Артур Лорковські /Getty Images
Категория
Деньги
Дата

Украина должна прекратить дотировать тарифы для населения. Интервью с директором секретариата Энергетического сообщества Артуром Лорковски

Энергетическое сообщество позволит Украине получить доступ к европейскому энергетическому рынку до вступления страны в ЕС, считает Артур Лорковски. Фото Getty Images

Почему независимый регулятор – необходимое условие для вступления Украины в ЕС? Что мешает украинской энергосистеме присоединиться к европейской? Как побороть коррупцию? Важная беседа с Артуром Лорковски о сложных решениях, которые должны принять украинские власти, несмотря на войну.

Энергетика – одна из наиболее зарегулированных отраслей украинской экономики. Это может стать преградой по пути Украины в ЕС, утверждает директор секретариата Энергетического сообщества ЕС Артур Лорковски. Именно эта организация помогает Украине приблизиться к европейским стандартам в энергетике.

Что Украина должна сделать в первую очередь? Обеспечить независимость Национального энергетического регулятора от власти и перейти на рыночные тарифы, одновременно поддерживая уязвимых потребителей. «Чем меньше вмешательств в рынок, тем меньше пространства для коррупции», – говорит Лорковски.

О сложных дискуссиях с украинскими властями, ценах на электричество для бизнеса и населения, а также о том, какие реформы нужны на энергорынке, – в интервью с Лорковски для Forbes.

Содержание

1. Что такое Энергетическое сообщество и почему оно важно для Украины?

2. Финансовая поддержка от международных партнеров

3. Тарифы для населения

4. Как нужно реформировать украинский рынок электроэнергии

5. Вызовы перед «Оператором ГТС Украины»

Интервью сокращено и отредактировано для ясности.

Во-первых, расскажите, что из себя представляет Энергетическое сообщество? Какова роль этой организации для Украины?

Это специализированная организация, позволяющая Украине и другим восьми странам соседства получить привилегии от присоединения к европейскому энергорынку до того, как страны присоединятся к ЕС.

Мы верим, что придет день, когда Украина станет членом ЕС и получит доступ к ключевому двигателю благосостояния ЕС – внутреннему рынку на 500 млн человек.

Энергетическое сообщество позволяет уже сейчас получить доступ к энергии на рынке, который больше украинского. Но также придется придерживаться ряда требований. Надо воспроизвести в Украине модель управления рынком, работающую в ЕС. Всем участникам рынка необходимо предложить равные правила игры.

Какие основные проблемы украинского энергетического сектора?

Идет война, разговора об этом не избежать. Она поглощает нас и наши институты. Основной вызов – как смягчить влияние войны на сектор энергетики.

Вне войны есть четыре ключевых вопроса.

  • Одинаковы ли энергосистемы в Украине и ЕС? Как регулируются рынки?
  • Равны ли условия для конкуренции на энергорынках Украины и ЕС?
  • Какая разница в ценах между странами?
  • Использует ли Украина инструменты, искажающие конкуренцию на рынке?

Война влияет на все эти сферы и делает вызовы еще более сложными.

Финансовая поддержка от международных партнеров

В прошлом году Энергетическое сообщество создало Фонд поддержки энергетики Украины. Есть ли условия для Украины для продолжения такой поддержки в следующем году?

Фонд предназначен в первую очередь для быстрого восстановления и не преследует цели реализации долгосрочных проектов развития. Наша основная цель – помочь людям справиться с зимой. У нас ряд краткосрочных задач: закупить автотрансформаторы, краны, обеспечить всем необходимым оборудованием – спецтехникой, кабелями, проводами и генераторами.

Мы, с одной стороны, получаем от Минэнерго перечень необходимого оборудования с техническими характеристиками, с другой – аккумулируем в фонде деньги доноров. Занимаемся закупкой вместе с партнерами по проекту энергетической безопасности. Мы уже реализовали десятки таких проектов в Украине. Я видел автотрансформатор, замененный с нашей помощью.

Как вы боретесь с коррупционными рисками?

Доноры доверяют нашей системе. Европейский союз недавно дополнительно предоставил €55 млн. Правительства стран, таких как Германия, Австрия и Дания, отвечают перед своими налогоплательщиками за эффективное использование средств. Поэтому для них важно иметь надежную систему управления этими ресурсами.

Для меня это большая честь, что администрация США анонсировала свое участие в нашем фонде. Мы сотрудничаем не только с государственными учреждениями. Существенный вклад внесли и частные компании из разных стран, демонстрируя свою веру в надежность нашего механизма поддержки. Теперь мы стремимся привлечь к сотрудничеству города с ЕС, чтобы они могли предоставлять Украине энергетическое оборудование. А мы со своей стороны гарантируем эффективную реализацию этих проектов.

Среди приоритетных шагов, которые Украина должна предпринять, обеспечить независимость Национального энергетического регулятора от власти и перейти на рыночные тарифы, одновременно поддерживая уязвимых потребителей. /Getty Images

Среди приоритетных шагов, которые Украина должна сделать – обеспечить независимость Национального энергетического регулятора от власти и перейти на рыночные тарифы, одновременно поддерживая уязвимых потребителей. Фото Getty Images

Тарифы для населения

Правительство в мае повысило тариф для населения на 83%, до 2,64 грн/кВт⋅ч с 1 июня. Однако тариф по-прежнему остается ниже рыночного уровня цен. Как вы считаете, должна ли Украина увеличивать тариф, несмотря на войну?

В Украине самые низкие тарифы на электричество для населения. Не только в Евросоюзе, но и во всех странах Энергетического сообщества. У вас цены даже ниже, чем в более бедных странах. К примеру, во время прошлогоднего кризиса четверть населения Молдовы платила четверть доходов за электричество. Можете вообразить такую ситуацию в Украине?

Вы оказались в привилегированной ситуации. Но это не зря. Тарифы для населения в Украине не отражают действительную стоимость электроэнергии. Это результат вмешательства в рынок. Кто-то доплачивает за дешевое электричество для населения. Это называется возложением специальных обязанностей, ВСО. В результате такого искажения рынка в энергосекторе накопились миллиардные долги.

Посмотрите на свою генерацию: она современная или устаревшая? Я считаю, что она нуждается в немалых инвестициях. Но денег на это нет, поскольку тарифы не позволяют профинансировать улучшение.

Сколько стоило электричество в Украине и у соседей в конце сентября

Украина: 6,6 евроцента/кВт⋅ч

Венгрия: 9,88 евроцента/кВт⋅ч

Словакия: 19,72 евроцента/кВт⋅ч

Польша: 23,6 евроцента/кВт·ч

Румыния: 16,16 евроцента/кВт·ч

Молдова: 18–20 евроцентов/кВт·ч

Как выйти из ситуации?

Нужно прекратить дотировать тарифы для населения в целом и найти способ защитить наиболее уязвимых потребителей. Это не изобретение. Прошлой зимой мы использовали этот механизм в Молдове, где население сильно пострадало от роста цен на электричество. Я думаю, что Украине тоже следует двигаться по этому пути.

Стоит выделить уязвимых потребителей, имеющих право на сниженные цены. Для них нужно создать систему финансовой поддержки. Убежден, что этот процесс следует начать уже.

Почему? Энергосистема сильно пострадала из-за атак России. Нужны деньги на восстановление, просто чтобы она работала. Люди, которые могут платить более высокие цены, поймут такое объяснение. Посмотрим на реальность: прошлой зимой некоторые пользовались генераторами, а это означает гораздо более высокие затраты на производство электричества, чем возможное повышение тарифов.

Генераторная децентрализация энергосистемы /Getty Images

Генераторная децентрализация энергосистемы

За 11 месяцев 2022 года в Украину завезли 354 000 генераторов более чем на 1 ГВт мощности, что равно одному энергоблоку Хмельницкой АЭС.

Компания – производитель товаров для уборки и гигиенической продукции «Биосфера» закупила шесть промышленных генераторов мощностью 630 кВт, 645 кВт, 750 кВт. «Потратили €300 000–350 000 плюс €150 000 на подключение и дополнительное оборудование», – рассказывала руководительница производственного направления корпорации «Биосфера» Любовь Григорян в январе 2023-го.

Прошлой зимой «Биосфера» платила за электроэнергию из сети от 5,23 до 5,90 грн за кВт/ч. Выработанная генераторами электроэнергия обходилась в 12 грн за 1 кВт·ч. Финальная цена в месяц зависела от того, сколько пользовались генераторами. В ноябре повышение было невысоким: 5,80 грн за кВт⋅час. На январь заложили цену 9 грн за кВт·ч, рассказывала Григорян.

Видите ли вы постоянные коррупционные скандалы вокруг «Энергоатома», «Центрэнерго»? Что вы думаете об этом?

Если бы я видел, то должен был бы сообщить правоохранителям. Коррупция – это всегда результат искажения рыночной ситуации. Чем меньше вмешательств в рынок, тем меньше простора для коррупции. Однако я не буду комментировать конкретные обвинения.

Артур Лорковски /Getty Images

Артур Лорковски Фото Getty Images

Какая реформа нужна украинскому рынку электроэнергии

Вы подчеркиваете, что украинский энергетический регулятор должен быть независимым. Почему это так важно?

Почему нам нужен независимый регулятор? Потому что сфера электроэнергетики монополизирована. Передает электричество единственная компания, управляющая сетями [«Укрэнерго»]. Распределяет электричество в регионе тоже одна компания, контролирующая местные сети [облэнерго]. Нужен регулятор, чтобы заботиться о рынке. Чтобы монополисты не использовали господствующее положение и не устанавливали чрезмерную цену на свои услуги.

В дополнение к естественным монополиям в Украине большая часть генерации – государственная, и есть один крупный частный игрок – ДТЭК.

Действительно, государственные компании на украинском рынке представлены сверх меры. Именно поэтому нужна «китайская стена» между властью и регулятором.

Но почему этот регулятор должен быть независимым? Почему влияние – это плохо?

Цены на электричество должны покрывать затраты на его производство и доставку. Власти всегда хотят установить цены пониже, чтобы расположить к себе избирателей и выиграть следующие выборы.

Независимый от власти орган должен создать справедливую для потребителей и участников рынка (производителей, поставщиков) ситуацию. Он должен быть вне политического влияния, чтобы установить равные для всех правила игры.

Украинские власти говорят, что должны влиять на все сферы – война ведь. Это веская причина?

Вмешательство в рынок во время войны возможно во избежание прекращения поставок электричества или газа. Важно, чтобы вмешательство было минимальным для достижения цели в условиях войны.

Мы обсуждаем с украинской стороной много таких кейсов. К примеру, как осуществлять импорт электричества из ЕС зимой. Есть несколько путей:

  • расширить предельные цены на электричество на организованных сегментах рынка. Так трейдерам будет выгодно импортировать электричество из ЕС, и они это будут делать;
  • не ограничивать потребление предпринимателей, импортирующих себе электричество, как было в прошлом году;
  • ввести импортное ВСО, когда государство берет на себя обязанность покрывать разницу между ценой на электричество в Украине и Европе.

Какой из этих вариантов пропорционален цели и меньше всего вмешивается в рынок? Импортное ВСО, на наш взгляд, – худшее решение, поскольку это наибольшее вмешательство в рынок. Это тема моих бесед с правительством и регулятором. Посмотрим, какое решение они примут.

Что вы слышите от министра энергетики и руководителя регулятора о расширении предельных цен на рынке электричества?

Позиция разнится в зависимости от того, с кем говоришь.

Есть позиция, что Украине нужно срочно принимать решение о расширении предельных цен из-за потребности в импорте электрической энергии. Следует создать рыночные условия, чтобы трейдеры импортировали без потерь.

Другая позиция такова: крупнейшие игроки рынка электроэнергии в Украине могут использовать расширение граничных цен в свою пользу, чтобы заработать больше. Это действительно обоснованная угроза. Но у Энергетического сообщества есть ответ – REMIT. Это набор правил для повышения прозрачности рынка. Для этого регулятор получает дополнительные инструменты управления рынком.

Украинский парламент принял закон о REMIT. Но сама система еще не введена. Мы до сих пор обсуждаем с регулятором, как сформировать детали системы, чтобы обеспечить надлежащий надзор за рынком, какими должны быть правила и штрафы для нарушителей правил.

Когда REMIT заработает, регулятор сможет обеспечить участникам рынка условия конкуренции. А если кто-то будет нарушать европейские правила игры – применять санкции.

За 11 месяцев 2022 года в Украину завезли 354 000 генераторов более чем на 1 ГВт мощности, что равно одному энергоблоку Хмельницкой АЭС. /Getty Images

За 11 месяцев 2022 года в Украину завезли 354 000 генераторов более чем на 1 ГВт мощности, что равно одному энергоблоку Хмельницкой АЭС. Фото Getty Images

Будет ли REMIT работать, если регулятор не является независимым?

Это всегда процесс. Ни у кого нет волшебной палочки или серебряного шара, чтобы исправить ситуацию моментально.

Этот процесс важно начать. Мы, как секретариат Энергетического сообщества, видим недостатки работы регулятора. Некоторые причины – в Конституции Украины, законах и других нормах. Наш отчет с рекомендациями призван донести, насколько важна независимость регулятора.

Украина просто не сможет присоединиться к Европейскому союзу без независимого регулятора на энергетическом рынке. Это одно из ключевых условий. Поэтому сейчас мы говорим: есть проблема, ее нужно решать.

Необходимо изменить нормы закона. Нужно, чтобы члены регулятора развивались вместе с институтом и чувствовали себя защищенными от попыток повлиять на их решения.

Это особенно важно, поскольку закон о REMIT радикально расширяет полномочия регулятора. Параллельно Украина будет интегрироваться в европейский рынок электроэнергетики – будет проходить так называемый market coupling. Так что Евросоюз не сможет допустить отсутствия арбитра на вашем поле.

В Украине Офис президента имеет огромное влияние и фактически выполняет роль теневого правительства. Это проблема?

Мы в секретариате Энергетического сообщества не анализируем отношения между Офисом президента и правительством Украины, для нас это не имеет значения. Наша цель – регулятор, независимый от каких-либо воздействий извне. Члены регулятора должны чувствовать, что могут быть независимыми в течение всего срока выполнения своих обязанностей.

И вы верите, что изменение законодательства поможет этого добиться?

Не важно, во что я верю. Если Украина действительно хочет присоединиться к Европейскому союзу, то иного пути нет, поскольку такая система работает во всех странах ЕС. Если вы верите, что готовы к членству в ЕС, это ваша домашняя работа. Это – мое сообщение.

Вызовы перед «Оператором ГТС Украины»

Как вы видите будущее украинской ГТС?

У Украины есть существенные активы – большая система газовых труб. До войны они обеспечивали поставку российского газа в Европу, а следовательно, и энергетическую безопасность Европы. После начала полномасштабной войны ЕС решил отказаться от российского газа.

Теперь вам нужно обеспечить будущее газотранспортной системе, чтобы она зарабатывала деньги для себя и платила налоги государству. Это задача для руководства ОГТСУ.

Как максимизировать прибыль от использования газотранспортной системы? Мы обсуждаем и частично применяем следующие варианты:

  • Украина может предлагать европейским клиентам место в своих газовых хранилищах. Летом цены на газ, как правило, снижаются и страны запасаются на зиму. Они могут хранить запасы в украинских хранилищах, а во время холодов отбирать газ;
  • украинские компании могут производить возобновляемый газ, биометан. Это может стать стимулом для использования существующей инфраструктуры;
  • собственная добыча газа в Украине и его экспорт в Европу после войны.

Создается впечатление, что первоочередной вопрос для Белого дома – корпоративное управление «Укрэнерго», «Нафтогаза», «Энергоатома». Почему для вас ОГТСУ на первом месте?

Для Энергетического сообщества наиболее важными являются операторы систем передачи электрической энергии (НЭК «Укрэнерго») и газа (ОГТСУ). Эти компании – монополисты. И именно они должны обеспечить равные условия доступа к инфраструктуре всех игроков, без дискриминации.

Рынок не сможет быть конкурентоспособным без надлежащей сертификации и полной независимости операторов систем.

Правительство 31 октября назначило четырех членов наблюдательного совета ОГТСУ. Почему это важно?

Наблюдательный совет важен, потому что владелец ОГТСУ – Министерство энергетики, осуществляющее энергетическую политику в Украине. Также государству принадлежат другие участники газового рынка.

Набсовет ОГТСУ должен создать стену между государством и менеджерами компании. Большинство членов наблюдательного совета должны быть независимыми. Я счастлив, что этот процесс почти завершен.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине