Алексей Сторожук и его супруга Надежда /из личного архива
Категория
Компании
Дата

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода

5 хв читання

Алексей Сторожук и его супруга Надежда Фото из личного архива

У датской компании Lego есть проект Ideas, позволяющий фанатам создавать свой дизайн конструкторов. Если идея наберет 10 000 голосов, то Lego может выпустить набор. Один из таких конструкторов создал 29-летний Алексей Сторожук из Винницы. За дизайн дома Маккалистов из американского фильма «Один дома» он получает роялти и внимание медиа, а компания – новых покупателей. Как Lego сотрудничает с независимыми авторами и кто от этого выигрывает

Из Винницы – в датский кампус Lego

По специальности Сторожук врач, пишет кандидатскую диссертацию и работает диспетчером в иностранной брокерской компании. К детскому увлечению Lego вернулся в 2016 году, после ремонта в собственной квартире. «Чтобы отдохнуть, мы собирали Lego, – рассказывает он. – Строить игрушечную Мастерскую Санты закончили в канун Нового года, и с тех пор это стало зимней традицией».

Таких как Сторожук Lego называет AFOL – взрослым фанатом. Они часто объединяются в группы и организуют Lego-выставки, снимают blocumentaries или создают наборы из Lego для проектов Ideas и World Builder. В Украине тоже есть такое сообщество – UkrBrinks, – но, по словам Сторожука, «у нас это движение только на начальном этапе развития, поэтому найти единомышленников сложно».

Сторожук стал первым украинцем, выигравшим конкурс Ideas от Lego и издавшим собственный набор – дом Маккалистеров из американского фильма 90-х «Один дома». Конструктор появился в магазинах Европы и США в ноябре 2021-го; его также будут продавать в Украине. Цена одного набора – $250. По условиям Lego Ideas, дизайнер будет получать ежеквартально 1% роялти от продаж.

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 1

Чтобы создать первый дизайн дома, Сторожуку понадобилось 3000 деталей. Позже дизайнеры Lego расширили набор до 4000 деталей – это самый большой конструктор Lego по фанатскому дизайну.

Большинство идей украинца в компании оставили без изменений – только сделали ярче цвета и добавили дополнительные детали, в частности фургон грабителей Марва и Гарри, ловушки, которые для них расставил главный герой фильма Кевин, и несколько Easter Eggs – статую перед лестницей, постоянно падающую в фильме, канатную дорогу к дому на дереве, сырную пиццу Кевина и керосиновую лампу, которой он поджег голову Гарри.

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 2
Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 3
Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 4
Предыдущий слайд
Следующий слайд

Проектируя набор, Сторожук сверялся с оригинальной схемой дома и кадрами фильма. Его дизайн не является точной копией дома Маккалистов: в нем меньше комнат, отсутствует одна секция и цветочные обои. Над конструктором работали не только дизайнеры Lego, но и компания Disney, которой с 2020 года принадлежат права на франшизу «Один дома».

Еще до выхода набора им заинтересовались создатели и актеры фильма: Маколей Калкин (играл в фильме Кевина) написал о конструкторе в Twitter, а режиссер Крис Коламбус подписался на Instagram Сторожука; украинцу также написал племянник актера Дэниела Стерна (играл Марва в фильме) – он хотел подарить конструктор дяде еще до его релиза.

Что такое Lego Ideas

Lego запустил проект Ideas в 2008 году. За это время компания выпустила около 40 фанатских наборов, большинство из них – по мотивам фильмов.

Для дизайна конструктора у Lego есть платформа Lego Digital Designer с набором деталей, из которых можно собирать автомобили, людей, дома.

Отбор проектов в Lego Ideas длится около двух лет. Сначала участникам нужно набрать 100 голосов в месяц, затем 5000 в год и 10 000 – в дополнительные дни.

Те проекты, которые собрали 10 000 голосов за ограниченное количество времени, рассматривают профессиональные дизайнеры и маркетологи Lego. Они оценивают, на сколько реально воплотить проект в жизнь, а потом совершенствуют его дизайн.

Среди самых известных наборов фан-дизайнеров – печатная машинка ($200), кафе Central Perk из сериала «Друзья» ($60), большое фортепиано ($250).

За право работать над домом Маккалистеров соревновались несколько дизайнеров Lego. Выбор пал на дизайнеров из Дании Антику Браканов и Кирстен Бэй Нильсен, а также испанца Энрике Бельмонте. Во время карантина Сторожук работал с ними по Zoom, но после выхода набора отправился в офис компании Lego в городе Биллунн (Дания). Там он подписал несколько коробок, познакомился с командой и впервые увидел свой конструктор на полках.

Можно ли заработать на Lego

Кроме дома Маккалистеров, в портфолио Сторожука есть еще три проекта: набор по мотивам мультфильма «Чип и Дейл», дом спасателя на побережье моря и поезд из мультфильма «Полярный экспресс». После окончания голосования он хочет сделать паузу – дизайн, презентация и продвижение в соцсетях Lego-проектов занимает слишком много времени.

Привет, Кевин. Украинец Алексей Сторожук создал дизайн дома из «Один дома» для Lego. Как он сотрудничает с компанией и в чем выгода /Фото 5

«Lego – это только хобби, которым можно заняться после работы или в выходные, – рассказывает Сторожук. – У меня еще есть реальная жизнь с реальными обязанностями». Ожидать больших доходов от Lego тоже не стоит, ведь вероятность, что компания выберет и выдаст набор, очень низкая, говорит он.

Поскольку Lego не раскрывает тиражей набора, то нельзя подсчитать, сколько фанаты получают от сотрудничества. Сторожук тоже не может говорить об этом – подписал NDA. Обычно наборы по мотивам известных фильмов приносят самую большую выручку Lego.

Когда Lego начала продавать конструкторы по мотивам «Звездных войн», «Гарри Поттера», «Властелина колец» и героев Disney в 2019 году, ее выручка выросла на 30% – до $5,8 млрд. В этом году Lego потратила $421 млн на выплату роялти и лицензий для компаний, обладающих правами на эти фильмы. В 2020 году расходы на лицензии и роялти составляли $502 млн, согласно финансовым результатам.

Компания не раскрывает, какую часть бюджета выделяет на финансирование Lego Ideas. Похожий проект, Lego World Builder, стоит компании более $500 000 в год. Lego готова заплатить одному фанату около $50 000 за лучшую идею. «Для нашего сообщества Lego – это хобби, а не коммерция», – говорит Максим Митякин, основатель украинского сообщества фанатов Lego UkrBricks. В Украине, по словам Митякина, плохо развита культура Lego, поэтому люди не знают, что на ней можно зарабатывать.

UkrBricks

UkrBricks

UkrBricks – это украинское сообщество фанатов Lego, существующее с 2012 года. Ее участники принимают участие в конкурсах, собирают коллекции Lego, организуют тематические фестивали.

Основатель UkrBricks Максим Митякин рассказывает, что украинское сообщество фанатов насчитывает несколько сотен человек, но активных участников всего 15–20: они не только коллекционируют наборы, но и сами придумывают их.

Детская игрушка или хобби для взрослых

В 2021 году бизнес Lego был на подъеме: за первые полгода продажи выросли на 46%, до $3,6 млрд, а прибыль увеличилась вдвое против того же периода прошлого года – до $956 млн. Уже несколько лет Lego возглавляет список крупнейшего и самого богатого производителя игрушек в мире.

Дети и подростки – не единственная аудитория Lego: компания учится капитализироваться на «тревожных взрослых». Во время пандемии «больше взрослых, чем когда-либо», покупали новые наборы компании. В Великобритании, например, наборы для взрослых Technic от Lego и конструктор по мотивам сериала «Друзья» были одними из самых продаваемых игрушек в 2020 году. Цены на большие наборы Lego тоже не детские: конструктор по мотивам «Звездных войн» стоит $800, а мир «Гарри Поттера» – более $400.

«Взрослые с напряженной работой говорят, что они собирают Lego, чтобы отойти после сложного дня», – говорит стратег по маркетингу аудитории Lego Женевьев Капа Крус для издания Washington Post. Чтобы ответить на запрос взрослой аудитории, Lego потратила последние пять лет на обновление инструкций: добавила в них больше деталей и движений, которые помогут успокоиться, говорит Капа Крус.

Еще один шаг навстречу взрослой аудитории – наборы, вызывающие ностальгию. На платформе Lego Ideas фанаты чаще всего голосуют за конструктор, напоминающий о старых любимых фильмах: «Один дома», «Охотники за привидениями», «Назад в будущее». Таким образом, по словам Капа Крус, компания привлекает внимание поколения X и миллениалов, которые выросли с конструктором в руках, но забыли о нем, когда стали взрослыми.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине