В конце февраля в результате воздушной атаки российских войск на аэропорт Гостомель под Киевом был уничтожен один из самых крупных и мощных самолетов в мире Ан-225 «Мрия». Что нужно для восстановления «Мрии» и сколько это стоит?
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
Созданная в конце 1980-х конструкторским бюро выдающегося украинского авиаконструктора Олега Антонова «Мрия» – визитная карточка Украины и самый большой самолет в мире за всю историю. Его взлетный вес составляет 640 тонн. Это самый тяжелый грузовой самолет, когда-либо поднимавшийся в воздух. Ему нет равных и по грузоподъемности. Ближайший конкурент серийных самолетов – американский Boeing 747-8F, который поднимает в воздух 143 тонны груза. Что на 100 тонн меньше возможностей «Мрии».
Прежде всего самолет создавали для транспортировки на космодром советского орбитального космического корабля «Буран». В конце 1990-х «Мрию» модернизировали под выполнение коммерческих перевозок. До атаки в Гостомеле «Мрия» существовала в единственном экземпляре и эксплуатировалась авиакомпанией «Авиалиния Антонова».
Пока невозможно компетентно оценить глубину задействованных в результате атаки повреждений, поскольку к самолету нет доступа. Судя по фотографиям, попавшим в сеть, восстановить «Мрию» будет очень тяжело – почти невозможно. Но это не значит, что украинский гигант больше не появится в небе.
У «Антонова» есть вторая «Мрия», готовая на 60%. Еще с советских времен остались центроплан, фюзеляж, части хвостового оперения, крыло. Планировалось достроить самолет на заводе «Антонов» при наличии финансирования. В 2016 году сообщалось, что китайская компания Airspace Industry Corporation of China собирается выкупить вторую «Мрию», а позже наладить серийное производство в Китае. Однако договоренности ограничились подписанными меморандумами о намерениях.
Практически полностью готовый планер позволяет рассматривать варианты достройки второй «Мрии». Несколько лет назад речь шла о необходимой сумме в $120–130 млн. Запуск серийного производства оценивался в сумму около $4 млрд. Сейчас Укроборонпром оценивает затраты на строительство новой «Мрии» более чем в $3 млрд в течение более пяти лет. На самом деле, достройка второй «Мрии» обойдется в $250–300 млн.
Какие есть сложности? Уникальными являются пилотажная система и система управления двигателями, которые нужно будет разрабатывать с нуля. Есть проблема с двигателями Д-18. «Мотор Сич» давно их снял с производства, а новый такой двигатель будет стоить более $20 млн. А их нужно шесть. Это очень дорого. Выход – двигатели, которые были использованы на самолетах Ан-124 «Руслан». Определенное количество их должно быть в обменном фонде «Антонова» и «Мотор Сич». Остальные технологии вполне можно заменить современными аналогами, и это стоит относительно небольших денег. Внешний вид «Мрии» практически не изменится, но с точки зрения техники и инженерии это будет совсем другой самолет с новейшим оборудованием и двигателями.
Другое дело, есть ли в таком решении экономическая целесообразность. Весь парк «Авиалиний Антонова» с учетом «Мрии» генерирует около $30 млн прибыли – с такими финансовыми показателями это неокупная инвестиция.
Можно ли увеличить объем заказов? Учитывая огромные размеры, массу, затраты и то, что загрузка самолета возможна только через один носовой грузолюк, самолет ограниченно используется по сравнению с самолетом Ан-124. В основном это крупногабаритные моногрузы, которые не может возить «Руслан», а также если это большой грузопоток от 150 тонн – стандартные грузы или навалом. Существует не так много грузов, для перевозки которых необходимо привлекать этот самолет, поэтому до пандемии «Мрия» летала мало. При этом самолет имеет колоссальные расходы топлива и высокие эксплуатационные расходы, поэтому заказчики с типовым грузом часто предпочитали более экономный «Руслан».
Тем не менее, самолет важен как символ возрождения украинского авиастроения. Если будет воля государства и финансирование, вторую «Мрию» можно отстроить в течение трех–пяти лет.
Справка:
Ан-225 «Мрия» – самый большой в мире транспортный самолет. Первый полет Ан-225 совершил в 1988 году, а с 1989 года он находится в эксплуатации. Экипаж – 6 человек, размах крыльев – 88 м, длина – 84 м, высота – 18 м, пустой вес – 250 т, при полной загрузке – 640 т, скорость – 850 км/ч, полет – 15 400 км, с грузом 200 тонн – 4000 км, потолок – 12 км. За время эксплуатации «Мрия» установила около 500 авиационных рекордов, из них – 240 мировых.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.