Анджали Суд, гендиректор Vimeo /Jamel Toppin for Forbes
Категория
Инновации
Дата

Сайт Vimeo был кривоватым и непутевым братом YouTube. Анджали Суд придумала, как сделать из него прибыльный бизнес

6 хв читання

Анджали Суд, гендиректор Vimeo Фото Jamel Toppin for Forbes

Семь лет назад у Vimeo были голливудские мечты. Сетевой видеоресурс, которым владеет IAC Барри Диллер, нашел свою нишу – стать прибежищем для нестандартных кинематографистов, которые не хотели заливать свои работы в хаотичную, излишне приправленную рекламой солянку, которой является YouTube

Но они были маленьким бизнесом, который терял деньги, с ежегодным доходом менее $40 млн. Vimeo тешили себя надеждами стать игроками нового стримингового бизнеса; они ставили на то, что связи с креативными людьми помогут им создать стриминговий сервис, который сможет конкурировать с Netflix, Amazon Prime и HBO. Они наняли студийных директоров из Paramount и Hulu, а также подписали дистрибьюторские соглашения с Lionsgate, CBS Interactive и Spike Lee, чтобы расширить контент нового сервиса.

Однако у Анджали Суд, тогдашней 31-летней директора по маркетингу Vimeo, было предчувствие, что будущее компании не за голливудским хитами, а за услугами для Кремниевой долины. Ее план: переместить внимание из сферы развлечений на предпринимателей. «Vimeo давно была софт-компанией для кинематографистов, однако рынок был слишком маленьким, – говорит Суд, которой сейчас 37. – Но был и другой, значительно больший рынок – бизнес. То, что Squarespace и GoDaddy делают для сайтов, мы могли бы делать для видео».

Она представила эту идею Джои Левину, избранному Диллером гендиректору IAC. «Анджали сказала, что это – реальный бизнес, который нужен значительно большей аудитории пользователей, чем кажется, – говорит Левин. Он дал Суд небольшую команду, чтобы проверить идею. – Нам нравится находить умных, талантливых, амбициозных людей, выбрасывать их среди фигуральной глубокой реки и смотреть, выплывут они».

Очень скоро Суд уже уверенно плыла, превращая Vimeo из припавшего пылью и забытого сайта в украшение технопортфеля IAC. Собрав в одном месте инструменты для съемки, редактирования, хранения и распространения видео, Vimeo сообщили о продажах на $84 млн во время четвертого квартала 2020-го – на 54% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. За последний квартал чистый прирост подписчиков составил 300 000, что дает 1,5 млн пользователей в целом – рост почти на 25%. Годовой доход приближается к $300 млн. IAC закрыли стриминговое отделение в 2017 году, а Суд назначили гендиректором.

В ноябре 2020-го после оценки их стоимости в $2,8 млрд Vimeo удалось собрать $150 млн от Thrive Capital и GIC, независимого сингапурского инвестиционного фонда. Всего два месяца спустя после оценки стоимости в $6 млрд они собрали еще $300 млн от T. Rowe Price и Oberndorf Enterprises, Сан-Франциско.

Этой весной IAC планирует сделать Vimeo безналоговым спин-оффом для акционеров. Для Диллера это будет восьмой спин-офф. За последние 25 лет IAC вырастили, реабилитировали и трансформировали веб-активы стоимостью $100 млрд, среди которых известные бренды Match.com, Expedia и Angieʼs List. Стратегия сработала: доллар, который IAC инвестировали в начале своей работы в 1995-м, теперь стоит $40, а годовая доходность в 16% очевидно перевешивает 10% доходности S&P 500. «В цифровой жизни и с ее возможностями Vimeo только набирает обороты, – говорит Диллер. – У них потрясающий потенциал».

Getty Images

Гендиректор Анджали Суд превратила почти забытый сайт Vimeo в 6-миллиардный взрывной бизнес, который позволяет семейным магазинчикам и огромным корпорациям снимать, редактировать и постить миллионы видео на самых влиятельных сайтах. Фото Getty Images

Vimeo должен быть следующим звездным спин-оффом. На современном слегка раздутом рынке облачного ПО Bank of America предсказывает, что Vimeo (которых IAC пытались сплавить Kodak примерно за $10 млн более десяти лет назад) может достичь оценки в $10 млрд, а это почти 50% текущей рыночной капитализации IAC.

Для клиентов Vimeo – это цифровой кукурузник, чье ПО позволяет им распространять видео в соцсетях, на сайтах, цифровых маркетплейсах и стримигнових каналах, а также создавать маркетинговые видео для рассылки по электронной почте. Абонплата стартует от $7 в месяц за базовый пакет услуг и может достигать более $20 000 в месяц для крупных корпоративных клиентов вроде Amazon и Starbucks.

Так как Vimeo не содержит рекламы, их видео пропускают на сайты с рекламой, такие как Facebook, LinkedIn, YouTube, Pinterest и Twitter. Отсутствие рекламы также важно для распространения на сайтах онлайн-ритейлеров, таких как Amazon, Etsy и Shopify. А корпоративным клиентам Vimeo не надо волноваться, что случайная реклама, или того хуже, реклама конкурентов, появится посреди их брендового контента.

Компании вроде Deloitte, Pottery Barn, Rite Aid и Forbes используют Vimeo для доставки учебных роликов и видео для ознакомления, а также для трансляции в прямом эфире корпоративных мероприятий сотрудникам, которые теперь рассеяны по миру. А тем временем более миллиона представителей меньших бизнесов используют Vimeo для распространения рекламных видео, демонстрационных видео продуктов и видео с инструкциями.

Может, Vimeo и не удалось запустить собственный стриминговий канал, но тысячи пользователей – от инди-кинематографистов до инструкторов по пилатесу – используют их, чтобы создавать собственные каналы для подписчиков на стримингових сервисах вроде Apple TV, Roku, Fire TV и Xbox. «Мы и 16-летняя видеоплатформа, и трехлетний стартап ПО», – говорит Суд.

Vimeo присоединились к IAC в 2006 году как часть договоренности Диллера о покупке Connected Ventures, владельца простенького комедийного сайта CollegeHumor. 30-миллионное соглашение включало комедийную студию, ее мерч-придаток – сайт BustedTees – и Vimeo, веб-плеер для скетчей от CollegeHumor. «Мы купили Vimeo почти случайно», – говорит Левин.

В течение следующих десяти лет компания пыталась заработать на зрителях через сервис по требованию, похожий на iTunes, а позже – за счет студии и стримингового канала. И особого успеха это не приносило. «У Vimeo всегда был кризис идентичности, – говорит Суд. – У нас был прекрасный бренд и платформа, но нам было трудно понять, что с этим делать».

У Суд бесспорно были необходимые способности и образование для того, чтобы осуществить превращение Vimeo. Она выросла в семье двух врачей-иммигрантов в сплоченной индийской общине в Флинте, Мичиган. После того как ее государственная школа потеряла аккредитацию, Суд подала заявки на вступление в 12 школ-интернатов и ее приняли в элитную Академию Филлипса в Эндовере, Массачусетс. Далее была степень в Вортонской школе и несколько лет заключения сделок о слиянии в Sagent Advisors. Позже Суд училась в Гарвардской школе бизнеса и немного поработала в Amazon в закупке игрушек и в маркетинге на Diapers.com, прежде чем присоединиться к Vimeo.

Через год в компании Суд начала замечать короткие рекламные клипы и демонстрационные видео различных продуктов – и все это наряду с обычными для Vimeo документальными фильмами и артхаусными киноработами. «Было все, от малых семейных бизнесов до технологичных стартапов и отделов маркетинга крупных компаний, – рассказывает она. – Они все были такие разные, что это должно было стать трендом».

Getty Images

Основатель IAC Барри Диллер (собственный капитал $4,2 млрд) заработал миллионы как голливудский магнат в 70-х и 80-х, а после того – миллиарды в интернете. «Когда ты сосредотачиваешься на чем-то с четким видением в голове, если сама идея хорошая, то процветание неизбежно, – говорит он. – Vimeo процветает». Фото Getty Images

Она узнала, что новые клиенты использовали Vimeo, чтобы постить маркетинговые видео на Facebook, Twitter, Instagram и собственных сайтах. «Существовала огромная группа пользователей, которых никто не обслуживал». Ее команда разработала инструменты для компаний: скачать логотипы, вставить кнопки «Купить сейчас» и добавлять к видео возможность собирать электронные адреса. За год стабильного роста IAC наняли еще 50 человек в команду Суд.

В то время как бизнес с программным обеспечением развивался, студия контента Vimeo приходила в упадок. Было невозможно конкурировать с компаниями-толстосумами, такими как Amazon Prime Video и Netflix, которые тратили миллиарды на фильмы и передачи. Летом 2017 года Левин сказал Суд, Vimeo закрывают студию и полностью сосредоточиваются на ПО, а она будет гендиректором. «Я никогда и подумать не могла, что они предложат мне эту должность, – признается Суд. – Я спросила: «Это шутка такая?», а потом сразу попыталась нацепить покерфейс».

В последнем квартале 2019 года их доход вырос на 27%, что уже немало, но пандемия способствовала дополнительному повышению спроса на Vimeo. «За ночь видео превратились из приятного бонуса необходимость», – отмечает Суд. Количество пользователей выросло до небес, поэтому она быстро взялась за подбор дополнительных сотрудников в техотдел и отдел обслуживания клиентов. Сегодня у Vimeo более 700 сотрудников, около половины из которых работают в отделе R&D, а другие заняты в отделах продаж, маркетинга и обслуживания клиентов.

Сайт Vimeo был кривоватым и непутевым братом YouTube. Анджали Суд придумала, как сделать из него прибыльный бизнес /Фото 1

Самые большие звезды видео в интернете руководят отдельными «царствами» – геймеры на Twitch, танцовщики на TikTok, а селебритиз на IGTV – и имеют там больше подписчиков, чем в главных соцсетях. Вот несколько самых популярных аккаунтов и год их регистрации. Инфографика Forbes.com

Суд теперь готовится к постковидному гибриду делового мира, в котором она ожидает увидеть еще большее возростание преимущества видео. Она хочет сделать виртуальные мероприятия и собрания более интерактивными, близкими и консолидированными. Vimeo также тестируют искусственный интеллект в превращении «сырых» отснятых материалов в привлекательный маркетинговый контент для индустрий вроде ресторанов и недвижимости.

А еще приближается спин-офф. Суд говорит, что превращение в спин-офф упростит им поиск талантов, поглощения, раскрутку бренда и продажу услуг крупным корпорациям (и доступ к капиталу на рынке, который оценивает софт-фирмы примерно в 40 раз больше, чем они зарабатывают). А как насчет перехода от директора по маркетингу к гендиректору публичной компании меньше чем за четыре года? «Как женщина, мама и гендиректор техкомпании я редкость в мире ПО, – говорит Суд. – Я в восторге от того, что могу поделиться своими взглядами и стилем с индустрией. Будет весело».

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд
В новом журнале Forbes Ukraine: список NEXT 250 перспективных компаний малого и среднего бизнеса

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине