Категория
Компании
Дата

У сетей магазинов проблема – очень тяжело найти новых сотрудников. Что придумывают наибольшие ритейлеры, чтобы преодолеть кадровый голод

В конце сентября 2023 года количество вакансий в ритейле превысило довоенный показатель на 27%, подсчитали на сайте поиска работы Work.ua. Ритейлеры до сих пор сталкиваются с проблемой поиска сотрудников из-за выезда украинцев за границу и дефицита квалифицированных кадров в стране. Fozzy Group и «Эпицентру» частично удается избегать нехватки персонала и открывать новые вакансии. Что они для этого делают

В начале 2023 года в сфере торговли работало 3,6 млн человек, что почти равно населению Киева, подсчитала Государственная служба занятости. Тогда же, по государственным данным, больше всего безработных граждан было трудоустроено именно в сфере торговли – 20%. Однако наибольшие украинские ритейлеры этого почти не почувствовали.

До большой войны в сети жестких дискаунтеров Thrash! штат состоял на 95% из мужчин среднего возраста 20-40 лет. Так сложилось из-за существующих бизнес-процессов, что в магазине сотрудники универсальны и им приходится выполнять тяжелый физический труд, отмечает руководитель пресс-службы Fozzy Group Иван Пальчевский. Из-за чего срок закрытия вакансий в сети увеличился на 15-20%.

В «Сільпо» и гипермаркетах Fozzy острый дефицит рядового персонала, а также специалистов офиса (коммерция, логистика, бухгалтерия), добавляет Пальчевский. Подобная проблема в сетях «Наш край» и SPAR. Число сотрудников по сравнению с довоенным периодом уменьшилось на 12,5%, говорит руководитель департамента развития персонала двух сетей Ольга Семенюта.

Однако ритейлеру удалось сохранить основную часть менеджерского звена, несмотря на то, что несколько человек уехали за границу или были мобилизованы.

Чувствуем нехватку кандидатов мужского пола, говорит HR бизнес-партнер сети «Эпицентр» Ксения Беляева. «Мы бы с радостью трудоустроили профессиональную слесаря или трактористку, однако на рынке труда эти профессии в основном представляют мужчины, а найти достаточное количество женщин на эти должности – сверхсложная задача», – добавляет она.

Какие зарплаты в АТБ, Сільпо, Эпицентре и Авроре /Инфографика Александра Карасева

Какие зарплаты в украинских сетях магазинов Фото Инфографика Александра Карасева

По итогам 2022 года, 70% компаний из ритейл-сектора сокращали персонал, отмечает старшая консультант практики «People Advisory» компании Ernst&Young в Украине Татьяна Рачинская. За первое полугодие 2023-го только 36% компаний сообщили об уменьшении численности сотрудников и столько же – об увеличении.

В секторе оптовой и розничной торговли наблюдается наибольший уровень текучести кадров – 35%, в то время как в среднем по рынку – 14%, добавляет Рачинская. В то же время 33% руководителей ритейлеров указывают содержание персонала как один из ключевых вызовов сейчас.

Почему возник дефицит персонала?

Миграция и опасения мужчин регистрироваться официально

Главная причина нехватки персонала, от которой пострадали ритейлеры – выезд украинцев за границу и соответственно уменьшение количества квалифицированных специалистов в Украине. Из-за постоянного стресса и усталости снижается работоспособность, а соответственно снижается и мотивация устраиваться на постоянную работу, объясняет Иван Пальчевский из Fozzy Group.

Также, по его словам, на поток кандидатов оказывают существенное влияние обстрелы – труднее найти персонал в Харькове, Херсоне и Запорожье. «Если в каком-то городе рядом с нашим супермаркетом был «прилет», то на несколько недель там падает активность кандидатов», – добавляет Пальчевский.

Супермаркет «Сільпо» /предоставлено пресс-службой

Для Fozzy Group труднее найти персонал в Харькове, Херсоне и Запорожье Фото предоставлено пресс-службой

Среди основных причин текучести кадров по инициативе сотрудника в ритейле: увольнение по личным обстоятельствам (65% компаний), релокация сотрудников в другие регионы Украины и другие страны (53%), недовольство уровнем заработной платы (47%), подсчитали Ernst&Young в Украине. В то же время из-за опасений мобилизации и связанного с этим страха официальной регистрации ритейлерам трудно привлечь на работу мужчин.

«С началом большой войны многие специалисты испытывают страх смены работы из-за рисков, связанных с военной агрессией, приостановкой проектов или даже закрытием компаний», – говорит HR бизнес-партнер «Эпицентра» Ксения Беляева. Если компания своевременно рассчитывается, социально поддерживает сотрудников и предлагает гибридный график работы – тогда она считается стабильной для ищущих работу, добавляет Беляева.

Что делают ритейлеры, чтобы привлечь и удержать сотрудников

С начала большой войны в Fozzy Group был создан «Штаб поддержки Превзошедших». «Превзошедшими» в компании называют всех, кто работает в «Сільпо». Такую платформу ценностей ритейлер разработал для внутренней коммуникации – чтобы каждый сотрудник «Сільпо», от бухгалтера до менеджера, понял общие ценности и обещания компании.

«Штаб поддержки Превзошедших» решает все кризисные запросы, связанные с войной, занимается поддержкой ментального здоровья, а также сопровождает ветеранов на протяжении всего пути от мобилизации до возвращения на работу. «В вопросах повседневной жизни помогает наш внутренний консьерж-сервис», – отмечает руководитель пресс-службы Fozzy Group Иван Пальчевский.

В то же время компания стала больше поощрять работу студентов и выпускников, в развитие которых она готова вкладываться. Fozzy Group сделала систему обучения более диджитальной и более быстрой в прохождении. Сеть Thrash! активно коммуницирует о своих вакансиях в учебных заведениях, студенческих общежитиях и группах студентов в соцсетях.

Магазин «АТБ» /DR

В начале 2023 года в сфере торговли работало 3,6 млн человек, что почти равно населению Киева, подсчитала Государственная служба занятости. Фото DR

Thrash! пересмотрел свою бизнес-модель – автоматизировал процессы и, из-за дефицита мужчин, увеличил долю женщин среди персонала с 7% до 20%. Так поступила и сеть гипермаркетов Fozzy – переквалифицировала «мужские специальности» на унисекс.

Для рядовых сотрудников магазинов за 2023 год Thrash! повышал зарплату на 25%. В целом по рынку ритейла оплата труда стала выше на 17% – выросла (по медиане) с 12 000 до 14 000 грн, говорит PR-директор сайта по поиску работы Work.ua. Младшие специалисты с минимальным опытом стали получать зарплату на 20% больше, а управленцы – на 13%. Больше зарплата выросла в Ужгороде, Ивано-Франковске и Одессе.

В сети «Фора» начали использовать новые пути для привлечения людей – например, используют озвучку в магазинах по имеющимся вакансиям и информируют по радио. Отдельно сеть начала работу с переселенцами (ВПЛ) – размещает объявления о работе в группах ВПЛ, хостелах и организациях, работающих с переселенцами.

В «Эпицентре» по состоянию на октябрь 2023-го работает 38 000 человек. «Сейчас есть более 850 вакансий по всей Украине и готовимся к дальнейшему увеличению», – говорит Ксения Беляева из «Эпицентра». Компания планирует строительство новых торговых центров, реновацию существующих и развитие сети Центров выдачи заказов. Это позволит дополнительно создать около 1000 новых рабочих мест, добавляет Беляева.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине