Правительство пошло на уступки металлургам. В выигрыше Ахметов, Жеваго и Миттал /Фото Shutterstock
Категория
Компании
Дата

Правительство пошло на уступки металлургам. В выигрыше Ахметов, Жеваго и Миттал

Shutterstock

Металлурги убедили правительство отказаться от радикального увеличения ставок ренты на железную руду. С каждой тонны добытых ископаемых они будут платить на треть меньше, чем предлагалось в первой версии законопроекта, которую Кабмин принял 12 мая

Кабинет Министров зарегистрировал в парламенте законопроект об изменениях в Налоговый кодекс (НКУ). Среди прочего правительство предлагает повысить налогообложение добычи железной руды. Сейчас металлурги платят в бюджет 11–12% от себестоимости железорудного сырья (ЖРС), что равно $3 за тонну.

12 мая правительство утвердило абсолютно новую базу налогообложения, которой станут мировые цены на руду, а не стоимость добычи. Ставки, принятые тогда, позволили бы с 1 июля 2021-го взимать с добывающих компаний в 10 раз больше, чем они платят сейчас.

Биржевые цены на ЖРС в последние недели превышают $200/т. Повышение ренты означало бы, что с добытой продукции бизнес должен платить $33/т (при цене $208/т). Однако в финальной версии законопроекта правительство снизило максимальную ставку на руду с 16% до 10%, а также подняло предельную сумму для максимальной ставки со $180 до $200/т. По подсчетам аналитика Concorde Capital Дмитрия Хорошуна, это снижает рентные платежи до $20,8/т.

На этом уступки со стороны государства не остановились – в финальной версии законопроекта также прописали понижающий коэффициент на 0,9 для добычи железной руды. Корректирующие коэффициенты обычно применяются к ставкам рентной платы за пользование недрами, если условия добычи полезных ископаемых затруднены. Например, плательщики ренты за природный газ, которые за свой счет провели экспертизу месторождений на шельфе морской экономической зоны Украины, пользуются коэффициентом 0,7. Но в случае с железной рудой речь идет о любой добытой руде.

С учетом корректирующего коэффициента стоимость пользования недрами снижается для металлургов еще на $2, до $18,7/т. Таким образом, правительство снизило будущие платежи по ренте на 44% от ставки, принятой в мае. А если рыночная цена на руду опустится до $180, то металлурги будут платить уже на 72% меньше, чем предполагалось в первой версии законопроекта.

Правительство пошло на уступки металлургам для периодов высоких цен, согласившись взимать на 40–70% меньше, чем в предыдущей версии, говорит Хорошун. Если сравнивать финальную версию законопроекта с утвержденной в мае, то лишь когда цены на руду обвалятся ниже $85/т, тогда изменение ставок окажется выгодным для бюджета. «С точки зрения долгосрочной перспективы, «июньская» версия закона более сбалансированная, – говорит аналитик. – Потому что предыдущая была больше нацелена на существенное перераспределение текущих сверхприбылей».

«Эти ставки стали для меня разочарованием, – говорит один из народных депутатов «Слуги народа», привлеченных к разработке изменений в НКУ. – Это же недра – там должно идти в бюджет около половины стоимости от цены реализации, а не 5–10%».

«Где-то 70% прибыли всегда забирали себе горнообогатительные комбинаты (ГОК), а государство получало лишь около 30%: 18% – налог на прибыль, около 10% – рента, земельный налог и другие платежи», – говорит народный депутат VIII созыва Алексей Мушак. После значительного роста цены на руду в 2020 году эта пропорция еще больше нарушилась в пользу ГОК.

Крупнейшими производителями ЖРС в Украине являются Южный и Северный ГОК, принадлежащие Ринату Ахметову, Ferrexpo Константина Жеваго и «АрселорМиттал Кривой Рог», входящая в бизнес-империю Лакшми Миттала с рыночной капитализацией $34,8 млрд. Благодаря росту мировых цен на руду они оказались среди самых прибыльных компаний Украины по итогам 2020 года. Прибыль Южного ГОКа достигла 18,2 млрд грн, что делает предприятие Ахметова вторым самым прибыльным в стране предприятием после государственного оператора газотранспортной системы (ГТС Украины). В первом квартале этого года, по данным «Метинвеста», прибыль компании до уплаты процентов по кредитам, налогов и амортизации (EBITDA) выросла до $1,46 млрд против $373 млн в аналогичный период 2020 года.

«Наверное, правительство пошло на уступки, потому что за такие ставки легче насобирать голоса среди депутатов, – предполагает влиятельный депутат из президентской партии. – Это компромисс с «ахметовцами», чтобы было легче протянуть через парламент». Пресс-служба «Метинвеста» не предоставила комментариев для этой статьи.

Правительству, как говорит на условиях анонимности высокопоставленный источник в Кабмине, нужно, чтобы закон проголосовали как можно быстрее. И чтобы с 1 июля 2021 года в госказну уже потекли средства, потому что дефицит бюджета в 2021 году составляет почти 250 млрд грн (5,5% ВВП).

«Это компромиссное решение, приемлемое для всех стейкхолдеров и государства, – говорит министр финансов Сергей Марченко. – Ожидаем принятия закона в ближайшее время».

Материалы по теме
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый Forbes уже в продаже

Новый Forbes уже в продаже

Рейтинг зарплат | 15 самых комфортных банков