Категория
Инновации
Дата

Школа бизнеса Genesis. Двое украинцев подсадили американских школьников на математическое приложение, которое зарабатывает до $1 млн в месяц. Как работает MathMaster

Соучредители Futurra Group Виталий Шаталов (слева) и Дмитрий Штепа /Иллюстрация Анна Наконечная

Соучредители Futurra Group Виталий Шаталов (слева) и Дмитрий Штепа Фото Иллюстрация Анна Наконечная

Запущенное в 2021-м украинское математическое приложение MathMaster генерирует до $1 млн в месяц. Львиная доля из 10 млн пользователей – американские школьники и студенты, нуждающиеся в помощи с домашкой. Как масштабировать такой бизнес, когда ChatGPT автоматизирует задачи одну за другой

Forbes Ukraine выпустил новый номер журнала. Приобрести его с бесплатной доставкой можно по этой ссылке. В журнале: первый список лучших работодателей для ветеранов, список перспективных молодых украинцев «30 до 30», 40 компаний, которые вышли на иностранные рынки во время войны, истории Марии Берлинской, Всеволода Кожемяко и почти два десятка текстов.

«На первые две недели были такие задачи: что делать с бизнесом и что делать с командой», – вспоминает начало полномасштабного вторжения CEO семилетней IT-компании Futurra Group Виталий Шаталов, 31. Эта дилемма знакома сотням украинских предпринимателей, но для Шаталова и его кофаундера Дмитрия Штепы, 26, ситуация выглядела патовой.

Флагманский продукт Futurra Group – учебное приложение для школьников и студентов MathMaster, помогающее решать математические задачи. Оно приносит до 80% выручки компании и полностью зависит от сотен так называемых экспертов – людей, которые, собственно, и делают всю работу.

В марте 2022 года Шаталов со Штепой эвакуировали разработчиков в пансионаты на Западе Украины и в авральном режиме искали замену экспертам-украинцам. «Они не могли работать, были в подвалах, без связи, уехали в другие регионы или за границу», – говорит Шаталов.

План сработал. На август 2023-го у MathMaster было 10 млн пользователей, 80–90% экспертов – иностранцы, годовая выручка подскочила вдвое. Как устроен бизнес на математике и почему фаундеры сделали ставку на человеческий интеллект, пока мир завоевывают ИИ-алгоритмы?

Живые тьюторы против алгоритмов

Основанная в 2016-м Futurra Group – первый бизнес выпускника «фабрики стартапов» Genesis Шаталова. Проработав продакт-оунером три года в компании Владимира Многолетнего и Василия Ульянова, он отважился уйти в свободное плавание.

В партнеры взял студента третьего курса экономфака КНУ им. Шевченко Штепу. Тот как раз заинтересовался цифровым маркетингом и искал опыт на тематических мероприятиях в разных компаниях и университетах. «Мне сказали, что есть парень, который очень хочет работать, даже бесплатно», – улыбается Шаталов.

Бизнес-модель Futurra Group несколько напоминает альма-матер Шаталова Genesis. Компания разрабатывает мобильные приложения – от бизнес-утилит и VPN до астрономического приложения для наблюдения за звездами через смартфон. Когда какой-то продукт выстреливает – он выделяется в самостоятельный бизнес-юнит. Впрочем, похоже, что от Genesis учредители получили не только опыт.

Futurra Group – одна из инвестиций Skelar, подтвердили Forbes фаундеры и два источника, знакомых с подробностями сделки. Skelar – основанный Максимом Штепой венчур билдер с фокусом на продуктовых стартапах, который до 2023-го назывался SocialTech. Это один из «выпускников» Genesis, выросший достаточно, чтобы отделиться от материнской компании.

Сумму инвестиций учредители Futurra Group не разглашают, ссылаясь на NDA. На запуск MathMaster понадобилось чуть более $1 млн, за год проект вышел на самоокупаемость. Выручка Futurra Group в 2022-м – $1 млн в месяц, по сравнению с 2021-м доходы выросли вдвое, уверяют учредители. Львиную долю этой суммы – 80–90% – обеспечивает математическое приложение. Почему оно стало флагманским продуктом?

Бизнес-приложения приносили Futurra Group стабильный доход, но однажды фаундеры наткнулись на нишу приложений для решения задач в точных науках. Там уже были большие игроки с большими доходами, говорит Штепа. Одни из самых известных – основанный в 2009 году польский Brainly с 350 млн пользователей и американский Photomath с $29 млн венчурных инвестиций.

Школа бизнеса Genesis. Двое украинцев подсадили американских школьников на математическое приложение, которое зарабатывает до $1 млн в месяц. Как работает MathMaster /Фото 1

Команда Futurra Group

Снаружи функционал продукта прост – нужно скачать приложение, загрузить в него задачу и получить ответ. Первая версия MathMaster была автоматической – запросы пользователей обрабатывали алгоритмы. Однако не слишком успешно – программы справлялись только с 50–60% задач. Основная проблема – пользователи не всегда предоставляли корректные данные, иногда просто сбрасывали какие-то графики, фотографии с книг или монитора компьютера, говорит Штепа.

«Решения не было ни у нас, ни у конкурентов», – продолжает он. Тогда партнеры попытались делегировать решение задач живым людям, разбирающимся в математике. Идея сработала – сейчас с MathMaster сотрудничают более 1000 экспертов-фрилансеров, из них до 20% – украинцы. Их заработок – от $30 до $2000 в месяц – зависит от количества решенных задач. На чем планируют дальше зарабатывать их «работодатели»?

Сколько стоит MathMaster

Текущая версия MathMaster – это смесь приложения-шпаргалки и платформы для репетиторов. Из 10 млн пользователей более 160 000 купили подписку. Цена – от $7 в неделю до $99 в год. За эти деньги пользователь получит более 90 решений в месяц, отсутствие рекламы и пошаговое объяснение любой задачи.

MathMaster ориентируется на американский рынок – оттуда приходит 76% выручки. Далее с большим отрывом следуют англоязычные Канада, Великобритания и Австралия. Еще несколько процентов приносят ЮАР, Мексика, Бразилия и ОАЕ.

Спрос на изучение математики бешеный. «На всех рынках, где оперирует BUKI, этот предмет всегда в топе по количеству запросов, в неанглоязычных странах – номер два после английского», – говорит соучредитель украинской платформы для репетиторов BUKI Вадим Синжерецкий. Из более чем 100 предметов на математику приходится 15% заказов в Украине и около 25% – в Польше, добавляет он. Несмотря на войну, в 2022-м его стартап в тестовом режиме запустился в США, годовая выручка подскочила до $10 млн.

В феврале 2021 года конкурент украинцев Photomath привлек $23 млн инвестиций от GSV Ventures и Cherubic Ventures, пишет TechCrunch. Оценка по этому раунду – $92–138 млн, свидетельствуют данные Dealroom. Стоимость MathMaster фаундеры не называют. «Речь идет о десятках миллионов», – отмечает Штепа.

Математическое приложение MathMaster

Математическое приложение MathMaster

«Принимая во внимание объем выручки MathMaster и данные о публичных сделках компаний из той же сферы, оценка может быть в диапазоне $31–38 млн», – говорит принципал венчурного фонда Flyer One Ventures Алексей Ермоленко. Пространства для роста MathMaster хватает. Что может помешать?

Самая горячая технология года – генеративный ИИ – тоже умеет решать школьные задачи по математике. Хотя результаты пока далеки от безупречных.

В начале 2023 года разработчик ChatGPT OpenAI прокачал модель, чтобы повысить качество и точность вычислений, однако стабильной ее назвать сложно. Июньская версия топовой модели GPT-4 справлялась с задачами значительно хуже мартовской, говорится в исследовании Стэнфордского университета. Количество правильных ответов на простые математические задачи обвалилось с 97,6% случаев до 2,4%.

Пока алгоритмы прокачиваются, Шаталов со Штепой делают ставку на тьюторинг. Объяснение ценнее самого решения. В США есть тренд, что школьники все хуже сдают тесты по математике, а занятия с репетитором стоят дороже годовой подписки на MathMaster, объясняет стратегию Шаталов.

Другой фактор – скорость. Среднее время ответа у MathMaster – четыре минуты. «Brainly в среднем решают задачи до часа, а могут не решить вообще», – говорит Шаталов.

Будет ли стратегия выигрышной – покажет новый учебный год. В низкий летний сезон тьюторы MathMaster обрабатывают около 10 000 запросов в сутки. В высокий – с начала осени до мая-июня – вдвое больше. «С сентября перейдем на 30 000 в сутки», – уверен Штепа. План на будущее – расширить перечень точных наук в приложении, а затем охватить и другие школьные предметы. Мы хотим быть карманным тьютором, говорит он.

Материалы по теме

Вы нашли ошибку или неточность?

Оставьте отзыв для редакции. Мы учтем ваши замечания как можно скорее.

Исправить
Предыдущий слайд
Следующий слайд
Новый выпуск Forbes Ukraine

Заказывайте с бесплатной курьерской доставкой по Украине