7 июля британский стартап для проведения онлайн-мероприятий Hopin огласил о поглощении компании с украинскими корнями Attendify. Forbes рассказывает детали сделки
Купуйте річну передплату на шість журналів Forbes Ukraine за ціною трьох номерів. Якщо ви цінуєте якість, глибину та силу реального досвіду, ця передплата саме для вас. У період Black Friday діє знижка -30%: 1259 грн замість 1799 грн.
Что известно о Hopin и Attendify
Hopin основал лондонский разработчик Джонни Буфархат в июне 2019 года. Стартап создает платформу для онлайн-мероприятий – кроме групповых видеозвонков, там есть модули для общения, обмена контактами, показа презентаций и виртуальных экспозиций. Это могут быть вебинары, тимбилдинги, конференции. Сервис рассчитан на ивенты от 20 человек. Его развитию сильно помогла пандемия – изначально Hopin планировал запускаться в сентябре 2020 года, но на фоне коронавирусных ограничений начал работу в феврале.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Компанию быстро заметили инвесторы: в том же месяце в Hopin проинвестировал на $5 млн один из самых авторитетных европейских фондов Accel. К июню 2021 года общая сумма финансирования превысила $570 млн, оценка достигла $5,65 млрд; в списке инвесторов появились Andreessen Horowitz, General Catalyst и LinkedIn. Такие темпы делают Hopin одним из самых быстрорастущих стартапов в истории – число его сотрудников выросло с шести до 400 человек менее чем за год. В списке клиентов Hopin более 80 000 организаций от American Express до НАТО. При этом агрегированная годовая выручка (ARR) достигает всего $70 млн – инвесторы оценивают Hopin по мультипликатору 80X. Один из конкурентов Hopin, сервис Zoom, торгуется на бирже по мультипликатору около 40X.
Attendify основали в 2011 году украинцы Михаил Балясный и Артем Яремчук, изначально он назывался Kitapps. Первое время вся команда проекта базировалась в Киеве – за исключением Балясного, который иммигрировал в США еще в детстве. Attendify занимался созданием брендированных социальных приложений для офлайн-мероприятий. В 2016 году компания привлекла первый публичный раунд инвестиций. $1,7 млн вложил венчурный фонд Алексея Витченко Digital Future – это крупнейшая инвестиция в его истории. Еще на $600 000 в форме конвертируемых займов стартап профинансировал TMT Investment российских предпринимателей Германа Каплуна и Александра Моргульчика.
В 2020 году Attendify сменил позиционирование и адаптировал сервис для гибридных и онлайн-мероприятий. Он делает большой фокус на маркетинговой составляющей: поиске потенциальных клиентов и анализе реакций аудитории. На сайте стартапа указано, что услугами Attendify пользуются более 2500 организаций, включая Google, Coursera и TedX. В компании отказались раскрыть актуальные бизнес-показатели в ответ на запрос Forbes.
Сколько может стоить Attendify
В 2020 году Kitapps Inc., американское юрлицо Attendify, получило выручку в $1,3 млн, сообщает аналитический сервис Dun & Bradstreet, а также «ковидный» займ от правительства США на $400 000, говорит база Pitchbook. С его помощью малый и средний бизнес мог выплатить часть зарплат сотрудникам.
Действительно ли компания столько зарабатывает? В 2018 году фонд Aventures Capital поместил Attendify в список украинских компаний с самым большим объемом зарубежной выручки. То, что компания зарабатывала значительно больше $1,3 млн, сообщил и CEO Attendify Михаил Балясный в переписке с Forbes. Пандемия в любом случае далась сервису непросто – число сотрудников в первом квартале 2020 года сократилось вдвое, примерно до 45 человек, сообщают открытые данные LinkedIn и аналитика Pitchbook. О сокращениях в американском офисе (расположен в Аризоне) гласят и сообщения сотрудников Attendify на сайте Glassdoor.
Опрошенные Forbes участники сделки отказались раскрывать стоимость поглощения, ссылаясь на договор о неразглашении. «Предполагаю, что речь идёт о восьмизначной сумме», – говорит Евгений Сысоев, партнер Aventures Capital. Минимальную сумму сделки в $10 млн назвал и другой топ-менеджер одного из крупнейших в Украине фондов, пожелавший сохранить анонимность.
Прояснить ситуацию позволит отчетность одного из инвесторов, TMT Investments – компания торгуется на Лондонской бирже и ежегодно рапортует о своих результатах. Если TMT реализуют свой конвертируемый займ в акциях или деньгах, это будет маркером стоимости сделки. «Пока что рассчитать оценку не получится, так как условия конвертации у займов разные», – говорит управляющий партнер фонда Герман Каплун.
Для фонда Digital Future это уже четвертый успешный экзит из украинских стартапов – сделку по Attendify он провел в денежном эквиваленте, отказавшись от компенсации акциями. «Сделка прошла быстро, ведь у Hopin есть деньги и видение, – говорит Витченко. – Но можно было продаться и дороже». Для британцев это пятое поглощение в 2021 году – ранее они купили стартапы Boomset, Jamm, Streamable, StreamYard, сфокусированные на онлайн-стриминге и совместной удаленной работе.
После поглощения Балясный станет вице-президентом по ивент-маркетингу в Hopin. Экспертиза его команды должна помочь собирать больше данных и качественнее их анализировать. Компания присматривается к расширению в Украине – Hopin работает в полностью удаленном формате с сотрудниками в 45 странах. Артем Яремчук, операционный директор Attendify, который также выступает партнером фонда Pragmatech, не рассказал Forbes о своем будущем после сделки. «Когда продаешь компанию – твое путешествие не окончено, твоя команда должна выполнить свою миссию в рамках новой, большей организации», – говорит Балясный.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.