Голова правління Vingroup JSC і мільярдер Фам Нят Вионг на церемонії відкриття заводу VinFast у Хайфоні, В’єтнам, 14 червня 2019 року /Getty Images
Категория
Богатейшие
Дата

От «Мивины» к конгломерату Vingroup с оценкой в $95 млрд. Путь первого миллиардера Вьетнама Фама Нята Выонга

Глава правления Vingroup JSC и миллиардер Фам Нят Выонг на церемонии открытия завода VinFast в Хайфоне, Вьетнам, 14 июня 2019 года Фото Getty Images

Производитель электромобилей VinFast вьетнамского миллиардера Фама Нята Выонга, начинавшего свой бизнес в Украине, смог обойти по рыночной капитализации Volkswagen, Ford и General Motors. Financial Times рассказывает об успехах, неудачах и планах на будущее этого автопроизводителя. Forbes пересказывает главное из материала

Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.

В прошлом году вьетнамский автопроизводитель VinFast, входящий в конгломерат Vingroup миллиардера Фама Нята Выонга, продал всего 24 000 автомобилей, но по рыночной капитализации компания опережает таких гигантов автоиндустрии, как Volkswagen, Ford и General Motors, которые ежегодно продают миллионы автомобилей.

Такой своеобразный парадокс произошел после того, как 15 августа VinFast вышла на американскую биржу Nasdaq после слияния со SPAC-компанией с отметкой $190 млрд. С тех пор акции VinFast упали на 50%, сейчас автопроизводителя оценивают в $95 млрд.

Рыночная капитализация и продажи международных автопроизводителей /Адаптация Forbes Ukraine с Financial Times

Рыночная капитализация и продажи международных автопроизводителей Фото Адаптация Forbes Ukraine с Financial Times

Взлет Выонга

Фам Нят Выонг – основатель VinFast, был самым богатым человеком Вьетнама еще до выхода компании на биржу. Он продолжает контролировать 99% компании и по крайней мере на бумаге его собственный капитал оценивают в $60 млрд. Именно то, что в свободном обращении менее 1% акций VinFast, повлияло на столь быстрое падение стоимости компании.

VinFast является частью империи Выонга. Свой конгломерат Vingroup предприниматель развивает последние 20 лет, и на его успех не в последнюю очередь повлияли близкие связи с коммунистической партией страны. К слову, в 2022-м Вьетнам стал страной с самой быстро развивающейся в Азии экономикой.

Штаб-квартира Vingroup JSC, Ханой, Вьетнам, 5 декабря 2019 года /Getty Images

Штаб-квартира Vingroup JSC, Ханой, Вьетнам, 5 декабря 2019 года Фото Getty Images

Свою карьеру Выонг начал в Украине в 1990-х, основав известный бренд лапши быстрого приготовления «Мивина». В 2010 году швейцарский гигант продовольственных продуктов Nestlé выкупил компанию у предпринимателя за около $150 млн. С этими деньгами он уехал во Вьетнам, где правительство как раз переставляло экономику с централизованных на рыночные рельсы.

Сначала Выонг вложил деньги в недвижимость и занялся разной застройкой: от офисных зданий и торговых центров до жилых комплексов. Дальше была сфера развлечений, ритейла, здравоохранения, образования и технологий.

Во Вьетнаме он известен благодаря таким компаниям, как Vinhomes, Vinschool, VinAI и VinBrain.

Азиатский аналитик в Eurasia Group Питер Мамфорд рассказал, что во Вьетнаме произошел подъем национальных деятелей частного сектора, имеющих политическое влияние. По его словам, Vingroup и является таким деятелем, у которого сильная поддержка правительства.

В прошлом году Vingroup сообщила о 130,5 трлн донгов ($5,4 млрд) выручки и 2 трлн донгов ($82 млн) доходов после уплаты налогов. Это самый крупный частный работодатель страны, штат которого насчитывает 51 200 работников.

Кроме того, компанию поддерживают международные инвесторы, например, сингапурский суверенный форд GIC и южнокорейский конгломерат SK Group. Вьетнам становится более привлекательным для иностранного капитала, ведь страна активно работает над тем, чтобы стать конкурентоспособным производственным хабом, который был бы альтернативой Китаю.

Седаны VinFast Lux A2.0 SA2.0 и внедорожники (SUV) на заводе автопроизводителя в Хайфоне, Вьетнам, 4 декабря 2019 года /Getty Images

Седаны VinFast Lux A2.0 SA2.0 и внедорожники (SUV) на заводе автопроизводителя в Хайфоне, Вьетнам, 4 декабря 2019 года Фото Getty Images

«Только один путь вперед»

Однако во Вьетнаме не все так хорошо. Уменьшение международного спроса повлияло на показатели роста страны в текущем году: уже шесть месяцев (по состоянию на август) экспорт страны падает, это самая длинная полоса падения с 2009 года. Всемирный банк в этом месяце спрогнозировал, что ВВП Вьетнама будет составлять лишь 4,7% в 2023-м.

Правительственные ограничения на кредитование ради уменьшения рисков для экономики и антикоррупционные меры оказали большое влияние на деятелей сферы недвижимости и застройщиков. Из-за таких действий государства международные облигации, выпущенные другими крупными застройщиками, обесценились до нескольких центов с доллара.

Завод VinFast в Хайфоне, Вьетнам. Рабочие соединяют трансмиссию и раму кузова внедорожника Vinfast Lux SA2.0, 4 декабря 2019 года /Getty Images

Завод VinFast в Хайфоне, Вьетнам. Рабочие соединяют трансмиссию и раму кузова внедорожника Vinfast Lux SA2.0, 4 декабря 2019 года Фото Getty Images

Экономические и политические условия, вероятно, заставили Выонга попытаться увеличить присутствие Vingroup на международной арене, начиная с VinFast.

Автопроизводитель решил отойти от авто на двигателях внутреннего сгорания и сосредоточиться на электромобилях. Компания строит завод в Северной Каролине и открыла шоурумы на западном побережье США.

В Европу VinFast тоже планирует зайти. «Наша конечная цель – создать международный бренд», – сказал Выонг в интервью Bloomberg в 2019-м.

Выонг не жалеет денег на своего автопроизводителя и в апреле пообещал вложить $2,5 млрд в компанию. «Vingroup и наш глава всегда поддержат VinFast», – сказала гендиректор автопроизводителя Ле Ти Ту Туи Financial Times перед выходом компании на биржу.

VinFast в Хайфоне, Вьетнам, 4 декабря 2019 года /Getty Images

VinFast в Хайфоне, Вьетнам, 4 декабря 2019 года Фото Getty Images

После шести лет VinFast все еще не прибыльный, а дебют в США затмили неприятности, такие как отзыв первой поставки автомобилей (999 штук) прошлого декабря. Чистый убыток компании в первом квартале текущего года вырос до 14,1 трлн донгов ($574 млн), за аналогичный период прошлого года он составил 9,7 трлн донгов ($398 млн).

Продажи VinFast все еще существенно отстают от продаж конкурентов. Она надеется продать 50 000 автомобилей в этом году, хотя, как заявляет компания, ее производственная мощность составляет 300 000 электромобилей в год.

Сам Выонг признал еще в 2019-м, что завоевать американский рынок будет тяжело. «Это непростой путь, нам придется приложить много усилий, – сказал предприниматель. – Но у нас только один путь вперед».

Кто знает, возможно, предстоящий визит президента Джо Байдена во Вьетнам, который должен состояться в сентябре для налаживания более близких отношений между странами, даст толчок и для бизнеса Выонга в США.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине