Breaking news: «Первые восемь судов прибыли за украинским зерном». Россияне сняли блокаду, наш экспорт открыт? Если коротко, нет /Фото Getty Images
Категория
Картина дня
Дата

Breaking news: «Первые восемь судов прибыли за украинским зерном». Россияне сняли блокаду, наш экспорт открыт? Если коротко, нет

В Администрации морских портов Украины (АМПУ) говорят, что деблокада устья Быстрое поможет бизнесу сэкономить не менее полумиллиона долларов в сутки Фото Getty Images

Пока остров Змеиный был оккупирован, из Украины вывозить зерно можно было только через румынский канал Сулина. Освобождение острова открыло небольшую дверцу для малых судов, которые теперь быстрее смогут вывозить украинское зерно. Это не даст значительного толчка экспорту, но сэкономит бизнесу не менее полумиллиона долларов в сутки.

Система мониторинга Marine Traffic показывала, что 11 июля в дельте Дуная образовалась пробка из более 100 балкеров и танкеров. Место неслучайное, это единственные экспортные ворота, оставшиеся в Украине. С начала войны из 13 портов в Украине работали всего три: Рени, Измаил и Усть-Дунайск. Но и этот небольшой участок работал не на полную, поскольку россияне блокировали остров Змеиный. 30 июня ВСУ освободили остров, и уже с 9 июля для судов открылось устье Быстрое, расположенное в 35 км от острова. Что дает разблокировка?

Дунайские порты открылись для экспорта и импорта. Теперь небольшие суда с осадкой 4 м (грузоподъемность до 7000 т зерновых) могут заходить по устью Быстрое в Измаил, Рени и Усть-Дунайск, загружаться, выходить в Черное море и отправляться в Румынию и Болгарию, где зерно перегружают на панамаксы (могут перевозить от 30 000 до 50 000 т зерновых). В Администрации морских портов Украины (АМПУ) говорят, что деблокада устья Быстрое поможет бизнесу сэкономить не менее полумиллиона долларов в сутки. Это возможно за счет того, что судовладельцы не будут тратить средства на оплату простоя и получат дополнительный логистический маршрут.

Увеличится скорость судоходства в дунайском регионе. До этого суда проходили через румынский канал Сулина, но он мог принимать лишь 4 судна в сутки при необходимых 8–10 судов, говорит заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков. Поэтому в акватории формировались пробки. По словам Васькова, некоторые суда ожидали прохода в течение месяца. Открытие разгрузит заторы уже через неделю. За последние двое суток после открытия устья Быстрое через канал прошло 16 судов с агропродукцией, говорит Васьков.

Breaking news: «Первые восемь судов прибыли за украинским зерном». Россияне сняли блокаду, наш экспорт открыт? Если коротко, нет /Фото 1

Скрин из системы мониторинга Marine Traffic. Скопление судов у устья Быстрое и канала Сулина

Увеличить экспорт. Министерство инфраструктуры также ведет переговоры с Румынией и Европейской комиссией для увеличения пропускной способности и количества лоцманов на канале Сулина. Васьков считает, что если эти переговоры дадут результат и при наличии пути через устье Быстрое в течение недели скопление судов на рейде будет ликвидировано, а ежемесячный экспорт зерновых увеличится на 500 000 т (в июне 2022 года Украина экспортировала 2,17 млн т зерновых).

Разблокировка устья Быстрое – важный, но недостаточный шаг, говорят в пресс-службе Украинской зерновой ассоциации. Дунайские порты не могут полноценно заменить черноморские. Во-первых, они способны переваливать лишь до 1 млн т зерновых в месяц (для сравнения: черноморские порты экспортировали 5–6 млн т зерна в месяц). Во-вторых, россияне повредили мост через Днестровский лиман в Затоке, из-за чего невозможна транспортировка по железной дороге зерна в дунайские порты, говорят в ассоциации.

Почему дорогая логистика

Поясняет Украинская зерновая ассоциация

На сегодня цена доставки зерна с поля в порт Констанца в Румынии стоит $160–180 за т, а цена реализации в том же порту – $240–250 за т. Сельхозпроизводителю остается лишь $70–80, несмотря на себестоимость одной тонны ячменя около $180–190. При нехитром подсчете понятно, что затраты на производство не покроют и половины стоимости. Поэтому уже можно сказать, что поиск логистических путей за границей не даст нашей стране продолжать производство зерновых и масличных в таких объемах, как раньше, а у потребителей в Африке не будет возможности покупать такие драгоценности, как пшеница и кукуруза.

Даже если через Быстрое начнут активно идти малотоннажные суда, то они столкнутся с проблемой загрузки дунайских портов, которые сейчас работают на грани возможностей, прорабатывая идущие к ним через Сулину суда, объясняет основатель консалтинговой компании The Charterers Олег Солодухов. Разблокировка устья Быстрое не увеличит кардинально экспорт зерновых, но даст судовладельцам дополнительный маршрут и гибкость в организации морских перевозок мелкотоннажным флотом, считает он.

Материалы по теме