Стартап Upswot знает, как подружить банки и малый бизнес. Сейчас он штурмует США /из личного архива
Категория
Инновации
Дата

Стартап Upswot знает, как подружить банки и малый бизнес. Сейчас он штурмует США

5 хв читання

из личного архива

Прежде чем заняться высокими технологиями, уроженец Днепра Дмитрий Норенко, 43, освоил куда более приземленные занятия. В начале 2000-х работал в колл-центре «Киевстара», а потом занялся реструктуризацией долгов в Credit Collection Group, «Укрборг» и еще ряде компаний. «Проще говоря, это было коллекторство, но мы работали с бизнес-клиентами», – рассказывает он

Amazon інвестує мільярди доларів у ШІ, роботів та машинне навчання. Якими принципами й правилами керується компанія?

Дізнайтеся вже 22 листопада на Forbes Tech 2024. Купуйте квиток за посиланням!

Прежде чем заняться высокими технологиями, уроженец Днепра Дмитрий Норенко, 34, освоил куда более приземленные занятия. В начале 2000‑х работал в колл‑центре «Киевстара», а потом занялся реструктуризацией долгов в Credit Collection Group, «Укрборг» и еще ряде компаний. «Проще говоря, это было коллекторство, но мы работали с бизнес‑клиентами: банками и их должниками»,– рассказывает он.

В 2013 году Норенко перебрался в Испанию и там же, по собственному описанию, «заболел стартапами». Свой первый стартап, компанию bNesis, он вместе с разработчиком Денисом Кириным запустил в 2016 году. Компания была зарегистрирована в Польше, а команда разработки находилась в Украине. bNesis создавал набор программных инструментов, который ускоряет интеграцию облачных сервисов в приложения. Иными словами, позволяет проще и удобнее транспортировать данные внутри IT‑инфраструктуры.

Вскоре у Норенко начались разногласия с сооснователем и техническим директором проекта. Он захотел повернуть проект в сторону финтеха, Кирин настаивал на первоначальной идее. Решили, что компания займется сбором данных о заемщиках – банки могли интегрировать их в свой процесс выдачи кредитов. bNesis обещал повысить точность оценки кредитоспособности. Тестовые проекты запустили полтора десятка банков из Украины, Польши и даже Индии. Нашлись и инвесторы. В декабре 2017 года компания привлекла €400 000 от двух польских фондов. Но громкий слоган – «сделать первого украинско‑польского единорога» – воплотить в жизнь не удалось. Разногласия основателей отодвигали мечту все дальше, пока окончательно ее не похоронили в конце 2018‑го.

Через пару месяцев Норенко взялся строить новую компанию – финтех‑проект UPSWOT. В финансовом мире он нашел новый изъян, который собирался устранить. «Банки совершенно не понимают, как кредитовать малый и средний бизнес, а это основа любой развитой экономики», – объясняет он. UPSWOT позволяет банку интегрировать в онлайн‑кабинет пользователя модуль, который собирает и агрегирует данные из ключевых бизнес‑сервисов. На одном экране видны данные из CRM и ERP‑систем, платежных агрегаторов, электронных кошельков и онлайн‑бухгалтерии. Всего поддерживается более 120 источников информации.

Это полезно обеим сторонам. Предпринимателю дают подсказки – прогнозируют выручку, возможные кассовые разрывы, уровень транзакционных потерь и количество незакрытых сделок. Все это доступно бесплатно. Для банка это возможность найти качественных заемщиков и снизить риски. Компания наняла новых сотрудников или купила крупный актив? Банк может предложить кредитную линию еще до того, как клиент ее попросит. Клиенты начинают задерживать оплату поставок? Лимиты автоматически снижаются. «UPSWOT убирает информационную асимметрию, которая всегда существует в отношениях между бизнесом и банком», – говорит Игорь Улис, ангельский инвестор стартапа и технологический директор американской финтех‑компании Liberty Lending.

Конечная цель UPSWOT – поменять представление о банках. Малый бизнес воспринимает их как средство хранения капитала и источник головной боли, констатирует консалтинговая компания Accenture. При этом каждое пятое малое или среднее предприятие готово платить за финансовые сервисы, которые помогут ему зарабатывать больше, а каждый третий уже использует сторонние решения.

Пока что в основе экономики UPSWOT – пилотные проекты с крупными американскими банками. Если они пройдут успешно, корпоративные клиенты будут платить UPSWOT абонплату в размере от нескольких сотен тысяч до миллионов долларов США. В Европе и других регионах его продукт продают через партнеров: аналитические решения UPSWOT уже интегрировали украинский Райффайзен Банк Аваль, российский «УралСиб» и мобильный оператор МТС.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

«Это уникальное решение, альтернатив которому нет в этом регионе и части света,– говорит Роберт Норманн, бывший член правления «Аваля» и ангельский инвестор UPSWOT.– UPSWOT позволяет банкам укрепить отношения с малым и средним бизнесом, а это очень сложные и перспективные клиенты». Он, правда, не ждет больших успехов в постсоветских странах. «Для работы UPSWOT необходима культура обмена данными между институциями и бизнесом, – отмечает бизнесмен. – Но местные предприниматели не стремятся показывать свою отчетность сторонним организациям».

Ближайший конкурент стартапа Норенко находится в другой части света. Австралийская компания 9Spokes делает агрегатор данных для бизнеса с 2016 года, но пока подключила только два местных банка.

Норенко делают ставку на США. В стране сегодня более 31,7млн малых исредних компаний, в которых работает более 58 млн наемных человек. Деньги по низким ставкам нужны многим, особенно вкризисное время. Тем более что перед глазами есть успешные истории. Финтех‑компания Pipe предоставляет стартапам займы, основываясь на том, как растет их постоянная выручка. Она привлекла более $66 млн инвестиций.

UPSWOT пока что собрал меньше. В ноябре 2020 года компания закрыла раунд на $4,3 млн, общая сумма финансирования– $5 млн. Стартап оценивают более чем в $20 млн. «Они решают сложную проблему. А это лучший рецепт, чтобы привлечь крупные деньги, – рассказывает Улис.– Если данные называют новой нефтью, то у UPSWOT идеальная установка, чтобы выкачивать ее из сотен источников».

В стартапе пока не оглядываются на оценку. «Мы строим бизнес, потому что он нас вдохновляет и получается, – рассказывает Норенко, – У меня нет цели продать компанию подороже. Есть цель построить что‑то крутое». Его ключевые партнеры – технический директор Андрей Давыдчик и операционный директор Дмитрий Сиволап – выходцы из системного интегратора Banza, работавшего с платформой Creatio, которую создала Катерина Костерева. С маркетингом команде помогает Ярослав Ярославский. «Наше ключевое преимущество в том, что мы думаем не как финансисты, а как инноваторы и предприниматели»,– отмечает Сиволап, 36.

Инфографика Леонид Лукашенко

Инфографика Леонид Лукашенко

«Строить крутое» команде UPSWOT помогают упорство и децентрализация. Компания зарегистрирована в США, но вся разработка (а в команде более 40 человек) находится в Украине. «Нас как инвесторов Украина очень впечатляет. С учетом числа занятых в IT‑индустрии людей и качества их подготовки это одно из лучших мест в Европе»,– говорит Натаниэль Кларксон, управляющий партнер фонда CFV Ventures, который инвестировал в UPSWOT.

Штаб‑квартира компании находится в городе Шарлотт, Северная Каролина. Не самое громкое название в стартап‑сообществе, но у Норенко, который перебрался в Шарлотт из Сан‑Франциско, своя мотивация.

«Это второй в США банковский центр, который уступает только Нью‑Йорку»,– рассказывает он. В Шарлотте расположена штаб‑квартира Ассоциации малых американских банков (ICBA). Она представляет более 5000 финансовых учреждений, которые кредитуют локальных предпринимателей. Норенко привлек ICBA в инвесторы и теперь хочет массово продавать свою технологию ее участникам. Он рассчитывает получить операционную прибыль уже в 2021 году, но для этого потребуется конвертировать пилотные проекты в полноценные контракты.

Ближайшая задача – построить в Америке отдел продаж. «Я хочу сделать так, чтобы закрывать сделки мог каждый. То, что это реально, мне показали в «Киевстаре»,– говорит Норенко. Отдел продаж он планирует разместить в городке Кейп‑Жирардо, Миссури, а чтобы не переплачивать, собирается нанимать местных студентов.

Норенко уже поступали предложения о покупке стартапа. «Эту технологию обязательно захотят купить банки, но тогда ценность идеи резко упадет и они будут решать проблему компании, а не индустрии»,– объясняет Каустав Дас, инвестор UPSWOT и бывший вице‑президент American Express. По его словам, гораздо лучше, если проектом заинтересуется сервисная компания вроде Salesforce или Microsoft. Норенко пока категорически отметает идею о продаже UPSWOT. Причина? «Эгоизм. Я хочу сделать то, за что нам будут благодарны люди со всего мира»,– говорит он. 

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Предыдущий слайд
Следующий слайд