Мировая экономика плывет. Это не фигура речи. Около 90% общего объема глобальной торговли, или 11 млрд т груза, ежегодно проходит по морю, констатирует Международная палата судоходства. Украина – не морская сверхдержава, но и не захудалая провинция. Каждый 20-й моряк торгового флота – украинец. По оценке Морской палаты, украинские моряки перечисляют на родину минимум $2 млрд в год. Стартапер из Америки, который строит крупнейший маркетплейс для поиска работы в море, приложит все усилия, чтобы эта сумма значительно выросла
Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?
Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!
«Ты никогда обо мне не слышал, у меня странное имя, но я планирую сделать в этой стране кое-что очень классное», – такими словами Агапитос Диакойаннис, 29, начинал собеседования с людьми, которых планировал нанять для своего стартапа Seafair в Украине. Его компания помогает морякам и судоходным компаниям найти друг друга. Но Seafair не просто сайт для поиска работы.
Диакойаннис хочет построить сервис, который возьмет на себя максимум организационных вопросов – от проверки документов до транспортировки моряка в любой порт мира и выплаты ему зарплаты. Развернуться есть где. В мире примерно 1,6 млн моряков, которые зарабатывают около $50 млрд в год. Крюинговые агентства, которые набирают команды, имеют выручку порядка $2 млрд. Диакойаннис убежден, что может их потеснить. Откуда такая уверенность?
Греция – страна мореплавателей, а не стартапов. Под ее бело-голубым флагом плавает каждое пятое торговое судно – это крупнейший коммерческий флот в мире. Но уроженец Салоник Диакойаннис нашел свою гавань не сразу. Сын врача, он успел поучиться в медицинской школе в Брюсселе, потом увлекся инженерией. Интерес к технологиям привел его в берлинскую венчурную студию Rocket Internet, где Диакойаннис отвечал за сервис доставки foodpanda.
Перебравшись в Америку, предприниматель дополнил диплом по инжинирингу учебой в Колумбийской бизнес-школе, после чего устроился в нью-йоркский венчурный фонд FJ Labs. Среди прочего компания инвестировала в сервис бронирования столиков и доставки еды Allset, основанный украинцами Анной Полищук и Стасом Матвиенко. FJ Labs специализируется на маркетплейсах, и именно здесь Диакойаннис разглядел нишу для своего стартапа.
«Я видел специализированные проекты для поиска работы, например в сфере нефтедобычи, – рассказывает Диакойаннис.– Почему не сделать такой же для морской индустрии?» Первым инвестором Seafair, который поднял $750 000, стал фонд FJ Labs во главе с его основателем Фабрисио Гриндой. В его предпринимательской коллекции ранние вложения в Uber, Alibaba и AirBnB.
Проблемы крюинговой индустрии вскрылись достаточно быстро. Прежде всего развитию мешает структура рынка труда. Лидеры по размеру флота (Греция, Дания, Норвегия) – не те же, что предоставляют на рынок рабочую силу. Моряков ради экономии чаще нанимают в развивающихся странах вроде Филиппин, Индии или Украины. Сэкономить – первоочередная задача, ведь зарплаты составляют 50–70% операционных затрат перевозчиков.
- Категория
- Рейтинги
- Дата
Наймом моряков преимущественно занимаются небольшие агентства, у которых нет ни стимулов, ни ресурсов для улучшения внутренних процессов. Их задача – по запросу судовладельца найти моряка, проверить его на соответствие профессиональным требованиям, помочь в оформлении медицинских карт, виз и других разрешительных документов. Процесс слабо цифровизирован. Результат – бумажная волокита, взятки, неэффективное использование данных. Украина – не исключение.
«Минимум 60% крюинговых компаний в Украине ведут себя нечистоплотно, – сетует вице-президент Морской палаты Украины Иван Ниякий. – Они отправляют моряков в фиктивные центры для прохождения медкомиссии, рисуют результаты тестирования, дописывают опыт работы». Это прямой путь к катастрофе: по данным страховой компании Allianz, три четверти аварий, кораблекрушений и смертей в торговом флоте вызваны ошибками экипажа.
Некоторые рекрутеры не возражают и против левого заработка. Стандартная взятка «за трудоустройство» – месячный оклад, рассказали Forbes на условиях анонимности несколько моряков.
Диакойаннис разделяет позицию борца за свободное программное обеспечение Тима О’Райли, сравнившего данные с песком: их легко извлечь, но нужно тщательно переработать, чтобы они принесли пользу. Ключевая идея Seafair – тщательный сбор и анализ информации. Подаваясь на вакансию, моряки заполняют анкеты онлайн и могут сделать это прямо со смартфонов. Данных много: типичный контракт для судовладельца включает более 130 пунктов, вводные для которых разбросаны между резюме, сертификатами, медицинскими картами, отзывами с предыдущих мест работы. Seafair проверяет достоверность информации и передает ее напрямую в ERP-системы судовладельцев. Компания также разработала психометрический тест. Это глубинный вопросник из 135 пунктов, который показывает психологический портрет моряка.
Почему до этого не додумался никто другой? «В первую очередь обычно цифровизируют то, что приносит доход, – уверяет Диакойаннис, – а наем – это чистые расходы». Для сравнения: сфера чартеринга – контрактов между судовладельцем и фрахтователем – кишит стартапами, которые используют ИИ и большие данные, чтобы оптимизировать процесс. Например, Signal Ocean греческого предпринимателя Иоаниса Мартиноса с помощью алгоритмов предсказывает динамику стоимости аренды кораблей и берет с подписчика тысячи долларов за эту аналитику.
Seafair зарабатывает на судовладельцах, используя для расчета своего вознаграждения зарплату моряков. Комиссионные – 2–3% от ставки моряка.
Украина в планах стартапа на первом месте. «Местный рынок – это примерно 150 000 моряков, – рассказывает Юлия Бабенко, руководитель одесского офиса Seafair. – Мы пока наняли меньше тысячи, зато сфокусировались на премиальном сегменте». Средняя зарплата украинских моряков, нанятых Seafair, – $7000 в месяц.
Высокая квалификация – главное преимущество украинского рынка. Мировой спрос на рабочую силу распределен неравномерно. Офицеров в торговом флоте не хватает: рекрутинговая компания Manpower оценивает их глобальный дефицит примерно в 16 500 специалистов. Зато рядового состава примерно на 120 000 больше, чем могут нанять судовладельцы.
Seafair потратил на развитие в Украине около $100 000, оценивает Диакойаннис. На что пошли начальные инвестиции? Потратились на получение лицензии Минэкономразвития на посредничество при трудоустройств, открытие офисов, найм и разработку. Еще одна важная статья расходов – цифровой маркетинг. Seafair рекламируется в соцсетях и поиске. Примерно 80% украинских моряков зарегистрированы в соцсетях, а компании, которые обеспечивают интернет-соединение на кораблях, пользуются большей популярностью у экипажей. Нашел Seafair в Instagram, заполнил анкету онлайн и спустя пару месяцев вышел в первый рейс, рассказывает одессит, капитан Илья Поглод.
Придать ускорение своему стартапу Диакойаннис планирует за счет оптимизации процессов и венчурного капитала. На третий квартал 2021 года он запланировал новый раунд на несколько миллионов долларов. Главное – не пускать в капитал традиционный судоходный бизнес, уверен основатель. Иначе придется решать проблемы конкретной компании, а не индустрии в целом.
Деньги – не единственная проблема. «Если вы запускаете стартап, нужно не просто найти людей, способных самостоятельно решать проблемы, – объясняет Диакойаннис. – Главное– вовремя установить культуру». Его антипример – Uber, который построил один из самых успешных в мире маркетплейсов, но поплатился кадрами и репутацией из-за токсичной культуры. Проверка на соответствие ценностям в Seafair пока что простая: нужно ценить чужой труд. «Меня восхищают моряки, способные на полгода уйти в плавание и трудиться круглые сутки, – объясняет основатель Seafair. – И мы намерены им помочь».
В онлайн-версии этой статьи упоминание об инвестициях Seafair в Украине было отредактировано чтобы правильнее отразить структуру расходов компании.
Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.