Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная
Категория
Картина дня
Дата

США отказываются от российской водки, выбирая «Хортицю» и «Хлібний дар». Как украинские бренды пользуются бойкотом российского алкоголя

Иллюстрация Shutterstock/Анна Наконечная

В США пустые полки из-под российской водки начала занимать украинская продукция. Как украинский алкогольный бизнес получает выгоду от введения санкций против России

Як мотивувати команду не збавляти темп у надскладних умовах? Дізнайтесь 25 квітня на форумі «Надлюди» від Forbes. Купуйте квиток за посиланням!

За две недели марта украинский производитель алкогольных напитков Nemiroff, принадлежащий Якову Грибову и Анатолию Кипишу, реализовал в США полугодовой запас продукции.

Похожая ситуация в алкогольном холдинге Global Spirits Евгения Черняка. В марте этого года в США спрос на продукцию украинской компании, по словам члена наблюдательного совета Александра Черняка, увеличился в пять раз год от года. Компания ожидает, что по итогам марта 2022 года продажи американского филиала составят 850 000–1 млн литров алкогольной продукции.

Украинские производители воспользовались антироссийскими настроениями в американском обществе и санкциями, введенными против России, после того как она начала войну в Украине. Президент США Джо Байден запретил 11 марта импорт российской водки. «Многие американские торговые сети сняли с продажи российскую водку, – говорит генеральный директор Nemiroff Юрий Сорочинский. – А американские дистрибьюторы начали отказываться от российских поставок».

Американский рынок водки в денежном измерении самый крупный в мире, однако большую долю занимают американские производители. Общий годовой объем продаж водки оценивается в $22 млрд, говорит генеральный директор консалтинговой компании Pro-Consulting Александр Соколов. 95% из этого объема занимает американская водка и 5% – импорт.

В 2021 году Украина продала США водки на $3,7 млн, свидетельствуют данные Pro-Consulting. Большая часть этой суммы пришлась на Global Spirits, «Златогор» и Bayadera. За то же время Россия продала почти в шесть раз больше – на $21,4 млн. По данным Drinks International, в 2020 году в топ-30 водочных брендов в мире вошли следующие торговые марки:

  • от Global Spirits – «Хортиця» (общемировые продажи – 93,6 млн л) и «Мороша» (63 млн л);
  • от Bayadera – «Хлібний дар» (76,5 млн л) и «Козацька рада» (19,8 млн л)
  • от Nemiroff – одноименный бренд Nemiroff (45,9 млн л).
США отказываются от российской водки, выбирая «Хортицю» и «Хлібний дар». Как украинские бренды пользуются бойкотом российского алкоголя /Фото 1

Инфографика: Максим Золоедов

Не только американцы хотят больше украинского алкоголя

Однако санкций мало для того, чтобы резко увеличился спрос на украинскую водку. Сейчас в США в принципе очень популярны любые украинские товары, в частности алкоголь, говорит Черняк-младший. Он отмечает рост спроса во всех штатах. «Это характерно как для штатов, где много украино- и русскоязычных жителей (например, Нью-Йорк и Флорида), так и в американской глубинке в центральной части США», – говорит Сорочинский. – Водку Nemiroff, например, можно приобрести в Калифорнии, Техасе, Нью-Йорке, Иллинойсе, Неваде».

Как только начал увеличиваться спрос на украинский продукт, один из крупнейших американских алкогольных ритейлеров Total Wine & More предложил Global Spirits увеличить присутствие в их сети. «Если раньше наша продукция была представлена в 20% ее магазинов, то теперь она будет представлена во всех», – говорит Черняк. Сеть насчитывает более 230 супермаркетов в 27 штатах.

Но не только американский ритейл хочет больше украинского алкоголя. «На нас вышла сеть ресторанов TGI Fridayʼs. Как оказалось, ее посетители тоже хотят видеть украинский алкоголь в ресторанах и барах», – рассказывает Черняк. В США у TGI Fridayʼs 308 ресторанов.

У украинских поставщиков имеют перспективу нарастить объемы продаж в США в несколько раз уже в краткосрочной перспективе, считает Соколов.

Известность украинских брендов водки и бренда Украины будет расти на фоне глобальной поддержки в противодействии военной агрессии России. Потребители другого импортного алкоголя будут выбирать украинский, чтобы продемонстрировать поддержку, считает Сорочинский. Некоторые ритейлеры направляют часть средств, вырученных от продажи украинского алкоголя, на гуманитарную помощь пострадавшим от войны.

Чтобы воспользоваться возможностью, украинским производителям следует перестраивать логистические цепи. «Обычно украинские производители алкоголя работают на внутренний рынок, – говорит исполняющая директор ассоциации «Укрводка» Алина Шолохман. – Когда они открывают для себя новые рынки или увеличивают долю уже работающих иностранных, они лучше диверсифицируют свои риски ведения бизнеса в будущем».

Ранее украинские производители экспортировали алкоголь через Одесский порт, ныне заблокированный российскими военными кораблями. «Ищем альтернативные пути, по которым можно доставить продукт в другие морские порты контейнерами, а потом уже в США морскими судами», – говорит Сорочинский. Компания сейчас просчитывает расходы по логистике. Global Spirits будет довозить товар в румынский порт Констанца, а оттуда доставлять судами в США.

«Если еще год назад наш запорожский завод «Хортица» работал на рынок США на 7,5-8%, то в марте этого года, после возобновления производства, в некоторые дни он работал на рынок США на 100%», – говорит Черняк.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине