7 июля британский стартап для проведения онлайн-мероприятий Hopin огласил о поглощении компании с украинскими корнями Attendify. Forbes рассказывает детали сделки
Что известно о Hopin и Attendify
Hopin основал лондонский разработчик Джонни Буфархат в июне 2019 года. Стартап создает платформу для онлайн-мероприятий – кроме групповых видеозвонков, там есть модули для общения, обмена контактами, показа презентаций и виртуальных экспозиций. Это могут быть вебинары, тимбилдинги, конференции. Сервис рассчитан на ивенты от 20 человек. Его развитию сильно помогла пандемия – изначально Hopin планировал запускаться в сентябре 2020 года, но на фоне коронавирусных ограничений начал работу в феврале.
Компанию быстро заметили инвесторы: в том же месяце в Hopin проинвестировал на $5 млн один из самых авторитетных европейских фондов Accel. К июню 2021 года общая сумма финансирования превысила $570 млн, оценка достигла $5,65 млрд; в списке инвесторов появились Andreessen Horowitz, General Catalyst и LinkedIn. Такие темпы делают Hopin одним из самых быстрорастущих стартапов в истории – число его сотрудников выросло с шести до 400 человек менее чем за год. В списке клиентов Hopin более 80 000 организаций от American Express до НАТО. При этом агрегированная годовая выручка (ARR) достигает всего $70 млн – инвесторы оценивают Hopin по мультипликатору 80X. Один из конкурентов Hopin, сервис Zoom, торгуется на бирже по мультипликатору около 40X.
Attendify основали в 2011 году украинцы Михаил Балясный и Артем Яремчук, изначально он назывался Kitapps. Первое время вся команда проекта базировалась в Киеве – за исключением Балясного, который иммигрировал в США еще в детстве. Attendify занимался созданием брендированных социальных приложений для офлайн-мероприятий. В 2016 году компания привлекла первый публичный раунд инвестиций. $1,7 млн вложил венчурный фонд Алексея Витченко Digital Future – это крупнейшая инвестиция в его истории. Еще на $600 000 в форме конвертируемых займов стартап профинансировал TMT Investment российских предпринимателей Германа Каплуна и Александра Моргульчика.
В 2020 году Attendify сменил позиционирование и адаптировал сервис для гибридных и онлайн-мероприятий. Он делает большой фокус на маркетинговой составляющей: поиске потенциальных клиентов и анализе реакций аудитории. На сайте стартапа указано, что услугами Attendify пользуются более 2500 организаций, включая Google, Coursera и TedX. В компании отказались раскрыть актуальные бизнес-показатели в ответ на запрос Forbes.
Сколько может стоить Attendify
В 2020 году Kitapps Inc., американское юрлицо Attendify, получило выручку в $1,3 млн, сообщает аналитический сервис Dun & Bradstreet, а также «ковидный» займ от правительства США на $400 000, говорит база Pitchbook. С его помощью малый и средний бизнес мог выплатить часть зарплат сотрудникам.
Действительно ли компания столько зарабатывает? В 2018 году фонд Aventures Capital поместил Attendify в список украинских компаний с самым большим объемом зарубежной выручки. То, что компания зарабатывала значительно больше $1,3 млн, сообщил и CEO Attendify Михаил Балясный в переписке с Forbes. Пандемия в любом случае далась сервису непросто – число сотрудников в первом квартале 2020 года сократилось вдвое, примерно до 45 человек, сообщают открытые данные LinkedIn и аналитика Pitchbook. О сокращениях в американском офисе (расположен в Аризоне) гласят и сообщения сотрудников Attendify на сайте Glassdoor.
Опрошенные Forbes участники сделки отказались раскрывать стоимость поглощения, ссылаясь на договор о неразглашении. «Предполагаю, что речь идёт о восьмизначной сумме», – говорит Евгений Сысоев, партнер Aventures Capital. Минимальную сумму сделки в $10 млн назвал и другой топ-менеджер одного из крупнейших в Украине фондов, пожелавший сохранить анонимность.
Прояснить ситуацию позволит отчетность одного из инвесторов, TMT Investments – компания торгуется на Лондонской бирже и ежегодно рапортует о своих результатах. Если TMT реализуют свой конвертируемый займ в акциях или деньгах, это будет маркером стоимости сделки. «Пока что рассчитать оценку не получится, так как условия конвертации у займов разные», – говорит управляющий партнер фонда Герман Каплун.
Для фонда Digital Future это уже четвертый успешный экзит из украинских стартапов – сделку по Attendify он провел в денежном эквиваленте, отказавшись от компенсации акциями. «Сделка прошла быстро, ведь у Hopin есть деньги и видение, – говорит Витченко. – Но можно было продаться и дороже». Для британцев это пятое поглощение в 2021 году – ранее они купили стартапы Boomset, Jamm, Streamable, StreamYard, сфокусированные на онлайн-стриминге и совместной удаленной работе.
После поглощения Балясный станет вице-президентом по ивент-маркетингу в Hopin. Экспертиза его команды должна помочь собирать больше данных и качественнее их анализировать. Компания присматривается к расширению в Украине – Hopin работает в полностью удаленном формате с сотрудниками в 45 странах. Артем Яремчук, операционный директор Attendify, который также выступает партнером фонда Pragmatech, не рассказал Forbes о своем будущем после сделки. «Когда продаешь компанию – твое путешествие не окончено, твоя команда должна выполнить свою миссию в рамках новой, большей организации», – говорит Балясный.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.