, – рассказывает он. – Строить игрушечную Мастерскую Санты закончили в канун Нового года, и с тех пор это стало зимней традицией».

Таких как Сторожук Lego называет AFOL – взрослым фанатом. Они часто объединяются в группы и организуют Lego-выставки, снимают blocumentaries или создают наборы из Lego для проектов Ideas и World Builder. В Украине тоже есть такое сообщество – UkrBrinks, – но, по словам Сторожука, «у нас это движение только на начальном этапе развития, поэтому найти единомышленников сложно».

Сторожук стал первым украинцем, выигравшим конкурс Ideas от Lego и издавшим собственный набор – дом Маккалистеров из американского фильма 90-х «Один дома». Конструктор появился в магазинах Европы и США в ноябре 2021-го; его также будут продавать в Украине. Цена одного набора – $250. По условиям Lego Ideas, дизайнер будет получать ежеквартально 1% роялти от продаж.

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 1

Чтобы создать первый дизайн дома, Сторожуку понадобилось 3000 деталей. Позже дизайнеры Lego расширили набор до 4000 деталей – это самый большой конструктор Lego по фанатскому дизайну.

Большинство идей украинца в компании оставили без изменений – только сделали ярче цвета и добавили дополнительные детали, в частности фургон грабителей Марва и Гарри, ловушки, которые для них расставил главный герой фильма Кевин, и несколько Easter Eggs – статую перед лестницей, постоянно падающую в фильме, канатную дорогу к дому на дереве, сырную пиццу Кевина и керосиновую лампу, которой он поджег голову Гарри.

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 2
Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 3
Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 4
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Проектируя набор, Сторожук сверялся с оригинальной схемой дома и кадрами фильма. Его дизайн не является точной копией дома Маккалистов: в нем меньше комнат, отсутствует одна секция и цветочные обои. Над конструктором работали не только дизайнеры Lego, но и компания Disney, которой с 2020 года принадлежат права на франшизу «Один дома».

Еще до выхода набора им заинтересовались создатели и актеры фильма: Маколей Калкин (играл в фильме Кевина) написал о конструкторе в Twitter, а режиссер Крис Коламбус подписался на Instagram Сторожука; украинцу также написал племянник актера Дэниела Стерна (играл Марва в фильме) – он хотел подарить конструктор дяде еще до его релиза.

Что такое Lego Ideas

Lego запустил проект Ideas в 2008 году. За это время компания выпустила около 40 фанатских наборов, большинство из них – по мотивам фильмов.

Для дизайна конструктора у Lego есть платформа Lego Digital Designer с набором деталей, из которых можно собирать автомобили, людей, дома.

Отбор проектов в Lego Ideas длится около двух лет. Сначала участникам нужно набрать 100 голосов в месяц, затем 5000 в год и 10 000 – в дополнительные дни.

Те проекты, которые собрали 10 000 голосов за ограниченное количество времени, рассматривают профессиональные дизайнеры и маркетологи Lego. Они оценивают, на сколько реально воплотить проект в жизнь, а потом совершенствуют его дизайн.

Среди самых известных наборов фан-дизайнеров – печатная машинка ($200), кафе Central Perk из сериала «Друзья» ($60), большое фортепиано ($250).

За право работать над домом Маккалистеров соревновались несколько дизайнеров Lego. Выбор пал на дизайнеров из Дании Антику Браканов и Кирстен Бэй Нильсен, а также испанца Энрике Бельмонте. Во время карантина Сторожук работал с ними по Zoom, но после выхода набора отправился в офис компании Lego в городе Биллунн (Дания). Там он подписал несколько коробок, познакомился с командой и впервые увидел свой конструктор на полках.

Можно ли заработать на Lego

Кроме дома Маккалистеров, в портфолио Сторожука есть еще три проекта: набор по мотивам мультфильма «Чип и Дейл», дом спасателя на побережье моря и поезд из мультфильма «Полярный экспресс». После окончания голосования он хочет сделать паузу – дизайн, презентация и продвижение в соцсетях Lego-проектов занимает слишком много времени.

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 5

«Lego – это только хобби, которым можно заняться после работы или в выходные, – рассказывает Сторожук. – У меня еще есть реальная жизнь с реальными обязанностями». Ожидать больших доходов от Lego тоже не стоит, ведь вероятность, что компания выберет и выдаст набор, очень низкая, говорит он.

Поскольку Lego не раскрывает тиражей набора, то нельзя подсчитать, сколько фанаты получают от сотрудничества. Сторожук тоже не может говорить об этом – подписал NDA. Обычно наборы по мотивам известных фильмов приносят самую большую выручку Lego.

Когда Lego начала продавать конструкторы по мотивам «Звездных войн», «Гарри Поттера», «Властелина колец» и героев Disney в 2019 году, ее выручка выросла на 30% – до $5,8 млрд. В этом году Lego потратила $421 млн на выплату роялти и лицензий для компаний, обладающих правами на эти фильмы. В 2020 году расходы на лицензии и роялти составляли $502 млн, согласно финансовым результатам.

Компания не раскрывает, какую часть бюджета выделяет на финансирование Lego Ideas. Похожий проект, Lego World Builder, стоит компании более $500 000 в год. Lego готова заплатить одному фанату около $50 000 за лучшую идею. «Для нашего сообщества Lego – это хобби, а не коммерция», – говорит Максим Митякин, основатель украинского сообщества фанатов Lego UkrBricks. В Украине, по словам Митякина, плохо развита культура Lego, поэтому люди не знают, что на ней можно зарабатывать.

UkrBricks

UkrBricks

UkrBricks – это украинское сообщество фанатов Lego, существующее с 2012 года. Ее участники принимают участие в конкурсах, собирают коллекции Lego, организуют тематические фестивали.

Основатель UkrBricks Максим Митякин рассказывает, что украинское сообщество фанатов насчитывает несколько сотен человек, но активных участников всего 15–20: они не только коллекционируют наборы, но и сами придумывают их.

Детская игрушка или хобби для взрослых

В 2021 году бизнес Lego был на подъеме: за первые полгода продажи выросли на 46%, до $3,6 млрд, а прибыль увеличилась вдвое против того же периода прошлого года – до $956 млн. Уже несколько лет Lego возглавляет список крупнейшего и самого богатого производителя игрушек в мире.

Дети и подростки – не единственная аудитория Lego: компания учится капитализироваться на «тревожных взрослых». Во время пандемии «больше взрослых, чем когда-либо», покупали новые наборы компании. В Великобритании, например, наборы для взрослых Technic от Lego и конструктор по мотивам сериала «Друзья» были одними из самых продаваемых игрушек в 2020 году. Цены на большие наборы Lego тоже не детские: конструктор по мотивам «Звездных войн» стоит $800, а мир «Гарри Поттера» – более $400.

«Взрослые с напряженной работой говорят, что они собирают Lego, чтобы отойти после сложного дня», – говорит стратег по маркетингу аудитории Lego Женевьев Капа Крус для издания Washington Post. Чтобы ответить на запрос взрослой аудитории, Lego потратила последние пять лет на обновление инструкций: добавила в них больше деталей и движений, которые помогут успокоиться, говорит Капа Крус.

Еще один шаг навстречу взрослой аудитории – наборы, вызывающие ностальгию. На платформе Lego Ideas фанаты чаще всего голосуют за конструктор, напоминающий о старых любимых фильмах: «Один дома», «Охотники за привидениями», «Назад в будущее». Таким образом, по словам Капа Крус, компания привлекает внимание поколения X и миллениалов, которые выросли с конструктором в руках, но забыли о нем, когда стали взрослыми.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине