Верховная Рада 1 июля рассмотрит законопроект 5600, который позволит взимать в бюджет дополнительные 50 млрд грн в год, включая 4,6 млрд экологических налогов. «У нас очень большие ожидания относительно получения необходимого количества голосов – в текущей редакции и до парламентских каникул», – сказал Forbes министр финансов Марченко
📲 Forbes Ukraine у WhatsApp. Підписуйтесь й читайте головне про бізнес та економіку
Без изменений в Налоговый кодекс Минфин не сможет рассчитаться с обязательствами: дефицит бюджета по результатам января-мая – 32 млрд грн. Из-за остановки сотрудничества с Международным валютным фондом Украине сложно брать кредиты на внешних рынках, говорит Марченко.
Группы депутатов из ОПЗЖ, «Европейской солидарности» и «Слуги народа» зарегистрировали семь альтернативных налоговых законопроектов. Депутаты пытаются отменить повышение ставок на загрязнение среды, которые коснутся горно-обогатительных комбинатов, металлургических заводов, тепловых электростанций, канализационных предприятий и водоканалов. Марченко говорит, что Кабмин будет отстаивать принятие закона в текущей редакции.
Если Верховная Рада проголосует за правительственную версию закона, то с июля предприятия будут платить не 10, а 30 грн за тонну выбросов СО2. Это будет приносить бюджету дополнительно 2,1 млрд грн в год. В 2020 году загрязнители окружающей среды заплатили 4,4 млрд грн экологического налога, из которых 0,9 млрд грн – за выбросы СО2.
Трехкратное повышение ставки эконалога ждет и горные предприятия. Плату за отходы повысят с 0,49 грн за тонну до 1,5 грн. По подсчетам Минфина, это еще 300 млн грн в год. Налог за сбросы загрязняющих веществ в водоемы будут увеличивать постепенно: в восемь раз в течение последующих восьми лет. В 2021-м ставки повысят в 1,6 раза. Это добавит 100 млн грн в казну в этом году.
Налоговые изменения наиболее существенно повлияют на более чем 20 компаний Рината Ахметова: предприятия по добыче железной руды, металлургические заводы, угольные электростанции, водоканалы, солнечные электростанции. В большинстве секторов, где будут действовать новые нормы, ДТЭК и «Метинвест», принадлежащие Ахметову, занимают доминирующие позиции: 70% тепловых станций, 50% рынка железной руды, 25% рынка альтернативной энергетики.
Представители ДТЭК, Метинвест и Ferrexpo Константина Жеваго не комментируют налоговые изменения.
Компания «АрселорМиттал Кривой Рог» заплатила 317 млн грн экологических налогов в 2020 году. По расчетам компании, увеличение платежей будет стоить ей более 260 млн грн ежегодно. «Мы крайне отрицательно относимся как к столь существенному повышению ставок, так и к намерению применить это повышение уже в нынешнем году, – говорит Сергей Пличко, финансовый директор «АрселорМиттал Кривой Рог». – Есть риск сокращения бюджетов наших масштабных инвестиционных проектов».
Большинство экологических налогов должно оставаться у самих предприятий, чтобы они могли инвестировать в уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, а не отправлять средства в бюджет, считает Пличко.
Статистика по количеству выбросов СО2 формируется Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов на основе отчетности предприятий-загрязнителей. Цифры невозможно проверить. В ближайшие два года закон обязывает предприятия установить счетчики, которые будут измерять объемы выбросов в сточные воды и атмосферный воздух.
Акциз на «зеленую» электроэнергию
Правительство предлагает начать взимать с производителей возобновляемой электроэнергии акциз в размере 3,2% (сейчас действует льготная ставка 0%). Минфин рассчитывает собрать таким образом 2,1 млрд грн до конца 2021 года.
Акциз негативно скажется на инвестиционном климате, считает партнер юрфирмы «Саенко Харенко» Светлана Мусиенко. В июне прошлого года правительство письменно пообещало «зеленым» инвесторам не ухудшать условия работы до конца 2029 года. Акциз снизит доход инвесторов, поэтому они могут пойти в инвестиционный арбитраж и международные суды.
«Китай пойдет в суды, – говорит налоговый эксперт Вячеслав Черкашин. – Это последовательные ребята, они такие вещи не воспринимают: инвестировали более $300 млн и тут меняют условия. Власть их фактически обманула».
Рискнуть имиджем страны, как объясняет Рябчин, украинское правительство заставили долги перед теми инвесторами: государство должно производителям «зеленой» энергии около 20 млрд грн. Долги возникли из-за «инвестиционно стимулирующих» тарифов.
В 2017 году доля возобновляемой энергии, по данным Агентства по энергоэффективности, составляла 6,7% от общего объема, в 2020-м – 12,5%. «По стечению факторов – изменение модели рынка электроэнергии и рост «зеленой» генерации – на рынке стало не хватать денег, чтобы рассчитаться со всеми производителями», – объясняет Рябчин.
Новые тарифы посреди финансового года
Экспертов беспокоит намерение правительства повысить налоги посреди бюджетного года.
«Существенные изменения в налоговое законодательство не должны вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода», – говорит Мусиенко. Чтобы они начали действовать с января 2022 года, парламент должен был принять изменения до конца июля.
Минфин не объяснил, как изменения повлияют на экономику, добавляет Черкашин. По его словам, экспортеры будут платить большие налоги, себестоимость продуктов возрастет, это ухудшит конкурентоспособность этих предприятий и уменьшит валютную выручку, поступающую в страну.
Тарифы на СО2, по его мнению, нужно повышать постепенно, чтобы уменьшить давление на крупных работодателей. «Никто не против поднимать налоги на СО2, но Минфин сразу поднял их в три раза, вытянув большую сумму из предприятий, на которых работают десятки тысяч украинцев», – говорит Черкашин.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.