Оккупанты уничтожили «Мрию» – самый большой в мире транспортный самолет. Сколько действительно стоит его восстановление и что для этого нужно
Категория
Картина дня
Дата

Оккупанты уничтожили «Мрию» – самый большой в мире транспортный самолет. Сколько действительно стоит его восстановление и что для этого нужно

2 хв читання

В конце февраля в результате воздушной атаки российских войск на аэропорт Гостомель под Киевом был уничтожен один из самых крупных и мощных самолетов в мире Ан-225 «Мрия». Что нужно для восстановления «Мрии» и сколько это стоит?

Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за 1259 грн замість 1799 грн. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. В період акції Christmas sale діє знижка 30% 🎁

Созданная в конце 1980-х конструкторским бюро выдающегося украинского авиаконструктора Олега Антонова «Мрия» – визитная карточка Украины и самый большой самолет в мире за всю историю. Его взлетный вес составляет 640 тонн. Это самый тяжелый грузовой самолет, когда-либо поднимавшийся в воздух. Ему нет равных и по грузоподъемности. Ближайший конкурент серийных самолетов – американский Boeing 747-8F, который поднимает в воздух 143 тонны груза. Что на 100 тонн меньше возможностей «Мрии».

Прежде всего самолет создавали для транспортировки на космодром советского орбитального космического корабля «Буран». В конце 1990-х «Мрию» модернизировали под выполнение коммерческих перевозок. До атаки в Гостомеле «Мрия» существовала в единственном экземпляре и эксплуатировалась авиакомпанией «Авиалиния Антонова».

Пока невозможно компетентно оценить глубину задействованных в результате атаки повреждений, поскольку к самолету нет доступа. Судя по фотографиям, попавшим в сеть, восстановить «Мрию» будет очень тяжело – почти невозможно. Но это не значит, что украинский гигант больше не появится в небе.

У «Антонова» есть вторая «Мрия», готовая на 60%. Еще с советских времен остались центроплан, фюзеляж, части хвостового оперения, крыло. Планировалось достроить самолет на заводе «Антонов» при наличии финансирования. В 2016 году сообщалось, что китайская компания Airspace Industry Corporation of China собирается выкупить вторую «Мрию», а позже наладить серийное производство в Китае. Однако договоренности ограничились подписанными меморандумами о намерениях.

Практически полностью готовый планер позволяет рассматривать варианты достройки второй «Мрии». Несколько лет назад речь шла о необходимой сумме в $120–130 млн. Запуск серийного производства оценивался в сумму около $4 млрд. Сейчас Укроборонпром оценивает затраты на строительство новой «Мрии» более чем в $3 млрд в течение более пяти лет. На самом деле, достройка второй «Мрии» обойдется в $250–300 млн.

Какие есть сложности? Уникальными являются пилотажная система и система управления двигателями, которые нужно будет разрабатывать с нуля. Есть проблема с двигателями Д-18. «Мотор Сич» давно их снял с производства, а новый такой двигатель будет стоить более $20 млн. А их нужно шесть. Это очень дорого. Выход – двигатели, которые были использованы на самолетах Ан-124 «Руслан». Определенное количество их должно быть в обменном фонде «Антонова» и «Мотор Сич». Остальные технологии вполне можно заменить современными аналогами, и это стоит относительно небольших денег. Внешний вид «Мрии» практически не изменится, но с точки зрения техники и инженерии это будет совсем другой самолет с новейшим оборудованием и двигателями.

Другое дело, есть ли в таком решении экономическая целесообразность. Весь парк «Авиалиний Антонова» с учетом «Мрии» генерирует около $30 млн прибыли – с такими финансовыми показателями это неокупная инвестиция.

Оккупанты уничтожили «Мрию» – самый большой в мире транспортный самолет. Сколько действительно стоит его восстановление и что для этого нужно /Фото 1

В конце февраля в результате воздушной атаки российских войск на аэропорт Гостомель под Киевом был уничтожен один из самых крупных и мощных самолетов в мире Ан-225 «Мрия».

Оккупанты уничтожили «Мрию» – самый большой в мире транспортный самолет. Сколько действительно стоит его восстановление и что для этого нужно /Фото 2

В конце февраля в результате воздушной атаки российских войск на аэропорт Гостомель под Киевом был уничтожен один из самых крупных и мощных самолетов в мире Ан-225 «Мрия».

Оккупанты уничтожили «Мрию» – самый большой в мире транспортный самолет. Сколько действительно стоит его восстановление и что для этого нужно /Фото 3

В конце февраля в результате воздушной атаки российских войск на аэропорт Гостомель под Киевом был уничтожен один из самых крупных и мощных самолетов в мире Ан-225 «Мрия».

Предыдущий слайд
Следующий слайд

Можно ли увеличить объем заказов? Учитывая огромные размеры, массу, затраты и то, что загрузка самолета возможна только через один носовой грузолюк, самолет ограниченно используется по сравнению с самолетом Ан-124. В основном это крупногабаритные моногрузы, которые не может возить «Руслан», а также если это большой грузопоток от 150 тонн – стандартные грузы или навалом. Существует не так много грузов, для перевозки которых необходимо привлекать этот самолет, поэтому до пандемии «Мрия» летала мало. При этом самолет имеет колоссальные расходы топлива и высокие эксплуатационные расходы, поэтому заказчики с типовым грузом часто предпочитали более экономный «Руслан».

Тем не менее, самолет важен как символ возрождения украинского авиастроения. Если будет воля государства и финансирование, вторую «Мрию» можно отстроить в течение трех–пяти лет.

Справка:

Ан-225 «Мрия» – самый большой в мире транспортный самолет. Первый полет Ан-225 совершил в 1988 году, а с 1989 года он находится в эксплуатации. Экипаж – 6 человек, размах крыльев – 88 м, длина – 84 м, высота – 18 м, пустой вес – 250 т, при полной загрузке – 640 т, скорость – 850 км/ч, полет – 15 400 км, с грузом 200 тонн – 4000 км, потолок – 12 км. За время эксплуатации «Мрия» установила около 500 авиационных рекордов, из них – 240 мировых.

Контрибьюторы сотрудничают с Forbes на внештатной основе. Их тексты отражают личную точку зрения. У вас другое мнение? Пишите нашей редакторе Татьяне Павлушенко – [email protected]

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
П'ятий випуск 2025 року вже у продажу

Замовляйте з безкоштовною доставкою по Україні