Категория
Компании
Дата

Сила бренда «Украина». Nemiroff, Global Spirits и Shabo увеличили экспорт на 20–50%, хотя алкогольный рынок страны упал. В чем секрет

4 хв читання

Shabo /Shutterstock

Стенд Shabo в Кракове, Польша, 17 ноября 2022 года Фото Shutterstock

За год войны экспорт украинского алкоголя упал более чем на треть. Но крупные компании типа Nemiroff и Global Spirits Евгения Черняка наоборот нарастили его. На руку сыграла популярность Украины в мире. Что делают производители, чтобы удержать этот тренд

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

В конце марта 2022 года CEO Nemiroff Юрий Сорочинский получил звонок из Канады. Звонил чиновник из правительства провинции Онтарио с предложением продавать там украинскую водку. Уже через несколько дней Сорочинский по видеозвонку показывал канадцам завод Nemiroff, доказывая, что производство работает и готово производить для них продукт. В конце концов Nemiroff получил от правительства провинции большой заказ на производство водки с украинским флагом на бутылке.

В 2022 году крупные украинские производители водки и вин начали наращивать свой экспорт и открывать новые рынки. Производитель вина Shabo увеличил отгрузку за границу тихого вина на 438%, а игристого – на 56% по сравнению с 2021 годом. В Nemiroff экспортная выручка выросла на 32%. У Global Spirits экспорт в США вырос на 21%. А Bayadera Group увеличила экспорт вина и водки на 1,4%.

Могли бы и больше, но помешали проблемы с логистикой. Вот яркий пример. В марте 2022 года Nemiroff за две недели продал в США годовой запас своей продукции. Он сразу отправил на рынок 10 контейнеров с водкой. Груз, который компания отправила в мае в Америку, был доставлен только в конце сентября. «Три месяца простояли в Украине», – говорит Сорочинский.

Именно проблемы с логистикой стали главной причиной того, что общий экспорт вина и водки из Украины в 2022-м упал, говорит гендиректор Pro-Consulting Александр Соколов. В целом экспорт всех алкогольных напитков из Украины, по данным Государственной таможенной службы, в 2022 году упал на 34%. Еще одна причина падения экспорта – алкогольные производители останавливали свою деятельность из-за большой войны.

Как алкогольные компании увеличивали экспорт

Главная причина того, что украинские производители алкоголя увеличили экспорт – рост популярности и узнаваемости Украины в мире. «Сейчас существует потребительская тяга к украинскому продукту, – объясняет Forbes владелец холдинга Global Spirits Евгений Черняк. – Сообщаешь потребителю, что бренд произведен в Украине, он реагирует положительно, и продажи увеличиваются на 15–20%».

У Nemiroff именно этой возможностью и воспользовались. «Мы подписали контракты с новыми рынками и увеличили продажи на тех, где работали и раньше», – говорит Сорочинский. Новые – это, например, Канада и Багамские острова. На каждой импортной бутылке Nemiroff есть надпись Imported vodka of Ukraine.

Bayadera Group также начала сотрудничество с новыми дистрибьюторами во Франции, Чехии, Австралии и получила большой запрос в странах Балтии, отмечает руководитель международных продаж компании Андрей Кушнир.

В категории «водка» рейтинга Drinks International бренд «Хортица» занимает третье место, «Хлебный дар» «Баядеры» – пятое место, Nemiroff – седьмое.

Юрий Сорочинский, генеральный директор Nemiroff

Юрий Сорочинский, генеральный директор Nemiroff

Чтобы увеличить эффективность продаж, на экспортных рынках компании нанимают местных «сейлзов». Nemiroff сейчас формирует команды из локальных менеджеров на испаноязычных рынках, а также в Азии и Австралии. В Украине подобных специалистов найти невозможно.

Для успешного экспорта одного интереса к стране недостаточно. Должно быть все в порядке с производством. Пример – компания Shabo, которая смогла зайти в большую сеть супермаркетов COOP в Дании. С представителем магазинов совладелец Shabo Гиорги Иукуридзе познакомился на профильной выставке в Дюссельдорфе, которую решил не пропускать, несмотря на войну.

Сеть, которая помогала Украине гуманитаркой и искала, как еще поддержать, поставила на свои полочки Shabo только после того, как ее представитель посетил завод в Одесской области. Первая же партия, заказанная COOP, поразила Иукуридзе. «Уже в августе мы отгрузили 105 000 бутылок вина. Обычно первая партия у новых заказчиков меньше – около 35 000 бутылок», – говорит винодел.

К концу года COOP купила еще одну сотню тысяч бутылок Shabo.

Может ли украинская водка заменить российскую

Однако из-за удорожания логистики экспорт алкоголя пока не очень прибыльное дело. «Цена логистики не позволяет иметь прибыль, многие контракты выполняем с отрицательной маржой», – рассказал Forbes Евгений Черняк. Зачем работать в минус? Важно сохранить активную клиентскую базу даже ценой минусовых контрактов, объясняет бизнесмен.

Более дорогая логистика действительно влияет на получение прибыли. Если до войны доставка одного контейнера водки в США стоила $5000, то есть $0,5–0,6 за бутылку, то летом 2022 года – уже $17 000, что составило $1,6 за бутылку, говорит CEO Nemiroff Юрий Сорочинский.

Евгений Черняк, владелец холдинга Global Spirits /из личного архива

Евгений Черняк, владелец холдинга Global Spirits Фото из личного архива

Повышение интереса иностранцев к Украине и запрет на поставку российской водки может стать окном возможностей для отечественного продукта, считает Соколов из Pro-Consulting. Украинские производители могут рассчитывать занять долю рынка российской водки, добавляет он. По состоянию на 2021 год, по данным Pro-Consulting, РФ экспортировала втрое больше Украины.

Сами производители не так оптимистичны. «Украинская водка так просто не заменит российскую», – считает Сорочинский из Nemiroff. Слишком высока конкуренция.

Но несмотря на осторожные прогнозы, Nemiroff в 2023 году планирует увеличивать продажи в Восточной Европе, развивать рынки Западной Европы, а также Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. У Global Spirits планы еще грандиознее: компания собирается выпускать за границей новые марки. Ром – в Доминиканской Республике, джин – в Италии, виски – в США и текилу – в Мексике.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд