Запущенное в 2021-м украинское математическое приложение MathMaster генерирует до $1 млн в месяц. Львиная доля из 10 млн пользователей – американские школьники и студенты, нуждающиеся в помощи с домашкой. Как масштабировать такой бизнес, когда ChatGPT автоматизирует задачи одну за другой
Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.
«На первые две недели были такие задачи: что делать с бизнесом и что делать с командой», – вспоминает начало полномасштабного вторжения CEO семилетней IT-компании Futurra Group Виталий Шаталов, 31. Эта дилемма знакома сотням украинских предпринимателей, но для Шаталова и его кофаундера Дмитрия Штепы, 26, ситуация выглядела патовой.
Флагманский продукт Futurra Group – учебное приложение для школьников и студентов MathMaster, помогающее решать математические задачи. Оно приносит до 80% выручки компании и полностью зависит от сотен так называемых экспертов – людей, которые, собственно, и делают всю работу.
В марте 2022 года Шаталов со Штепой эвакуировали разработчиков в пансионаты на Западе Украины и в авральном режиме искали замену экспертам-украинцам. «Они не могли работать, были в подвалах, без связи, уехали в другие регионы или за границу», – говорит Шаталов.
План сработал. На август 2023-го у MathMaster было 10 млн пользователей, 80–90% экспертов – иностранцы, годовая выручка подскочила вдвое. Как устроен бизнес на математике и почему фаундеры сделали ставку на человеческий интеллект, пока мир завоевывают ИИ-алгоритмы?
Живые тьюторы против алгоритмов
Основанная в 2016-м Futurra Group – первый бизнес выпускника «фабрики стартапов» Genesis Шаталова. Проработав продакт-оунером три года в компании Владимира Многолетнего и Василия Ульянова, он отважился уйти в свободное плавание.
В партнеры взял студента третьего курса экономфака КНУ им. Шевченко Штепу. Тот как раз заинтересовался цифровым маркетингом и искал опыт на тематических мероприятиях в разных компаниях и университетах. «Мне сказали, что есть парень, который очень хочет работать, даже бесплатно», – улыбается Шаталов.
Бизнес-модель Futurra Group несколько напоминает альма-матер Шаталова Genesis. Компания разрабатывает мобильные приложения – от бизнес-утилит и VPN до астрономического приложения для наблюдения за звездами через смартфон. Когда какой-то продукт выстреливает – он выделяется в самостоятельный бизнес-юнит. Впрочем, похоже, что от Genesis учредители получили не только опыт.
Futurra Group – одна из инвестиций Skelar, подтвердили Forbes фаундеры и два источника, знакомых с подробностями сделки. Skelar – основанный Максимом Штепой венчур билдер с фокусом на продуктовых стартапах, который до 2023-го назывался SocialTech. Это один из «выпускников» Genesis, выросший достаточно, чтобы отделиться от материнской компании.
Сумму инвестиций учредители Futurra Group не разглашают, ссылаясь на NDA. На запуск MathMaster понадобилось чуть более $1 млн, за год проект вышел на самоокупаемость. Выручка Futurra Group в 2022-м – $1 млн в месяц, по сравнению с 2021-м доходы выросли вдвое, уверяют учредители. Львиную долю этой суммы – 80–90% – обеспечивает математическое приложение. Почему оно стало флагманским продуктом?
Бизнес-приложения приносили Futurra Group стабильный доход, но однажды фаундеры наткнулись на нишу приложений для решения задач в точных науках. Там уже были большие игроки с большими доходами, говорит Штепа. Одни из самых известных – основанный в 2009 году польский Brainly с 350 млн пользователей и американский Photomath с $29 млн венчурных инвестиций.
Снаружи функционал продукта прост – нужно скачать приложение, загрузить в него задачу и получить ответ. Первая версия MathMaster была автоматической – запросы пользователей обрабатывали алгоритмы. Однако не слишком успешно – программы справлялись только с 50–60% задач. Основная проблема – пользователи не всегда предоставляли корректные данные, иногда просто сбрасывали какие-то графики, фотографии с книг или монитора компьютера, говорит Штепа.
«Решения не было ни у нас, ни у конкурентов», – продолжает он. Тогда партнеры попытались делегировать решение задач живым людям, разбирающимся в математике. Идея сработала – сейчас с MathMaster сотрудничают более 1000 экспертов-фрилансеров, из них до 20% – украинцы. Их заработок – от $30 до $2000 в месяц – зависит от количества решенных задач. На чем планируют дальше зарабатывать их «работодатели»?
Сколько стоит MathMaster
Текущая версия MathMaster – это смесь приложения-шпаргалки и платформы для репетиторов. Из 10 млн пользователей более 160 000 купили подписку. Цена – от $7 в неделю до $99 в год. За эти деньги пользователь получит более 90 решений в месяц, отсутствие рекламы и пошаговое объяснение любой задачи.
MathMaster ориентируется на американский рынок – оттуда приходит 76% выручки. Далее с большим отрывом следуют англоязычные Канада, Великобритания и Австралия. Еще несколько процентов приносят ЮАР, Мексика, Бразилия и ОАЕ.
Спрос на изучение математики бешеный. «На всех рынках, где оперирует BUKI, этот предмет всегда в топе по количеству запросов, в неанглоязычных странах – номер два после английского», – говорит соучредитель украинской платформы для репетиторов BUKI Вадим Синжерецкий. Из более чем 100 предметов на математику приходится 15% заказов в Украине и около 25% – в Польше, добавляет он. Несмотря на войну, в 2022-м его стартап в тестовом режиме запустился в США, годовая выручка подскочила до $10 млн.
В феврале 2021 года конкурент украинцев Photomath привлек $23 млн инвестиций от GSV Ventures и Cherubic Ventures, пишет TechCrunch. Оценка по этому раунду – $92–138 млн, свидетельствуют данные Dealroom. Стоимость MathMaster фаундеры не называют. «Речь идет о десятках миллионов», – отмечает Штепа.
«Принимая во внимание объем выручки MathMaster и данные о публичных сделках компаний из той же сферы, оценка может быть в диапазоне $31–38 млн», – говорит принципал венчурного фонда Flyer One Ventures Алексей Ермоленко. Пространства для роста MathMaster хватает. Что может помешать?
Самая горячая технология года – генеративный ИИ – тоже умеет решать школьные задачи по математике. Хотя результаты пока далеки от безупречных.
В начале 2023 года разработчик ChatGPT OpenAI прокачал модель, чтобы повысить качество и точность вычислений, однако стабильной ее назвать сложно. Июньская версия топовой модели GPT-4 справлялась с задачами значительно хуже мартовской, говорится в исследовании Стэнфордского университета. Количество правильных ответов на простые математические задачи обвалилось с 97,6% случаев до 2,4%.
Пока алгоритмы прокачиваются, Шаталов со Штепой делают ставку на тьюторинг. Объяснение ценнее самого решения. В США есть тренд, что школьники все хуже сдают тесты по математике, а занятия с репетитором стоят дороже годовой подписки на MathMaster, объясняет стратегию Шаталов.
Другой фактор – скорость. Среднее время ответа у MathMaster – четыре минуты. «Brainly в среднем решают задачи до часа, а могут не решить вообще», – говорит Шаталов.
Будет ли стратегия выигрышной – покажет новый учебный год. В низкий летний сезон тьюторы MathMaster обрабатывают около 10 000 запросов в сутки. В высокий – с начала осени до мая-июня – вдвое больше. «С сентября перейдем на 30 000 в сутки», – уверен Штепа. План на будущее – расширить перечень точных наук в приложении, а затем охватить и другие школьные предметы. Мы хотим быть карманным тьютором, говорит он.


Вы нашли ошибку или неточность?
Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.